М.Захидов: Ложка дегтя, или Как узбекские журналисты сегодня оценивают Андижанские события 01:38 11.12.2006
Ложка дегтя, или на кого опираются журналисты при оценки событий в Андижане.
В "Андижанской правде" опубликованы интервью с гражданами, которые имели отношение к событиям в Андижане. Например, приведены слова вдовы председателя Андижанского отделения Комитета Защиты Прав Личности Узбекистана КЗПЛ Зульфии Эргашевой: "Мой муж Кадырджан Эргашев занимался правозащитной деятельностью. Сторонники течения акрамия вынудили и его присоединиться к ним. В ходе майских событий он был ранен. Несмотря на своевременно оказанную медицинскую помощь, он скончался вскоре после выписки из больницы.
>Большинство андижанцев выступило за применение высшей меры наказания в отношении главарей "акрамистов". Я с этим не согласна. В демократическом государстве нет места принципу "око за око". Пусть им назначают наказание, исходя из правовых норм". Сразу режет слух слова, что Кадыра акрамиты вынудили присоединиться к ним. Зульфия как бы старается подчеркнуть, что гонения на правозащитников после андижанских событий оправданы. Очень неуклюжее заявление и насквозь ложное по своей сути. Кадыр Эргашев 13 мая в 05.30 утра позвонил ко мне и сообщил, что выпущенные из тюрем заключенные, которых мы защищали, пришли в офис КЗПЛ и рассказали о происшедшем. Просил совета. Я сказал, чтобы все сидели в офисе и носа на улицу не высовывать. Но он с заместителем Рахматовым пришел в логово мятежников, чтобы остановить их. Рахматов был убит, Эргашев легко ранен, но действительно чудом остался в живых. Эргашев погиб в результате автомобильной катастрофы 4 августа 2005 года, которую отец вышецитируемой Зульфии пытался выдать за происки властей. Более того, вдова Кадыра сразу же после смерти мужа присвоила печать и офис КЗПЛ и пыталась у Международного Совета Международного Общества Прав Человека востребовать 5 тыс. долларов … компенсации.
Печать и остальные документы ни семья Эргашева, ни Прокуратура Андижанской области, которая изъяла документы, не вернули вновь сформированному Правлению. Другой не менее выразительный пример связан с Отделением КЗПЛ в Наманганской области, где печатью и документацией завладел бывший сотрудник органов внутренних дел Халим Махмудов. Сразу же после андижанских событий он выступил на страницах "Наманганской правды" со статьей "Хушер булайлик" (Будем бдительны), в которой осудил мятежников и заодно облил клеветой ни в чем не повинных людей, хотя ни одного дня в Андижане не был и ситуацией не владел. Зато мастерски сумел спровоцировать скандал с журналистом Озодлика Носир Зокиром и засадить его в тюрьму, а затем спровоцировал скандал с сыном Носира членом МОПЧ Зохидом Зокиром, которого тоже посадил в тюрьму. Нам пришлось потратить неимоверные усилия, чтобы выдворить Махмудова и всю его ментовскую компанию из КЗПЛ.
Но если это нам удалось в Намангане, то в Самарканде мошенник, вымогатель Шавкат Абдуллаев (бывший председатель Самаркандского отделения КЗПЛ) продолжает ходить в правозащитниках. СМИ использовали его хулиганскую выходку против "Фридом Хауз" в Самарканде, как осуждение этой организации … за пособничество терроризму. "Самаркандский вестник" сразу же выступил в защиту Абдуллаева, как принципиального и честного правозащитника и представила страницы издания для его разглагольствований по фактам, которые придумал для него талантливый фантаст, который с 1972 года работал на КГБ УзССР председатель Независимой Организации по Правам Человека - НОПЧУ М.Ардзинов.
Только мы попытались закрыть офис Абдуллаева в Самарканде (а он получил офис аж в здании областного хокимията), как сразу же в Самарканд направилась завербованная спецслужбами некая правозащитница Ольга Краснова и в СМИ появилась статья в защиту Абдуллаева. Но ни слова о тех многотысячных долларах, которые Абдуллаев под маркой правозащитника сдирал с граждан, которые мечтали любым способом выехать в США на заработки, как он ободрал крышу фермера и перевез к себе шифер в Джамбайском районе за то, что пообещал защитить его права фермера. И он не думает возвращать деньги обманутым и угрожает им связями с органами. Всякое тайное становится явным и поэтому у населения нет никакой веры ко всему тому, что говорится в узбекских СМИ. Впрочем, когда ставишь эти вопросы на собраниях, то в ответ слышишь, что и ТАМ поступают также. Действительно, высказывание старогородского разборщика Пирмухамедова Абдурахмона, которого мы в молодости знали как "Антона", полгода истерично орал по Озодлику, что президенту никто не давал права … сближаться с Россией, и что он, Абдурахман, против. Явно, что он полил водичку на мельницу определенных кругов. Или по поводу тех же андижанских беженцев.
Наша организация и лично я (6 моих родственников из Андижана оказались в Оше) прилагали огромные усилия, чтобы они вернулись на родину. При этом власти откровенно сказали, что те, которые не принимали участие в бандформировании, не будут преследоваться, но, в противном случае, будут нести ответственность по всей строгости закона. Запугивание наших беженцев, истеричные выступления известной журналистки Бухарбаевой с прострелянным рюкзаком с журналистским удостоверением, в которое попала пуля снайпера 13 мая и которая во время вместе со своей сестрой оказалась на месте предстоящих событий, что не надо возвращаться в Узбекистан, говорят сами за себя. Но их же методами проводить пропаганду, да еще в национальном разливе не стоит. Достаточно, поставить их на место по имеющимся фактам. Не стоит обращаться к сомнительным и явно ложным источникам информации, которые зачастую говорят, что им расписывают. Очень примитивно и неубедительно. Известны, например, провокационные репортажи узбекских журналистов БиБиСи Атаевой и Алябьева против Обидхон Кори Назарова, выдающегося богослова Митрополита Владимира, который внес исторический вклад в сохранении связей между Узбекистаном и Россией в ельцинский период правления, против бывшего муфтия Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа. Да и сам факт заинтересованности правозащитника Мемориала В.Пономарева религиозными настроениями в Андижанском военном округе тоже говорит о многом. Можно критиковать их, но не и пользоваться их методами. А их предостаточно. Как и собственно деятельность международных НПО. Но мы идем по пути их ликвидации любым способом и вызываем огонь на себя.
Принятие резолюции о том, что в Узбекистане преследуются религиозные свободы в основе имеет цель завоевать симпатии экстремальных религиозных кругов, а не встать на их защиту. Точно также, когда узбекским правозащитникам рекомендовали побольше фактов о пытках. Они сразу же на приготовленных плакатах по рекомендации дописывали слова "и пытки в РОВД". Сейчас побольше фактов о судах над экстремистами. Если бы освещение этих фактов помогло. Но в проведении кампании по закрытию международных НПО мы превзошли самих себя и настолько примитивным образом подтасовывали факты, что у среднестатистического гражданина вполне может сложиться уверенное мнение, что в Узбекистане преследуют мусульман и для объективности и другие конфессии. И никакие выступления официальных лиц не сгладят ничего.
^Марат Захидов zakhidov@rambler.ru
|