Э.Гасанов: Армения - Азербайджан: победа и поражение. Ч. 1-я 00:56 18.12.2006
Армения – Азербайджан: победа и поражение. ЧАСТЬ 1.
Предположение, что примирение армян с азербайджанцами вполне возможно, стимулируется, надо сказать, довольно либеральным режимом, на котором, в особенности находятся старые совки. Это разбухший аппарат, черпающий свои силы не из партии, а из средств народа, боящийся за свое существование, он является послушным орудием всякого, кто держит в руках большие финансы. Нам необходима не голая схема урегулирования карабахской проблемы, а частичное пробуждение нации. Нужно будить железную волю народа. Всегда было так, такова картина тенденций мирового развития в целом, картина всего международного переплета сил в вопросах межгосударственных отношений. Но в основном это касается обществ развитых, где есть четкая увязка властей с народом. Но речь пойдет об Азербайджане, он разоружен до зубов. Мы бездарно проиграли войну, на нас буквально вырвали! И этот уничижительный процесс продлен надолго. И в этом процессе виноваты все азербайджанцы, причина всего этого в многовековом непроизводительном слабосилии! Представьте себе мужчину, у которого сняли брюки, его раздели насильно, и он в одних трусах разгуливает по центру оживленного города, прохожие показывают его друг другу, смеются, а ему хоть бы хны: он с превеликим продовольствием в одних трусах разгуливает, покупает мороженное, семечки, нагло и спокойно курит сигареты, как ни в чем прохаживается по тротуару. И когда его хотят пристыдить, он еще брыкается, нахально замечает, что "брюки с него сняли нечестно, с ним поступили не по мужски, его обидели несколько человек, это была не равная драка. Де, он тут не при чем"! Итак, вопрос: какая разница, честно – нечестно?! Ты в одних трусах! Закопайся! Застрелись! Но лучше закопайся! Многие мои сородичи не понимают мою критику в адрес собственного народа, называя это оскорблением. Дескать, я оскорбляю свою нацию. Нет, братья, это не оскорбление, ибо оскорбление – это несправедливое принижение и обливание грязью достойного объекта. А я называю вещи своими именами. Еще! Нельзя даже порицать свой народ, если он воюет, иначе он падет духом. Нельзя унижать солдата в окопе, ибо ему скоро умирать за Родину. Военного надо выгораживать, подбодрить, поднять его дух. Но о каком духе речь? Азербайджанец не в духе, он мертв! Он разлагающийся труп, у него лишь слово без дела, ему электрошок (!) не поможет. Азербайджанец проиграл войну армянам, 20% земли потеряны, честь и совесть растоптаны, а он еще умудряется нагло апеллировать: - Армянам помогали русские! Если бы не они, а вот если бы, … если бы….
Какая разница, кто помогал армянам? Мы обезличены, а тут в Баку еще находятся всякие политологи, политики, писатели, музыканты, певцы, бизнесмены. Собираются вместе, умничают, с умными лицами что – то обсуждают, дискутируют, выдвигают нелепые аргументы, спорят, занимаются бизнесом. Покупают дорогие иномарки, открывают салоны красоты, возводят новостройки. Дипломаты переговаривают с армянскими коллегами, народ смирился с поражением, всем все по барабану. Тут гнилой компромисс по существу. Наши дипломаты – старые оценщики, они дешево оценивают свой народ. В Баку проводятся чемпионаты по домино и нардам, всякие реалити - шоу. Все обсуждают политику, даже шофер такси с юридическим лицом. А как речь заходит о серьезных политических делах, все пасуют. В эфир выходят наши интеллигенты, академики, старикашки – чудаки, лижут руку правителю, надеются, что "после" все же наступит. Каждый считает себя гением, каждый хочет выглядеть умнее, показаться ярким, солидным, мол, мы сами с трусами. В гробу я их всех видел! Слышите, в гробу! Молодежь Азербайджана – отдельный разговор, она делится на три категории: первая сидит в интернет клубах, играет всякие игры, знакомится с девушками, вторая – это "автоши", автохулиганы, устраивающие гонки на дорогах города. А третья взрывает на улицах города праздничные хлопушки, пугая прохожих. Это наша молодежь, спрашивается: где же ее роль? Слишком ясно видно: азербайджанцы – дефективная, неполноценная нация. Азербайджанец – это диагноз! Это вывод разума. Умрите с миром! Ставлю дело совсем прямо: это говорит о мощном равнодушии азербайджанского общества, тут все зажмурились, закрыли свои уши, ничего не хотят слышать и видеть Я написал более 20 книг, даже счет потерял. Грош им цена, этим книгам! Я представитель ущемленной ущербной нации, а пишу книги. Мне стыдно! Недавно кстати готовил шашлык на даче, для подогрева использовал листы своей книги, чтоб поджечь дрова. Разорвал книгу надвое, вырвал листы, подпалил их на огне.
С совестью, с понятием о добре и зле каждый человек рождается, стало быть, рождается прямо и с целью жизни; жить для добра и не любить зла. Рождается с этим и мужик и барин, и армянин и азербайджанец - все чтят добро. Но тут надобен и разум и рассудок. Стоит иностранцу заявить о целостности территорий Азербайджана (мол, он признает, что Карабах – азербайджанская земля), тут же в Баку праздник. Все смеются, обмывают эту "победу", де, Карабах скоро "вернут". Именно вернут, а не отвоюем. Будто слова иностранца что - либо значат. Стоит армянам поджечь оккупированные приграничные с Азербайджаном села, опять наши азартно выкрикивают радостные слова. Стоит кошке промяукать, птице пролететь над крышей, стоит троллейбусу проехать, тут же азербайджанец это воспринимает как некое тайное решение карабахской проблемы. Как будто малышу показывают шоколадку, или игрушку, и он, просияв, протягивает руку вперед. Мне жаль свою нацию, она мелка, у нее высокий инстинкт самоуничтожения и узость понимания собственной проблемы. У нас даже грузовики мельчают. Надо бы здесь заметить: наше злокачественное общество напоминает примерно такую картину: на стадо овец напали шакалы, истребляют его, а главный пастух, скрестив руки на груди, спокойно наблюдает это кровавое зрелище. И был бы я на месте этого пастуха, поступил бы точно также. …
Но тут есть довольно любопытный психологический факт. Часто меня удивляет странность в характере армян. Они выиграли войну у азербайджанцев, а умудряются еще цацкаться с ними, вступают в диалоги, что – то им доказывают, убеждают их, дают жалкие ссылки. Был бы победителем азербайджанец, он вообще махнул бы рукой на армянский вопль. А тут стоит азербайджанцу крикнуть, пикнуть, тут же армянин реагирует, пытается оспорить, апеллирует так раздраженно, как будто защищает последнее свое достояние. Спрашивается: зачем? Удивительно! Скажем, на шиканья греков и киприотов турки не обращают внимания вообще. Собака лает, караван идет. Армянин же на претензии азербайджанца немедленно отвечает. Странно и непонятно. Армянин выиграл, унизил азербайджанца, а параллельно в интернет форумах армяне болтают с азербайджанцами, проходят встречи дипломатов. Как ни в чем армянские коммерсанты встречаются с азербайджанскими коллегами в Москве, Нью - Йорке, Тегеране, иных городах. Сидят за общим столом, вместе кушают, пьют, шутят, смеются. Это точно, точно так. Что за снисхождение в кривом зеркале? Это комическое общение человека порядка с человеком беспорядка. То есть, армянин спокойно может пристыдить азербайджанца, регулярно давить на его мозоль, ежедневно бередить ему рану, которую он сам же нанес. Но он не смотрит на ущемленного азербайджанца свысока, сверху вниз. Хотя мог бы, имеет полное право. Определенный нонсенс в этом есть. Но окончательно одно: армянин и азербайджанец – одна и та же дрянь, а дрянь тянется к дряни.
^ЭЛЬЧИН ГАСАНОВ, ПИСАТЕЛЬ. rufinat@mail.ru
|