Д.Косырин: Почему США так озабочены положением с религией в Узбекистане? 08:22 17.01.2007
С Библией в башке, с кольтом в руке…
Сто лет назад американский писатель Марк Твен писал немало памфлетов по поводу американской внешней политики, густо замешанной на святошеской трескотне и демагогии о цивилизаторской миссии христианских стран. История повторяется, и сегодня, знакомясь с некоторыми публикациями, поневоле вспоминаешь до сих пор сохранившие свою актуальность горькие размышления романтика демократии, на склоне лет глубоко разочаровавшегося в американской действительности. Судите сами. Вот только выдержки из двух материалов "Узбекистан и свобода религии. Мнение экспертов" и "Религия и Пентагон" словно в насмешку прозвучавших один за другим в эфире радиостанции "Голос Америки".
В первом выступает председатель комиссии США по религиозной свободе в мире Майкл Кромарти, по чьей рекомендации в конце прошлого года государственный департамент США включил Узбекистан в список стран, вызывающих особую озабоченность из-за серьезных, якобы, нарушений свободы вероисповедания.
Причем тут Андижанские события и свобода религии? Если бы такое случилось на территории США (а такое уже было в негритянских кварталах), то реакция местных властей была бы однозначной – отстреливать всех как бешеных собак (что, кстати, и практиковалось поднятыми по тревоге подразделениями Национальной гвардии).
Правда, почтенный председатель и эксперт запамятовал, что эти "невооруженные люди" штурмом взяли местную тюрьму, выпустили на свободу почти тысячу уголовников. Вооружили их автоматическим оружием, захваченным в результате тщательно спланированных налетов на местные воинские части. Далее, почувствовав вкус безнаказанности, первым делом подвергли нечеловеческим пыткам и надругательствам вышедших их успокаивать представителей местных властей, заживо сожгли на площади чиновников из налоговых служб и безоружных милиционеров, спалили дотла местный театр…
Кстати, почему бы Комиссии США по религиозной свободе в мире и ее председателю Майклу Кромарти не поинтересоваться положением верующих в самих Соединенных Штатах? Ведь во втором материале "Религия и Пентагон", прозвучавшем в том же эфире разговор шел об Академии ВВС США, где христиан-евангелистов обвинили в оказании давления на курсантов, принадлежащих к другим конфессиям. Или оценить с позиции принципа разделение церкви и государства, который является одним из основополагающих принципов американской демократии, пропагандистский фильм о "Христианском посольстве" - организации христиан-евангелистов, целью которой является работа в высших эшелонах правительства и военного ведомства. В Америке немало представителей других религий и христианских направлений и столь явное предпочтение руководством министерства обороны одной конфессии перед другими, думается, не может не оказывать негативного влияния на мораль подчиненных. Как говорят правозащитники: "Тем самым проводится линия, разделяющая людей, причем делается не по инструкциям и не по способностям. Почему вдруг благочестивый офицер становится хорошим офицером? Кто это определяет. Оказывается, благочестивость определяется в терминах христиан-фундаменталистов".
Нет, американским чиновникам нет дела до разрешения внутренних религиозных проблем "волнующих американское общество". Сегодня, для того чтобы в полной мере оценить американские "Дары цивилизации" даже не обязательно вновь и вновь обращаться к Марку Твену, очень колоритно описавшего их реальную суть в начале века двадцатого. Достаточно посмотреть, что принесли "международные борцы с терроризмом" народам Афганистана и Ирака. Ковровые бомбардировки стратегическими бомбардировщиками беззащитных городов и деревень, "точечные удары" супермощными ракетами по промышленным предприятиям, жилым кварталам и культурным центрам, стравливание суннитов и шиитов, христиан и мусульман, пуштунов и малых народов, надругательство над военнопленными, массовые изнасилования малолетних с последующим расстрелом их семей… Стали ли афганцы и иракцы жить лучше, вкусив реальных "плодов американской демократии"? А как же обещания небывалого расцвета экономики, торжества демократии, всеобщего счастья?
Итак, для чего озабоченные положением с религией в Узбекистане американские святоши включили его в специальный черный список? Они этого и не скрывают: >для того, чтобы использовать существующие рычаги давления – от демарша до полномасштабных экономических санкций, и вызвать у властей страны "ощущение испуга, страха и дискомфорта". И получить беспрепятственный доступ к рынкам и сырьевым ресурсам "опекаемой" страны, то есть иметь от этого реальные экономические дивиденды.
Давайте оценим конкретные результаты. Почти два года прошло со времени Андижанских событий в Узбекистане, и, несмотря на все страшные пророчества, там спокойствие и созидательный труд. Да, правительство и парламент принимают меры, чтобы залатать прорехи в законодательстве, позволявшие религиозным экстремистам действовать безнаказанно. Но делается это в строгом соответствии с общепринятыми демократическими принципами, то есть по закону.
В это же время, имевшие несчастье попасть под американскую оккупацию Ирак и Афганистан, раздираются религиозными противоречиями, переходящими в полномасштабную гражданскую войну. Люди тысячами гибнут не только от рук террористов и религиозных экстремистов, но и заморских солдат. И конца этой трагедии не видно. Мощнейшая в мире американская армия, поддерживаемая союзниками от Англии до Эстонии, по официальному мнению комиссии американского конгресса, терпит сокрушительное поражение от "безоружных туземцев" и вынуждена всерьез планировать "организованный вывод войск", грозящий превратиться в позорное паническое бегство. Так кто же на деле умеет не только бороться с террористами и религиозными экстремистами, но хранить и развивать межконфессиональное согласие и сотрудничество: заокеанские непрошенные судьи и менторы, или поддерживаемые всеми религиозными конфессиями узбекские власти?
^Дмитрий Косырин dmitriy65@list.ru
|