Э.Гасанов: Больные люди, … или Cлово об азербайджанском патриотизме 11:13 30.01.2007
Невозможно выйти за границы возможного, но допустимо выйти за границы допустимого.
В Азербайджане интеллект воспринимается в виде двух крайностей:
1. Или человек невежда и баран, его место в хлеву и только. Он не должен выходить в люди, ибо он нелюдь. 2. Или же он настолько грамотен, что может средь бела дня в центре Баку застрелить человека с полным правом, и никто, слышите, НИКТО (!) не имеет право его засудить, ибо он грамотный.
То есть, система такова: или золото, или дрянь. Одно из двух. Нет серебра, нет даже бронзы, в самом деле, крайность. В Баку всегда путают патриотизм с честностью, образованность с глупостью. Чем меньше ума, тем больше им делятся. Все оппозиционные газеты на своих страницах выставляют оскорбления в адрес правительства, Президента, реакционные журналисты считают, что на это они имеют полное право.
В этой связи отмечу покойного Эльмара Гусейнова, его убили в 2005 году, он был редактором крайне - левого журнала "Монитор". Очень часто оппозиционными журналистами Эльмар Гусейнов указывается, как "великий" журналист. Представили? Великий! Объясняю. Журналист великим быть никак не может, ибо он работает по факту, ПО ФАКТУ! На величие претендует творческий человек, то бишь тот, кто производит, творит, создает образ, ставит на середину свою продукцию на суд людям. Великим может быть тот, кто сможет понять, увидеть, найти то, чего другим не по силам.
Скажем, как Эйнштейн увидел теорию относительности, именно увидел (!), а не открыл, эта теория в науке была всегда, ее надо было увидеть, что и сделал великий Эйнштейн. Журналист лишь передает, освещает, отражает то, что видит, не более! "Четвертая власть" пишет то, что знают многие, но она это делает более конкретно, предметно. Ясно? Понимаю, что повсюду невменяемые люди, кругом тотальное непонимание, тем более в этом вопросе, где я затронул неактивную струну, но это именно так.
Журналист может создать лишь мнение, но какое мнение в бесславном Азербайджане может создать левый журналист? Какое мнение я вас спрашиваю? Вообще не понятно, зачем убили Эльмара Гусейнова? Когда убили Политковскую, Листьева, я это понял, так как пресса в России играет ведущую роль во всех сферах жизнедеятельности. Там прессу власть боится. На основе оппозиционных статей в США, Англии, России, Турции возбуждаются уголовные дела, ведутся расследования, сажают за решетку.
В СССР было точно также, стоило газете "Правда" или журналу "Крокодил" опубликовать кое - что о ком – то, не важно о ком, тут же принимались жесткие и крайние меры в отношении этого человека. Тогда было ясно, все координировалось властью.
А что в ныне Азербайджане? Газеты явно пишут, что скажем, какой – то министр взял взятку в размере 1000000 долларов, отдал тому – то, передал туда – то. Все открыто. И что? Все мимо, как об стенку огонь. Тогда опять вопрос: какой был смысл убивать Эльмара Гусейнова? Жил бы себе, писал бы, кому он мешал? Все равно эффекта от его статей не было. Все читали, усмехались, удивлялись, и все.
Он же не был первым резким журналистом, до него писал Рауф Ариф оглы, Замин Гаджи, Ганимет Захид, Азер Айхан, сейчас пишет Эйнулла Фатуллаев, и прочие, их же не убили. И не убьют, надеюсь. По крайней мере это не носит характер срочности.
Уровень интеллекта у Э. Гусейнова несомненно был выше, чем у указанных выше левых лиц (исключение Э. Фатуллаев), но смысл их деятельности один: непримиримая позиция по отношению к власти. Не суть. У нас ведь как думают: если человек не берет взяток, если он смел и честен, если он регулярно критикует власть, громя кулаком, то значит он патриот. Автоматически становится патриотом! Бред редкий! "Чистых рук" у нас пруд пруди, когда же появятся личности? Вот вопрос.
Эльмар Гусейнов не мог быть патриотом просто потому, что он элементарно не знал своего родного азербайджанского языка. Он понимал язык, воспринимал какие – то обрывки слов и выражений, но говорить не мог вообще.
Да, он был смел, честен, ни в чьей опеке не состоял, я его лично знал, кивну головой, могу подтвердить это. Но он не был патриотом! Кто не знает своего родного языка, у того и характера не будет народного, выпрямленного, национального. Это будет бесчувственная слепая масса, возможно смелая, мужественная, энергичная, честная, но не патриотичная. Можете себе представить, что в России Баркашов или Лимонов не знают русского языка?
Патриотом был Чингиз Мустафаев, на свой страх и риск снимал на камеру все ужасы карабахской войны. Как не снять шляпу перед его памятью? Тогда >кем же являются оппозиционные журналисты? Сказать честно? Они больные люди! Я в этом совершенно убежден. Поверьте, это обдуманный, не самый худший образец моей версии.
Тот же Эльмар Гусейнов вечно был в центре внимания, на слуху, на виду, на повестке дня, он уже привык, что его обсуждают, промывают косточки. Это не может не нравится разумному биологическому существу, это повышает его значимость.
И когда он временно отходит в сторону, в тень, его это коробит, мучает, ему это не нравится, он задыхается. Спустя время, он берет разбег, заново кидается в этот омут, хочет, чтобы его обсуждали снова и снова. Начинает наступательным тоном писать горькую сермяжную, колючую правду, развлекая бездушную толпу. Лишь толпе и уютно, ибо газета лезет нам в душу.
То есть, тщеславие для него выше страха. Он ради славы идет на жертву без оценки того, что произойдет потом. И это называют патриотизмом.
Это натуральная болезнь, и только. Очень сильная болезнь, мужики! Если бы вы знали… Это частично касается и меня тоже. Очень уж нескромно быть слишком скромным.
Все мы больные, мы находимся в таких твердых тисках этой хворы, что уже из них не выскочим. Нас вылечит лишь гроб! Тут почти такая же болезнь, как интернет (игры, форумы), инъекция сильного наркотика, алкоголизм, получение взяток.
В мире много болезней. Форма иная, суть та же. В нашем случае, это звездная болезнь, симптомы славы, признаки популярности. Ты хочешь обильного внимания, чтобы тебя продолжали обсуждать все более и более, кто травит, кто рукоплещет, но условие одно: чтобы ты оставался на плаву, вот она, стихия! Тут старик Фрейд с его теорией компенсаторной реакции так и просится к микрофону.
Наглядный красноречивый пример - Эйнулла Фатуллаев, который заново возобновил выпуск газеты "Реальный Азербайджан". Э.Фатуллаев смелый отважный парень, грамотный, образованный, честный, не лавирует, не прячется за других, но он такой же больной, как и Эльмар Гусейнов, как все иные оппозиционеры: левые журналисты, политологи, дипломаты, писатели, проще говоря, весь реакционный персонал республики.
Это позирование, это люди позы, иногда это большая поза, оправданная определенной ролью в общественных событиях, иногда менее оправдано. Но бывают и смешные позы, где левые люди выступают комиками труппы. В их статьях всегда больше иронии, чем иному человеку судьба отпускает на всю жизнь.
Это не патриотизм! По мне, патриотизм содержит в себе 4 категории.
1. Когда человек воевал на фронте, проливал кровь. Быть может, есть среди оппозиционеров ветераны войны, но одним участием дело не решишь. Для этого ты должен быть личностью!
2. Личность – это все! Это энергия, сила, мощь. За личностью народ пойдет, пойдут все, даже я пойду. Личность – это дьявол, демон, это бог, это человек, на которого ссылаются, когда заканчиваются аргументы.
3. Когда ты оратор, оратор революционно – зажигательного – агитаторского типа. Надо уметь говорить с пафосом, жаром, найти нужный лозунг, зажигать аудиторию. Многие люди не совсем понимают значения ораторства, мол, крикун, горлан, демагог, и пр. Однако именно ораторы искони вели толпу вперед. Троцкий в 1918 году приезжал в саратовскую губернию, выступал перед серой массой, уезжал. Назавтра перед наркомом стояла очередь, все хотели вступить в ряды партии. Гитлер кричал: "Дойч убер алес!", немцы шли за своим фюрером, молодежь, старики и даже дети. Это история, ее никто не может изменить, разве что, только историки.
4. И когда ты думаешь о терроре, хотя бы иногда думаешь. Но эта категория не всем по силам. Террор должен жить в душе, глубоко сидеть в сердце. Это звонкое дело. По сути, самые мощные патриоты – террористы и есть.
…
Наличие той или иной категории в отдельности не является панацеей, желательно чтобы патриот обладал всеми первыми тремя классами, а именно: воевал, проливал кровь за Родину, был бы личностью и владел бы ораторскими способностями. Необходим набор всех трех свойств, а не частичных.
Все же людей не переубедишь, они искренно считают, что не берущий взяток человек достоин высокой судьбы, он мол, готов занять свое место в высшей когорте.
В тему. Недавно вместе с одним оппозиционным писателем был в Шемахинском районе. Человек этот в самом деле честный, взяток не брал, я уверен, и не возьмет, если даже предложат. В его неповинных чувствах я не сомневаюсь по сей день. Он в беседе со мной кричал и облаивал власть, вслух упомянул, что неудовлетворен своим низким общественным статусом, так как он готов умереть за свой народ в любой момент.
После чая мы стали прогуливаться, присматриваться. Места уникальные: буйные горы, бодрящий воздух, ярко зеленые луга. В ясном небе парит гриф. Чистое поле, целина приподнятая. Красивейшая красота! Там есть селение Хыныслы, рядом находится древняя глубокая пещера "Девичья башня". По преданию она предназначалась для подземного перемещения самого Ширван шаха. Так вот, до сих пор бытует мнение среди сельчан, легенда с бакенбардами, что грешный человек боится спуститься в эту темную пещеру, ибо страшится дьявола.
Пещерный дьявол убивает лишь грешников, отбирает душу тех, кто хотя бы один раз в жизни грешил. То есть, в пещере ты ответишь по всей строгости секретов. Честным людям это не грозит.
- Зайдем туда? – предложил я своему коллеге. - С ума сошел! Ты что? – отпарировал он. - Так ты же честен, чего ж бояться? Пошли, - подтолкнул его я в сторону пещеры.
Он ужасно заволновался, испуганно отпрянул в сторону. - Тогда жди меня, и я приду, - сказав это, я двинулся в черную пещеру.
Вослед он кричал, отговаривал меня, но я уже пошел. Дело затягивает. И это я, грешный раб Аллаха. Я вошел в эту пещеру, сработал инстинкт самоуничтожения. Не скрою, было немного страшно, на ощупь шел, прошелся в глубь, не хватало воздуха, холодно, темно и узко.
Споткнулся раза два, головой ударился, на меня что – то текло и сыпалось. Вдали непонятные звуки, и только. Ничего необычного не увидел, минут через десять вернулся. Ушел в отставку и обратно. Тот честный писатель стоял под ярким солнцем, посмотрел на меня, у виска покрутил.
Вот такая ерунда. Помни читатель: ты особенный человек! Точно так же, как и всякий другой!
^Эльчин ГАСАНОВ, писатель rufinat@mail.ru
|