А.Альниязов: Единство народа – главное богатство Узбекистана 02:28 02.02.2007
В многонациональном Узбекистане бок о бок живут в согласии и трудятся представители свыше 130 наций и народностей, созданы все условия для развития их самобытной культуры, языка, сохранения традиций, обычаев. 1572 тысячи жителей Каракалпакстана представляют 95 наций и народностей.
Основные принципы идеологии национальной независимости выражают интересы всех народов и национальностей. Если обратить взоры на реальную жизнь, мы являемся свидетелями осуществления этих принципов. Во всех сферах деятельности, включая законотворческую, трудятся люди разных национальностей, достигшие высокого положения благодаря своим деловым и профессиональным качествам.
Мир, спокойствие и стабильность в обществе служат основой нашего развития. Идеология национальной независимости обогатила многонациональные традиции и модернизировала их в соответствии со временем. Соблюдение прав человека и плюрализм мнений, уважение к представителям других национальностей и религиозная толерантность, изучение передового опыта и культуры других народов стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Национальные культуры представляют собой неисчерпаемый источник народной мудрости, эстетического разнообразия, отработанного веками массового опыта приспособленности к природной среде, откуда черпало и черпает все новые ценные пополнения культуры человечества в целом. Чем пристальнее мы рассматриваем культуру народов Узбекистана и Каракалпакстана, тем больше убеждаемся, что она может существовать только в форме культурного плюрализма, как сумма и произведение взаимодействия множества национальных культур этого региона. В условиях строительства независимого государства рост национального самосознания представителей разных народов происходит во взаимозависимости с повышением их интереса к собственной истории, языку, литературе, традициям и обычаям. Для реализации этих устремлений в нашей стране созданы все условия.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 13 января 1992 года был создан Интернациональный культурный центр с целью содействия реализации всех прав наций и народностей через деятельность национальных культурных центров. В Каракалпакстане в 1994 году был образован Русский культурный центр с целью проведения просветительской работы по сохранению русской культуры, языка, обычаев и углубленного изучения русской истории и литературы. В 1996 году создан Казахский национальный культурный центр с целью удовлетворения духовных и культурных потребностей представителей казахской национальности, проживающих в Каракалпакстане, развития языка и обычаев, через это укрепление дружбы между народами. Такие же цели имеют действующие Туркменский национальный культурный центр и Ассоциация корейцев Республики Каракалпакстан. Программа деятельности этих центров чрезвычайно обширна. Они уделяют внимание не только изучению своего родного и других языков. Но и стремятся постигнуть историю, духовное и культурное наследие, а также традиции и обычаи своих предков. Большое место в их работе занимает художественная самодеятельность.
Успешную работу представителей разных национальностей можно наблюдать и в научной сфере. Кандидатские диссертации Е.Калбановой, А.Бижановой, защищенные в Специализированном совете при институте истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, ярко раскрывали самобытность и красоту культуры уральских казаков и казахов низовьев Амударьи. А кандидатские диссертации Аразова А., посвященные каракалпакско-туркменским литературным и языковым связям, диссертация преподавателя отделения казахской филологии Ш.Кудьяровой по каракалпакско-казахским языковым связям стали достойным вкладом в филологическую науку страны. Русские, казахи, туркмены, корейцы и другие диаспоры погружены в узбекскую и каракалпакскую языковую и культурную среду. На семейно-бытовом уровне, на уровне дружеского общения, фольклора, бытовых традиций и некоторых поведенческих ценностей их этническое наследие может передаваться в течение ряда поколений. Эти люди вполне аккультивированы, но не ассимилированы. Их общность продолжает существовать, но она находится в тесной ассоциированности с узбекской и каракалпакской нацией.
>Сегодня некоторые зарубежные СМИ с подачи заокеанских доброхотов стараются вбить клин в межнациональные отношения народов Узбекистана. Правда, если в странах Центральной Азии при их активной "помощи" возникнут межнациональные распри, то такая дестабилизация им на руку. Можно вспомнить Югославию: что там натворили американские "распространители" демократии? Между тем не следовало бы игнорировать тот факт, что ныне во всех действующих 763 школах Республики Каракалпакстан имеются 6508 каракалпакских, 5481 узбекских, 2676 казахских, 407 русских, 594 туркменских классов. В этих школах 158970 каракалпакских детей, 139715 детей узбеков, 60256 детей казахов, 9360 детей русских, 12925 детей туркмен получают образование на своем родном языке. В Каракалпакском государственном университете и Нукусском педагогическом институте функционируют отделения казахской, туркменской и русской филологии наряду с каракалпакским и узбекским отделениями. Таким образом, осуществляя свою бытовую, фольклорно-художественную, ритуально-культовую жизнь в рамках своего языка, своей культуры, своих общественных учреждений, казахи, русские, туркмены, корейцы и другие национальные диаспоры в то же время имеют гораздо больший объем коммуникаций в школе, прессе, экономической и политической жизни на языке и в рамках культуры узбекской и каракалпакской наций. Мы верим, что культурное многоцветие, многообразие образов жизни и форм творческого проявления разных народов и национальностей будет сохраняться, и будет продолжаться, обогащаясь новыми достижениями вечно творимой культуры.
^Айтмурат Альниязов заведующий отделом современного каракалпакского языка института языка и литературы имени Н.Давкараева Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана
|