К.Жумаев: Мавзолей Шайхул-Олам в Бухаре - уникальная усыпальница суфийского "Шейха Мира" 13:08 20.02.2007
Среди множества сохранившихся памятников древней Бухары особое место занимает мавзолей Шайха Сайфиддина Бохарзий. >Он был возведен в XIII-XIV веках за пределами стен города. По обычаям того времени человека не являвшегося уроженцем Бухары, независимо от его положения, хоронили за пределами города.
Сайфиддин Бохарзий - родился в Хорасане в 1190 году в городе Бохарз. Его полное имя Сайфиддин ал-Хак Саййид ибн Мутаххар ибн Саййид бин ал-Бохарзий. Получив образование в Герате и Нишапуре, освоив каноны суфизма, он приезжает в Хорезм и становится муридом - послушником Шайха Нажмиддина Кубро. В 1218-1219 годах он переезжает в Бухару проповедать суфизм, и, возведя его на новую ступень, заслуживает звания "Шайх мира". Как и его наставник Нажмиддин Кубро он неустанно борется против монгольских завоевателей. Влияние и авторитет Шайха Сайфиддина Бохарзий среди народа вынуждают монгольских правителей считаться с его мнением.
В середине XIII века Шайх Сайфиддин Бохарзий назначается попечителем и настоятелем двух медресе Масудия и Хония, построенных в Бухаре невесткой Чингисхана Сайюр Куктинбека.
Хан Золотой Орды Беркахан в знак почитания, лично посещает Шайха, для поклонения. Многие монгольские ханы принимают ислам под влиянием Шайха мира, призывающего их к милосердию и справедливости. Усыпальница Шайха Сайфиддина Бохарзий сооружена во второй половине XIII века, сам мавзолей с куполом (12X12) и помещением для поминовений был возведен темуридами во второй половине XIV века. В мавзолее покоятся Шайх Сайфиддин Бохарзий, два его сына -Джамалиддин Мухаммад и Мазхариддин Мутаххар, его внук Абу Муфахир Яхе, правнуки Хованд Бурханиддин и Рухиддин Шайх Довуд.
Возведение памятника, начатое в период нашествия монголов, было завершено в эпоху темуридов. Культура, пришедшая в упадок при нашествии монголов, стала возрождаться во второй половине XIII века. По проектам местных архитекторов стали отстраиваться города. Возводятся мечети, медресе, хонако и мавзолеи. А уже в XIV веке особое внимание стали придавать художественному оформлению зданий, внедряя в росписи различные почерки арабской графики. Архитектурная каллиграфия стала широко применяться также в резьбе по ганчу и дереву. В период правления Амира Темура Средняя Азия вступила на новый этап политического, военного и культурного развития. Амир Темур глубоко почитал личность Шайха Бохарзий и каждый раз, когда бывал в Бухаре, посещал его могилу. Именно в этот период по распоряжению Амира Темура был построен комплекс мавзолея Шайха Сайфиддина Бохарзий, а на могилу установлен памятник - деревянное надгробие украшенное резьбой и позолотой. Этот памятник, впервые исследованный и описанный М.Массоном в 1927 году, является редким произведением искусства резьбы по дереву эпохи Темуридов. Надгробие украшенное изысканным орнаментом, рельефами и узорами с нанесением позолоты, синей, красной и черной красок, оформленное надписями почерком сульс арабской графики представляет собой шедевр художественного ремесла. Надпись содержит информацию о датах рождения и смерти Шайха Бохарзий. В центре надгробия позолотой выведены цитаты из Корана, по краям повторяются 99 имен Аллаха. Двери мавзолея также считаются образцом прикладного искусства. Мавзолей Шайха Сайфиддина Бохарзий являющийся неповторимым архитектурным памятником, до недавних пор оставался заброшенным, имел неприглядный вид. За последние годы архитектурный комплекс наряду со многими памятниками восстановлен и отреставрирован, а вокруг разбит зеленый парк Фатхабад.
^Корегди Жумаев, директор музея Ситораи Мохи Хоса, г.Бухара zkoregdi@yandex.ru
|