А.Юсупов (глава Госкомрелигий РУ): Cвобода совести и религиозные организации Узбекистана (доклад) 00:27 13.03.2007
Вступление человечества в ХХ1 век – это не только переход человеческой цивилизации к современной технологии, глобализация экономики, но и возрождение религиозных ценностей. Вместе с тем, всякая страна в период перехода к демократии имеет свои особенности в развитии самознания, как фактора, влияющего на процесс развития толерантности в межконфессиональных отношениях.
Строительство демократического государства, основанного на соблюдении общечеловеческих ценностей невозможно без активной гражданской позиции всего общества, вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности граждан нашей страны. В том, что Узбекистан многонационален – сила нашего государства, залог его великого будущего. Фактор национальной неоднородности общества положительно влияет на политическое и экономическое развитие любой страны. Узбекистан является многонациональным государством, где проживают более 130 наций и национальностей. Согласно статье 18 Конституции все граждане имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Граждане, исповедующие ислам, составляют примерно 90% всего населения республики. И, исходя из этого, большинство религиозных организаций, действующих на территории Узбекистана, составляют исламские организации.
После обретения независимости в Узбекистане коренным образом изменилось отношение к вопросам духовности и свободы совести. Ограничения на религию были сняты. За годы независимости построены и отреставрированы сотни мечетей, церквей, синагог и молельных домов. В их числе православные храмы в Ташкенте, Самарканде, Навои, католический костел в Ташкенте, Армянская апостольская церковь в Самарканде. Религиозная литература стала более доступной.
Узбекистан выбрал светский путь развития, т.е. религия в Узбекистане отделена от государства и государство на вмешивается в дела религии. Кроме того, законодательство республики закрепило равные права и обязанности всем религиозным конфессиям. Верующие Узбекистана свободно отмечают все религиозные праздники. Так, из года в год все более масштабно празднуются Курбан-хаит и Рамазан-хаит – у мусульман, Пасха и Рождество – у христиан, Пейсах, Пурим и Ханука – у иудеев.
Для гармонизации взаимоотношений государства и религий с 1992 года функционирует специальный государственный орган – Комитет по делам религий при Кабинете Министров.
Для тесного взаимодействия с религиозными организациями, оказания содействия в осуществлении деятельности различным религиозным конфессиям, совместной выработки предложений и мер по обеспечению межрелигиозного и межнационального мира и согласия в обществе, развития культуры межконфессионального общения при Комитете по делам религий образован Совет по делам конфессий. На проводимых заседаниях Совета по делам конфессий обсуждаются вопросы обеспечения выполнения законодательства республики, соблюдения прав религиозных организаций и верующих, а также другие насущные проблемы.
После принятия Закона "О свободе совести и религиозных организациях" в 1991 году ситуация существенно изменилась, что и потребовало внесения некоторых изменений и дополнений в него. Так, 1 мая 1998 года Олий Мажлис Республики Узбекистан утвердил новую редакцию Закона "О свободе совести и религиозных организациях".
Исходя из новой редакции Закона, соответствующие изменения были внесены и в другие законодательные акты Узбекистана.
На сегодняшний день в Республике Узбекистан зарегистрированы 2227 религиозных организаций 16 конфессий. Из них мусульманских организаций 2046, что составляет 92 % от общего количества. Также в республике осуществляют свою деятельность 165 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, одно общество кришнаитов и один буддийский храм.
Система религиозного обучения республика включает в себя Ташкентский Исламский институт, 10 медресе, православную и протестантскую семинарии.
22 августа 2003 года Кабинетом Министров Республики Узбекистан было принято Постановление "О предоставлении социальной помощи и льгот в дальнейшем развитии духовно-просветительской и образовательной деятельности в сфере религии".
Каждый год при всесторонней помощи руководства Республики Узбекистан верующие совершают паломничества к святым местам – мусульмане в Саудовскую Аравию для отправления обрядов Хаджа и Умры, христиане – в Россию, Грецию и Израиль, иудеи – в Израиль. Всего за годы независимости более 60 тысячам гражданам республики была предоставлена возможность, осуществить паломничество Хадж в Саудовскую Аравию и около 200 гражданам паломничества в Россию, Грецию и Израиль, в святые места для христиан и иудеев.
Паломникам оказывается всесторонняя помощь – организация специальных авиарейсов, оказание медицинских услуг, свободная конвертация иностранной валюты, сниженные цены авиабилетов, быстрое и беспрепятственное оформление визовых документов.
Государство поддерживает межконфессиональный мир и согласие в республике. Богатое духовное наследие народов Узбекистана, древняя культура и религии явились объектом заинтересованности международной общественности. Правительство Узбекистана способствует тому, чтобы как можно больше гостей посетили Узбекистан и лично убедились в его процветании и что не на словах, а на деле выполняет взятые на себя обязательства.
Ярким примером гармонизации светских и духовно-богословских традиций является деятельность Ташкентского Исламского университета, созданного в 1999 году по личной инициативе Президента И. Каримова.
Университет считается крупнейшим в Центральной Азии высшим учебным заведением такого профиля. Здесь готовят высококвалифицированных бакалавров и магистров, глубоко освоивших основы, направления, принципы теологии, историю и философию ислама, а также современные светские науки. За годы независимости нашего государства были проведены ряд международных конференций и симпозиумов по случаю знаменательных дат – юбилеев известных во всем мире мусульманских ученых-богословов.
При этом реставрировано множество мечетей и медресе, такие как, "Масжиди Калон", "Шахи зинда", "Кук Гумбаз" и другие. Все они достойно признаются и высоко оцениваются международной общественностью.
>Подтверждением особой роли Узбекистана в истории исламской цивилизации, в частности его столицы, служит то, что международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (АЙСЕСКО), являющаяся одной из структур Организации исламской конференции, объявила Ташкент столицей исламской культуры в 2007 году.
За году независимости были переведены на узбекский язык и изданы Коран (трижды), хадисы Пророка Мухаммеда, "Инжил" (2 книги Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета), а также части Ветхого Завета ("Притчи", "Екклесиаст", "1-4 царств", "Даниил", "Руфь", "Есфирь" и "Иона"). Особенно надо отметить, что Узбекистан является третьей страной мира, где Коран издан шрифтом Брайля специально для слепых.
В заключении хотелось бы отметить, что правительство Республики Узбекистан делает все возможное, чтобы обеспечить своих граждан гарантированным правом на свободу совести. Свобода вероисповедания и религии являются основным правом личности, что подтвердили государства-участники ОБСЕ в Хельсинском Заключительном Акте и Заключительных Венском и Копенгагенском Документах.
А. Юсупов Председатель Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан
передал: Алок ШЕКХАР
|