А.Байсалов: Кыргызстан - два года упущенных возможностей и обманутых надежд 00:01 04.04.2007
>Нет, не получилось 24 марта в Кыргызстане всеобщего праздника по случаю второй годовщины события, которое одни торжественно именуют "народной революцией", а большинство - банальным государственным переворотом и позором для всей страны.
Несмотря на ожидания населения, новые власти за два года не смогли осуществить хотя бы маломальского прорыва в возрождении экономики и стабилизации политической ситуации в стране. Видимо, нельзя получить здоровое "дитя", коль само "зачатие" было порочным. Кыргызстанцам, в первую очередь жителям столицы, ночь с 24 на 25 марта 2005 г. запомнилась как ночь погромов и мародерства, ночь "длинных ножей". Впрочем, вернемся к событиям наших дней. В противовес мнению большинства, президент К.Бакиев убежден, что "страна успешно движется вперед". 24 марта 2005г. он называет "историческим днем, который революционным образом изменил развитие страны". Об этом президент заявил накануне "революционной" годовщины в телеобращении к нации. Пусть президент Бакиев назовет хоть одно лицо, которое "боролось за установление идеалов свободы, кто отдал за это жизнь и кому теперь поклоняться"?! Преступникам, лидерам преступных групп, которые привели самого Бакиева к власти и которых потом отстреливали по тюрьмам и улицам Кыргызстана?!
Разве это было революцией и разве это называется легитимной властью?! Все это чушь. Так и получается, что, на самом деле, кроме погромов в стране два года назад ничего не произошло. А сегодняшний Бакиев хочет, видимо представить себя "важной исторической личностью", которая боролась с "автократией и коррупцией". На самом же деле, он занят тем, что оболванивает свой народ.
От телеобращения Бакиева ждали очень многого и, прежде всего, ответа на главный вопрос: "почему в республике нет обещанных социально-экономических реформ, а, напротив, страна скатывается в пропасть нищеты и всеобщего хаоса?" Увы, ничего вразумительного по этому поводу не прозвучало. Не содержало выступление главы государства и сколько-нибудь серьезного анализа социально-политической ситуации в стране, кроме общих фраз типа: "В стране произошли серьезные перемены. Никто не может отрицать, что стало больше свободы, больше демократии. Общество освободилось от страха, от безразличия". "Мы изменили социальную политику в сторону большей поддержки людей с небольшими доходами, бюджетников". Президент Кыргызстана, нагромождая пустые слова вместо осуществления реальных дел, опозорился на весь мир. Он был занят только тем, что решал "дела семьи" и думал только о деньгах, которые, по всей видимости, должны стать его "подушкой безопасности", в случае потери власти и последующего бегства из страны.
Состояние экономики республики назвать иначе как "экономической катастрофой" нельзя. Это находит отражение в уже прочно устоявшемся мнении о том, что при "новой власти" ситуация продолжает становиться все хуже и хуже. К сожалению, ситуация действительно не меняется в лучшую сторону и, по всей видимости, в обозримом будущем обещает лишь ухудшиться. Инвесторы уходят, а на их месте остаются либо авантюристы, либо "бюрократические инсайдеры", уводящие из страны последние экономически значимые активы, государственную собственность и капитал. По мнению директора консалтингового агентства "International Business Council" Дэвида Гранта, "уверенность инвесторов низка, как никогда. 55% опрошенных инвесторов уверены, что экономические условия в Киргизии за полгода стали хуже".
Среди основных рисков, мешающих развитию страны, инвесторы и предприниматели называют: политическую нестабильность, неспособность действующего руководства обуздать стихийную активность населения, активность криминалитета, рвущегося во власть, тотальную коррумпированность правительства на всех уровнях.
Большинство инвестиционных проектов и экономических программ в нашей стране не работают и существуют лишь на бумаге. По мнению политиков, бизнесменов, а также независимых экспертов и иностранных консультантов, "экономики как таковой в республике нет, а есть саморегулируемый в тесной связке с теневым бизнесом, контрабандой и криминалом некий симбиоз дикой коммерции и восточного базара" (Отчет об экономическом развитии Кыргызстана за 2006 год, МВФ/ВБ). У президента Киргизии 5 братьев и 2 сыновей. Один из сыновей, Марат, работает в Службе национальной безопасности, а другой, Максим, в бизнесе. Марат Бакиев, сотрудник СНБ занял вакантную должность Майрам и Айдара Акаевых, осуществляя монополию на "административном рынке". Не выходя из своего кабинета, он продает должности заинтересованным лицам.
Но дальше всех в превращении политики в высокодоходный бизнес пошел младший сын президента – Максим. О его причастности к назначениям на государственные должности свидетельствует журналист издания "Литер" В.Долинская: "именно через брата президента К.Бакиева – Марата и сына президента Максима Бакиева проходили все высокие назначения. Эти ближайшие родственники президента получали крупные суммы от чиновников энергетического сектора, которые хотели сохранить свои места при новой власти". В республике его называют "принцем". По имеющейся информации, он курирует весь крупный бизнес в республике. Двое братьев президента состоят на дипломатической службе: Марат – посол республики в ФРГ, Адыл – торгово-экономический советник Кыргызстана в Китае. По мнению депутата М.Эшимканова, "назначение родных братьев президента Марата Бакиева - послом в ФРГ, а другого -торговым представителем противоречит Закону о государственной службе и этическим нормам". Третий брат, Каныбек, возглавляет сельскую управу. Четвертый, Акмат, является депутатом Джалалабадского городского совета и, как выразился сам президент, "занимается небольшим бизнесом". Наконец, пятый брат, Жаныш, до недавнего времени занимал пост заместителя председателя Службы национальной безопасности, однако покинул его после скандала с задержанием главного сегодняшнего оппозиционера Киргизии и бывшего спикера парламента Омурбека Текебаева. Матрешку с героином, которую нашли в багаже у Текебаева, по версии оппозиции, приказал подбросить ему именно брат президента. Как же при таком "семейном" раскладе руководить республикой? Кто же тогда имеет право на управление страной, кто будет выводить ее из политического тупика и вытаскивать из экономической пропасти? Общее мнение лучше всех выразил депутат Темир Сариев, член движения "За реформы!": "Мы предполагали, что к двухлетию событий 24 марта 2005г. президент скажет полную правду и извинится перед кыргызским народом за неоправданные надежды. Я думал, что он объяснит, что мешает ему для проведения обещанных реформ, что сегодня власть повторяет ошибки старой власти - становится коррумпированной, решения принимаются кулуарно, не прозрачно. Что люди не прочувствовали перемен и с каждым днем все больше высказывают свое недовольство". Еще и сегодня не поздно президенту заняться делами - займись тем, чем ты должен заниматься по должности, наведи порядок в стране, возьмись за реальную экономику, отрекись от коррупции и, для начала, разберись со своей семьей.
Сегодня конфронтация различных политических сил в Киргизии уже достигла своего апогея. Самое печальное, что в жизни страны, по существу, ничего не меняется. Власть и оппозиция сообща ведут государство и общество к расколу: все игры кыргызских политиков с конституцией и друг с другом, их борьба за портфели и место под солнцем никак не касаются большинства простых кыргызстанцев – для них впереди только мрак.
^Абдылдай БАЙСАЛОВ abaysalov@rambler.ru
|