И.Асадуллаев: Джалолиддини Руми и проблемы личности гения 00:02 25.04.2007
В истории человечества никогда не было идеальных или образцовых людей в отношении их здоровья. Очень популярны идеи о том, что те или иные яркие люди имели отклонения в своем здоровье. Такая идея, например, была применена французским писателем Флобером в его романе "Госпожа Бовари". По мнению одного литературного критика, героиня его романа свою болезнь восприняла как возвращение молодости и в силу этого особо сильно испытала любовь, возникшую уже в годы не первой молодости. Таджикский ученый доктор биологических наук Фируза Насырова в своей интересной книге "Генофонд человека и проблемы биобезопасности" (Душанбе: Ирфон, 2005, стр. 52) пишет: "Причина появления ярких звезд Востока кроется в той особой среде, которая стимулировала их дарования". Причем "средой" является не только окружающая жизнь, но и состояние самого человека, состояние его здоровья, направления его особой восприимчивости. По мнению другой нашей ученой - кандидата экономических наук Маргариты Хегай, мы часто склонны связывать те или отклонения в здоровье человека, прежде всего, выдающихся людей с их гениальностью. На самом деле, считает она, этих отклонений нет, а есть особое развитие человека в том или ином направлении.
Вопрос о влиянии характера личности выдающегося человека на его творчество очень сложен и многогранен. Можно много говорить об этом. Но я хотел бы обратить внимание на то, что то или иное отклонение в состоянии здоровья часто усиливает и обостряет восприимчивость человека, огромный мир его чувств и мироощущения. То, на что я обращу внимание, может показаться очень спорным и не совсем убедительным, тем не менее, предлагаю в качестве поиска в сфере психологии творчества. В одной своей газели Джалолиддини Руми пишет следующие строки:
Хушку тарам хаели ту, оинаи (j)амоли ту, Хушклабам зи сузи дил, чашмтарам ба (j)они ту.
(Сухим и влажным в мечтах о тебе, это зеркало твоей красоты, Сухие губы от пламени сердца, влажными глазами - о твоей душе).
(Чалолиддини Руми. Девони кабир. Чилди II. Душанбе, "Адиб", 1993, стр. 76) Сухие губы это не только следствие пламени сердца, но есть параллельно этой причине и более простое объяснение - сахарная болезнь, сахарный диабет. Творчество человека и состояние его личности представляют собой неразрывное целое. Очень может быть, что романтическое - лирическое состояние поэта Чалолиддини Балхи (Руми) обостряло его чисто физиологические проблемы. Ф.М.Достоевский в силу его необыкновенной остроты чувств испытывал проблемы со здоровьем. Это же можно сказать и о многих других выдающихся людях.
Величайший русский художник Михаил Врубель драматически воспринимал мир, и между болезнями создавал шедевры мировой культуры. На наш взгляд, следует не только изучать творчество гениев, но и характер их личности. Творческое наследие может помочь раскрыть жизнь гениев с самых неожиданных сторон. У нас таджиков есть огромный мир легенд, сказаний, просто необычных историй о выдающихся людях, множество занимательных случаев из их жизни. Полагаю, что специальный труд новых исследователей, которые занялись бы психологией творчества таджиков-гениев, был бы благодарным трудом. Они смогли бы глубоко научно проанализировать и систематизировать необъятный материал в этой области. Разумеется, для этого нужна огромная эрудиция и умение тактично подходить к каждому вопросу.
В европейской литературе, например, есть такие необыкновенно интересные работы, как "Алхимия слова" польского писателя Яна Парандовского. Очень интересен фрагмент из этой книги: "Физические недомогания, точно так же как превосходное здоровье, не только снижают или усиливают работоспособность, но они предопределяют и темперамент писателя, его склонности, сферу и оттенки понятий, какими он оперирует+" (стр. 116).
Что же касается слов "чашмтарам ба (j)они ту" (влажными глазами устремлен к твоей душе), то было бы интересно рассмотреть их в контексте самых разных культур и традиций. Например, великий Гомер, автор Илиады, повествуя о войнах, рассказал о том, что одни воины, чтобы не ослаблять себя, запрещали себе плакать над погибшими в сражении, а другие, их враги, не сдерживали слез, и не боялись этого. Слезы и героика, слезы и любовь. Например, совершенно по иному писал Умари Хайем: "(h)ар га(h) ки бимирию наноли, ишк аст" (когда умирая, не проронишь ни слова, это любовь). Все это ждет новых и новых исследований. Могут сказать, что в восточной традиции не принято все обнажать, это характерно для Запада. Действительно, как прекрасно показана любовь в южно-корейском фильме "Жемчужина дворца", где нет никаких откровенных сцен.
Но мы видим необыкновенную любовь Тангем и ее избранника даже тогда, когда они просто стоят и излучают любовь. Однако и на Западе вызывают возмущение попытки "приземлить" гениев. Например, на одном из своих съездов европейские дантисты - зубные врачи вдруг пришли к мнению, что таинственная улыбка Джаконды на картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза" имеет простую причину: у нее не было зубов.
Действительно, существует реальная проблема различия на Востоке и на Западе того, что является сокровенным и того, о чем можно говорить публично. Однако никто не устанавливал их границ и там и здесь. Просто нужна особая деликатность, такт и умение говорить о сокровенном, но так, чтобы сохранить величие гениев и уважение к ним, как можно больше узнавая об их жизни, которая нам так дорога. Здесь не нужен бурлеск - осмеяние святости, но очень глупо под этим предлогом вообще молчать.
По существу >мы имеем дело с чрезвычайно острой и болезненной проблемой взаимодействия цивилизаций Востока и Запада, ее никто не может отменить, так как мир сегодня как никогда един и интегрирован. Проблема сокровенного и публичного стоит в центре внимания народов, политических и религиозных сил. Это и известные кощунственные карикатуры на Пророка, широко распространенные по миру, это наша проблема грани нравственного и безнравственного у нас в связи с доступностью Интернета, европейско-американского телевидения с помощью "тарелок" и т. д. Однако нельзя запретами подобно страусу зарыть голову в песок, когда туловище не скроешь никакой религией или тоталитаризмом. Не надо только замалчивать проблему и в то же время не стрелять ненавистью в упор, обязательно есть какие-то умные и человечные решения.
Ясно, что, призывая к исследованию личности гениев, я далек от попыток "приземления" богоодаренных личностей, но, зная грани и приличия, нельзя отказываться от исследования психологии их творчества. Это чрезвычайно интересная сфера человеческого познания.
Искандар Асадуллаев, доктор философских наук dr_asadullaev@mail.ru> Газета "Бизнес и политика" 14 (65) 11 апреля 2007 г.
|