КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 03.05.2007
18:20  М.Иманалиев: Проблемы национальной государственности в Центральной Азии
17:22  C.Сабко: Налоговая реформа в Кыргызстане: мифы и реальность
16:27  Т.Якубов: А если Каримов объявит в стране каннибализм?
15:14  "РВ" > Казахский прагматизм. Экономические амбиции Астаны
14:53  Россия начала работы по энергоснабжению АЭС в Бушере
14:38  Нур Омаров: Киргизия может стать государством-фантомом
14:33  Массовая гибель тюленей на Каспии: вирус, нефть или загадка природы?

14:09  М.Алимардонов (глава Нацбанка Таджикистана): "Дефолта не будет, долги хлопкоробам - спишем"
14:07  Asia-Plus > Долина смерти. Туберкулез - бич Таджикистана
14:01  Генштаб как мерило турецкой демократии
13:57  Катали икру. Казахстанские чекисты штурмовали... российскую часть ПВО
13:48  "Пренебрежение к голосу разума". Мажилис Казахстана осудил Эстонию
13:44  Брэндурские зонтики. Казахстанские парламентарии запретили "двойные бренды"
13:40  Погиб в бою глава "Иракского исламского государства" аль-Багдади
13:32  Вода течет... вверх. Китайцы соорудили на границе с Казахстаном уникальный водовод
13:12  Депутат Кирпарламента Малиев призывает басмачей опять заблокировать Кумтор
13:08  Киргизский оппозиционный "фронт" готовит 5 мая "Народное собрание" в Байтике
13:03  В.Богатырев: Раздел собственности и борьба за ресурсы - суть политической структуры Киргизии
13:02  Эта несвободная пресса. "Золотые перья" Узбекистана
12:56  Актеры Киргизского театра русской драмы восстали против своего руководства
12:55  "Люби, цени и изучай". В Таджикистане завершился фестиваль русского языка
12:53  Позор! Российские соотечественники Киргизии протестуют против эстонских вандалов
12:45  Б.Чикин: Война и народ в истории - древневосточная традиция
12:38  В.Семериков: Союзный оборонпром в формате ОДКБ
12:33  Подвижней состав. Прорывные проекты Минтранскома Казахстана
12:32  Аджаренные факты. Экономические связи между Казахстаном и Грузией становятся все крепче
12:03  Торги по продаже СП "Зеравшан-Ньюмонт" вновь не состоялись. Покупателей нет
11:59  В Узбекистане ищут сорта фруктовых деревьев, "созданные народными умельцами"
11:54  Ташкент просчитал последствия. "Радио Свобода" комментирует осуждение У.Ниязовой
11:48  "Искусство Центральной Азии. Актуальный архив". Новый проект В.Мизиано
11:45  "Призраки орехового леса". Начались съемки ирано-киргизского к/фильма
11:40  В.Тимирбаев: Власть либо сильна, либо терпит крах. Киргизские уроки
11:38  С новым газом! На месторождении Южный Иолотань забил новый фонтан
11:37  Куда потечет газ? Туркмено-казахские переговоры в Ашхабаде
11:08  Тони Блэр определился с преемником. Новым премьером Англии будет Г.Браун
01:10  Демократо-оппозиционеры Узбекистана и Таджикистана просят считать их "вирусом оранжевой революции"
01:01  А.Сиддик: Процесс "талибанизации" зоны пуштунских племен в Пакистане набирает ход
00:54  С.Благов: Бердымухаммедов остался тверд в своих позициях даже в Москве
00:53  Скандал в благородном нефтяном семействе. Контракт на казахстанский Карачаганак получен за взятки
00:39  Чудовищное злодеяние! Обращение казахстанского "Боевого братства" к гражданам Эстонии
00:35  В.Асланов: Первомайские демонстрации в Германии (репортаж с мест)
00:27  И.Асадуллаев: Пустота - это материя (философское эссе)
00:15  А.Грозин: России пора менять подходы к ЦентрАзии
00:01  Cапа Мекебаев стал журналистом 2006 года в Казахстане. Поздравляем!
Среда, 02.05.2007
23:28  В Алматы хотят назвать улицу в честь... йокодзуна Асасерю Акинори
22:41  Азербайджан полностью отказался от транзита нефти через территорию России
21:42  Генсек НАТО озабочен атаками... российских хакеров на эстонские сайты
20:25  Аэропорт "Манас" (Бишкек) возглавил сын госсоветника Киргизии Сыдыков-мл.
20:23  З.Курманов: "В Кыргызстане время от времени идут номенклатурные революции"
19:08  Кеймир Кер: Туркменский Ататюрк или Туркменбаши Второй?
18:57  У Астаны появится свой город-спутник - Кощи
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
И.Асадуллаев: Пустота - это материя (философское эссе)
00:27 03.05.2007

ПУСТОТА - ЭТО МАТЕРИЯ:
БЫТИЕ ПОЛАГАНИЯ И БЫТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
К постановке проблемы

Тезис, сформулированный на основе многолетних исследований новых категорий философии, гласит: универсальных сторон, законов и категорий объективной реальности бесконечно, за каждым единичным явлением или предметом скрыты универсальные законы, явления и категории, не всегда доступные для внешнего взгляда, но их необходимо выявлять в процессе изучения реальности. "Пресловутая" триада универсальных законов диалектики, уходящая корнями в творчество Гегеля и принятая советской философской школой, совершенно ограничивала возможность принципиального подхода к этому вопросу.

Количественные рамки философских категорий обычно замалчивались, спасала фраза "и другие категории философии". Попытаемся подтвердить названный тезис о неограниченности универсальных сторон реальности еще раз, привлекая для этого взгляды учителей человечества, являющихся предтечей многих современных идей, гениальные догадки которых приводят нас к постановке новых проблем науки.

Еще в древности была замечена связь предметов и их места. Посмотрим что
пишет Ибн Сина в своей книге "Данишнама" в разделе "Указания и
наставления". Ибн Сина задает себе от имени читателя полемический вопрос:
"Возможно, ты скажешь: "У тела не может быть ни места, ни состояния, ни
формы, исходящих из его сущности. Напротив, возможно, чтобы какое-либо тело с самого начала своего возникновения наделялось его создателем и внешними причинами, от влияния которых оно не может быть свободно, состоянием и формой, благодаря которым оно становится определенным, как это проявляется в каждой частичке земли, место которой соответствует ее природе и отлично от места другой частички благодаря причине, не лежащей в ее сущности, хотя этого без содействия сущности не бывает. Несмотря на особенность своего состояния, тело не отделяется от присущего ему частного естественного места, хотя не заслуживает этого места абсолютным образом. То, о чем мы говорим, относится к абсолютному месту. То же самое можно сказать и о форме" (Абу Али Ибн Сина (Авиценна) Сочинения. Том первый. // Душанбе:
"Дониш", 2005. - С. 690-691).

Этому высказанному сомнению Ибн Сина противопоставляет следующее суждение: "Что касается Создателя, то он предназначал сущность тела в момент его возникновения для такого-то места, а не другого, разве исходя только из целесообразности его природы или из-за особой необходимости или по случайности". Мысль отражает исключительно важный принцип в познании тела (вещи, предмета, явления) в его отношении к месту. По существу, это принципиальное признание сущностного единства тела и его места, или, как бы мы сказали, бытия полагания и бытия восприятия. Речь идет не просто о принципиальной связи материи и пространства как формы ее существования, это было бы нелепо повторять как известную сегодня всем истину.

Речь идет о другом, - задаче освобождения существующих идей философии от продолжающегося "вещественного" подхода к реальности. И в современном материализме и других науках. Как это следует понимать? Обратимся к работам великого мыслителя ХХ века Вернера Гейзенберга. В своей статье "Квантовая теория и истоки учения об атоме" он пишет: "Энергия есть движущее. Она рассматривается как конечная причина всех изменений и может превращаться в материю, теплоту и свет. Борьба противоположностей, характерная для философии Гераклита, находит здесь свой прообраз во взаимодействии различных форм энергии" (Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. // Москва: "Наука". Гл. ред. Физ.-мат. лит., 1990. - С.35-36.) Ограниченность данного подхода становится очевидной в аспекте ленинского определения материи как объективной реальности, не зависящей от сознания.

Согласно предложенному Лениным определению, материей является все за
пределами сознания, сознание и материя абсолютно противоположны только в рамках основного вопроса философии. То есть за пределами основного вопроса философии понятие сознания не противостоит понятию материи и включается в нее. Материя это и вещество, и энергия, и все иные бесконечные формы реальности, не сводимые к сознанию как якобы источнику материи. Это известное положение диалектического материализма, имеющее принципиальное значение для познания, подтверждающееся практикой и развитием естествознания.

Однако
>существует ограниченность советской философской традиции в подходе к пониманию материи, когда пространство признают всего лишь формой существования материи. В некотором смысле и это есть продолжение "вещественного" подхода к материи как объективной реальности. Материю, как бы мы сказали сегодня, рассматривают только как бытие полагания (термин означает нечто вносимое, полагаемое, класть).

Несомненно, пространство это форма существования материи, но нельзя
ограничиваться только таким утверждением. Сама эта форма, то есть
пространство, представляет собой определенный вид материи. На наш взгляд, есть бытие полагания и бытие восприятия - противоположные проявления и виды материи, когда речь идет о пространстве. Понятие восприятия следует понимать не только антропологически, но шире - онтологически, как нечто воспринимающее, как вид материи и материального. Понятие бытия применяется как тождественное понятию материи за пределами основного вопроса философии.

Бытие полагания это все, что занимает определенное "место", а само это
"место" представляет собой бытие восприятия - другой вид материи. При этом не следует в свою очередь ограничивать диалектику бытия полагания и бытия восприятия только пространством и тем, что находится в пространстве.

Мы исходим из того, что бытием восприятия является пространство, но не
только оно. Иначе, существует, по крайней мере, два вида бытия восприятия.
Один вид это пространство как нечто воспринимающее, а другой вид
представлен "вещественной материей", то есть "нечто" воспринимающим в
пределах самого бытия полагания. То есть бытие полагания, оставаясь собой, постоянно и одновременно становится и "нечто" воспринимающим. Каждая "вещественная материя" (вещество, поле, энергия и так далее) в самых различных, но вполне определенных аспектах могут и являются и бытием полагания и бытием восприятия.

Эту диалектику пансексуальности мира следует видеть не только однобоко или односторонне. На уровне человека, например, и женщина, дарящая миру ребенка, в свою очередь является бытием полагания (онтологически мужским началом), а мужчина, создающий вместе с женщиной условия жизни для ребенка, принимая его в свою жизнь, является одновременно и бытием восприятия.

Как бы сказал В.И.Вернадский, "местом для жизни", хотя его понятие было
применено для иных биологических явлений. Между тем отношения между
мужчиной и женщиной многообразны, но одними из их основ являются
универсальные стороны реальности - полагание и восприятие. Это дает
основание говорить о жизни двуполых организмов как уникального явления в
живой природе, в котором, однако, проявляется универсальность.
То есть необходимо различать бытие полагания и восприятия в самом бытии
полагания Вселенной, как предметов, веществ, энергетических полей,
способных быть не только чем-то полагающим, привносимым, но и видом
воспринимающей материи. Даже в простом высказывании друг другу мыслей один привносит, полагает, а другой воспринимает. Если взять самое простое
взаимодействие, то оно невозможно без этих категорий, так как если бы вещи не изменялись, воспринимая воздействие друг друга, то не было бы никакого взаимодействия. Взаимодействие же - это универсальная форма существования материи. Все виды и формы материи содержат способность восприятия воздействия. Однако пространство это совершенно иной вид воспринимающей материи. "Ничто" пространства всегда является "нечто", независимо от того, назовем ли мы его абсолютным вакуумом или пустотой. Пространство не может быть только небытием, оно также есть единство ничто и нечто, но в форме бытия восприятия.

Наш подход к бытию как единству мужского и женского начал не представляет собой чего-то исключительно нового. В интеллектуальной истории человечества - мифологии и философии издревле были известны идеи о вражде и любви как созидательных силах реальности, или же, возьмем, к примеру, древнекитайскую мифологию и натурфилософию с их идеями о мужском и женском началах бытия - ян и инь. Это говорит об универсализме человеческого познания, отражающего универсализм объективной реальности. Универсализм, лежащий в основе отношений мужчины и женщины, затронул и творчество великого поэта
Джалолиддина Руми, написавшего следующие строки:

Осмон марду замин зан дар хирад,
(h)ар чи он мекорад, ин мепарварад.

Для разума Небо - мужчина, а Земля - женщина,
Что сеет мужчина, она выращивает.

Для нас же важным является не возрождение, а понимание древнейших идей человечества в контексте современного материализма, освобожденного от мифологии, поэтической метафоры, и в то же время освобождающегося от наследия "вещественного" подхода к понятию материи. Принципиальный шаг для этого был сделан Лениным с его понятием материи как объективной, то есть не зависящей от сознания, реальности. Но в понимании пространства наследие советской философской традиции ограничивает возможность подхода к нему, не рассматривая пространство как своеобразный вид самой материи, противоположного полагающему бытию - другой ее форме или виду.

С этой точки зрения, "вещественная материя" - материя полагающая сама
является формой существования пространства как бытия восприятия. Это два вида, две формы, которые друг без друга не существуют. Здесь же возникает вопрос о природе времени и движения (другие стороны континуума Эйнштейна), но он требует особого изучения.

Кроме этого, с введением понятий полагающего бытия и воспринимающего бытия возникает новый аспект в изучении объективной реальности на современном уровне научных знаний, и вместе с тем - иные аспекты связи истории философии и современной философии и других наук.
Связь тела и "места", встречающаяся у Аристотеля и Ибн Сины, совершенно на другом уровне показана понятием континуума в современной физике (Лоренцем и Эйнштейном), согласно которому вещество, энергия, пространство и время представляют собой принципиальное единство.
Введение понятий полагающего бытия и воспринимающего бытия, на наш взгляд, расширит наши представления о материи, пространстве и диалектике в новых аспектах. Во всяком случае, это в русле последовательного понимания ленинского определения материи как объективной реальности, требующее понимать пространство не только как форму существования материи, а как определенный вид самой материи. Пространство Вселенной с этой точки зрения представляет собой исключительно своеобразное своим качеством бытие восприятия, а все, что находится в нем - бытие полагания. Весь мир вместе с галактиками и метагалактиками, вся расширяющаяся Вселенная как бытие полагания находится в расширяющемся "вместилище", с которым неразрывно связано. Если при этом иметь в виду, что Вселенная расширяется, а плотность вещества в ней стремится к нулю, то следует, явно антропологизируя это понимание, говорить о своеобразном ослаблении ее мужского начала. Но одновременно происходит усиление бытия полагания в развитии человечества, создающего вторую природу - культуру в широком смысле этого слова. Человек полагающий вносит в мир свою культуру.

И в то же время человечество это расширяющееся бытие восприятия по многим направлениям, хотя бы взять, к примеру, процесс бесконечного познания Вселенной от самого непосредственного окружения человека до ее видимых границ, не ограничиваемого временными пределами. Важнейшей особенностью бытия полагания и бытия восприятия, которые можно представить как "полагание - вещественную материю" и "восприятие-пространство-материю", является относительное сохранение их структур в условиях, где они принципиально не существуют друг без друга. Но это в меньшей степени касается микромира.

Вместе с тем следует сказать, что пространство как один вид бытия
восприятия разительно отличается от другого его вида - различных проявлений "вещественной материи" как бытия восприятия. То есть перед нами возникают все новые и новые вопросы, ответы на которые, как мы надеемся, расширят наши знания. Абсолютный вакуум или "пустое" пространство, о котором мы знаем, что оно не "пустое", на наш взгляд, наполняется новым философским смыслом. Бытие полагания и бытие восприятия не существуют друг без друга. В связи с этим следует сказать, что хотя абсолютный вакуум не существует вне вещества и энергетических полей, но и не сводится к ним, ему присуще самостоятельное "нечто".

Мы еще раз убеждаемся в том, что универсальных сторон реальности
бесконечно. За каждым отдельным явлением, в нашем случае, отношениями
мужчины и женщины, скрыта универсальность Вселенной.

Искандар Асадуллаев
доктор философских наук

Газета "Бизнес и политика"
23 ноября 2006 года,
Душанбе, Таджикистан

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1178137620
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- А. Мамин обсудил с министром продовольственной безопасности ОАЭ Марьям Аль Мухейри реализацию совместных инвестпроектов
- Н.Нигматулин: мажилисмены рассмотрят международные соглашения ЕАЭС
- Тайная канцелярия: что стоит за последними назначениями в аппарате Елбасы
- Fitch Ratings опубликовало обзор казахстанских банков за 1 кв. 2021 года
- Кто ответит за базар?!
- Шаланды полные кефали
- Команда Токаева: кто вошел в пул второго президента Казахстана
- Поручение президента не будет выполнено?
- Новое назначение
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх