И.Асадуллаев: Освобождение от раболепия. Таджикские "жирные коты" не просто безнравственны, они... 16:34 21.05.2007
В эти дни в Таджикистане широко развернулась работа по наведению разумной основы традициям и обычаям в нашей жизни. Хорошо если она получит законодательное закрепление и не станет в будущем внешней лицемерной оболочкой повседневности, скрывающей прежние взгляды и поступки.
По существу есть более широкий фон, на котором происходит упорядочение традиций. Самым широким планом является происходящая в мире глобализация, которая ставит вопросы сохранения идентичности. Между тем многие у нас в тревоге по поводу возможной потери в процессе глобализации своего национального облика. Не теряется ли национальная и восточная идентичность в связи с борьбой с широко понимаемыми формами общинности в нашей стране в попытках сужения бурлящей традиционной жизни?!
Разве это плохо, когда массы населения честно или нечестно зарабатывают деньги и затем неистово "бросаются" в совершение обычаев и традиций. Ведь важнейшей стороной нашей восточной идентичности является общинность, которая понимается как стремление к коллективизму, сохранению различного рода общин: местной территориальной, религиозной, национальной, языковой и трудовой и так далее. Чтобы сохранять общинность, надо наполнять ее ритуалами национальной и религиозной жизни! Хорошо это или плохо, идут споры, взаимные обвинения представителей различных культур, живущих бок о бок или разделенных тысячами километрами.
Считают, что самым ценным на Востоке является умение людей жить широкими взаимопроникающими группами. Чего далеко ходить, возьмем, например, похороны. В мусульманских общинах они проходят при участии множества людей, тогда как у европейцев на похороны приходит иногда менее десяти человек, а то и меньше. Надо ли судить одних и укорять других? Думаю, здесь не может быть скорых оценок. Развернувшаяся в Таджикистане деятельность по оздоровлению общинности наших граждан, построена на стремлении освободить большую часть населения от таких форм общинности, которые наносят ощутимый ущерб благополучию простых людей. А их основная масса.
Общинность во многих случаях замечательна: это и хашары, и взаимовыручка соседей (в больших европейских городах часто жильцы одного подъезда даже не знают друг друга по имени), и другое. Однако есть общинность, выходящая за рамки разумного. Она похожа на социальный мазохизм - нанесение себе и другим боли и стремление получать от этого удовольствие: влезать в долги во имя широкого проведения обычаев, обрекая себя и своих детей на долгие материальные и духовные муки.
Названная работа по упорядочению традиций инициируется сверху - правительством, она более плодотворна, имея то преимущество, что освобождает простых людей от элементов раболепия по отношению к общественному мнению и традициям. Освободиться от этого раболепия перед обычаями не просто, слишком довлеет традиционное мнение, которое деспотично.
Нелепо на этом основании было бы обвинять меня в стремлении снизить человеческую ценность традиций и обычаев, на самом деле без них не может существовать ни одна культура. Речь идет о том, что необходимо освободиться от проявляющегося у нас такого явления как стремление к неудержимому расширению общинности путем придумывания бесконечно новых и новых ее форм. Это губительное творчество. Кстати, названное стремление к расширению обременяющей простых людей форм общинности - характерная черта сегодняшней жизни. Полагаю, у науки есть задачи изучения корней этого необыкновенного социального "творчества" не только в Таджикистане.
Борцы за ограничение этого явления приводят доводы о том, что средства, уходящие на непрерывные и массовые угощения, можно разумно тратить на свадебное путешествие, покупку мебели и других предметов жизни, благоустройство жилья и другое. Казалось бы, за таким подходом скрыто стремление уйти от общинности к европейскому индивидуализму и что это скрытая форма уничтожения восточной и национальной идентичности - скрытая форма разрушающей глобализации. Парадокс? Но это не так.
Для нашего общества характерны и другие парадоксы, хотя и близкие к рассматриваемому. Например, некоторые полагают, что таджикам не следует сегодня заботиться о благополучии населения, так как благополучие приводит к снижению рождаемости. "Посмотрите, - говорят они, - что творится с европейцами?! Их скоро не станет! Одни аборты и голубые!" И призывают в Таджикистане оставить все как есть, и это "обязательно приведет к стремительному росту населения, а когда нас будет 50 миллионов, тогда надо будет подумать и о прогрессе. Вот тогда мы всем покажем!" Не удивляйтесь читатель, мир мнений чрезвычайно богат и колоритен. Как тут не вспомнить слова классика: бедность это хорошо, лишение это счастье!
Почему же существует названное нами стремление к расширению и творчеству мазохистских форм общинности у простых людей, с трудом добывающих кусок хлеба и вынужденных все тратить на отправление обычаев? Картина простая.
Дело в том, что наши жирные коты, так везде называют богатых, не просто безнравственны, они >лишены всякого патриотизма. Взалкавшие казнокрады и взяточники, высасывающие из финансовых и материальных артерий общества все соки, наживаясь, бросаются в безрассудную общинность с купеческим размахом трат на угощения, когда еда часто просто вываливается на землю, а сотни тысяч не отстающих от них людей "светлой завистью" раболепно подражают им, находясь под тяжестью деспотизма ложных "национально-культурных" ценностей.
Имея деньги, можно было бы их тратить на образование, науку и массу других приличных дел, а не отплясывать неприличный танец канкан в сфере общинности. К сожалению, таков облик части нашей элиты, навязывающей свои правила остальным. Во многих странах переходного периода часть элиты успешно помогает продвижению к благополучию, потому что ей дорог девиз современного прогресса: "Вор должен быть патриотом!" Мы же в этом пока отстаем. В связи с этим надо думать, что вмешательство правительства в сферу святого - сакрального - обычаев и традиций очень своевременно. Своевременно потому, что независимость породила огромный мир ложных ценностей и мифов в самых разных направлениях жизни Таджикистана.
При этом если не помнить о стремлении верховной власти к усилению национальной идентичности в мире нашего королевства кривых зеркал, то картина в стране может стать совершенно безнадежной, если не противостоять угрозам ряда явлений глобализации, с одной стороны, и наступлению идей религиозного тоталитаризма - с другой.
Да, мы и таджики и Арии, древнейшие и умнейшие! Мы славные потомки! Все это замечательно, мы именно такие! Надо сказать, что еще миллион лет до нашей эры даже наши очень далекие предки-питекантропы на сотни тысячи лет раньше других обрели современный вид, не то, что другие народы. Да не будет им сказано в обиду! Другие народы, к счастью, миновали некоторые этапы своего естественноисторического развития. И сегодня минуют, нам же этого не надо.
Может быть, нам поможет противодействие безудержному неразумному творчеству в сфере общинности?! Для этого совершенно не надо вводить "европейский индивидуализм" в его противных формах.
Но если к этому можно было бы добавить еще и глубоко продуманную политику укрепления свободы совести, было бы вообще замечательно. Но не как поощрения в стране зарубежных религиозных сект, а как укрепления демократических свобод и ценностей перед угрозами ползучего проникновения новых форм религиозного тоталитаризма, религиозно-тоталитарного мышления и расширяющихся его политических ритуалов, тогда не надо было бы плестись за событиями и прибегать к услугам правоохранительных органов. Что нередко и происходит.
^Искандар Асадуллаев доктор философских наук
"Народная газета" 18 (19572) 2 мая 2007 года dr_asadullaev@mail.ru>
|