Р.Альмеев: Медресе Надира Деванбеги - архитектурная жемчужина Бухары 01:17 22.05.2007
Медресе Надира Деванбеги
Бухара издревле славится своими архитектурными сооружениями. Одним из многочисленных и одновременно самых интересных памятников архитектуры Бухары является медресе Надира Деванбеги, которое было построено в эпоху династии Аштарханидов правителем Имамкулиханом (1611-1642), сыном Динмухаммада (правителя Самарканда). В одном из исторических источников сообщается, что правитель Имамкулихан был просвещенным монархом, занимался наукой, поэзией, покровительствовал ученым и поэтам, поддерживал суфиев и бедных людей, ни одну жалобу не оставляя без внимания. В период его правления, в государстве практически не осталось бедняков. С чиновниками и сановниками он был строг и последователен, требовал послушания и подчинения. Довольно часто, гласят предания, с наступлением темноты Имамкулихан и его визирь, переодевшись в простую одежду, ходили по базарам и кварталам Бухары, для того чтобы знать о настоящей жизни народа.
Посол русского царя Михаила Романова Иван Данилович Хохлов, пробывший в Бухаре с конца 1620 года по 13 сентября 1622 года, в своем отчете пишет, что сановник правителя Надир Деванбеги является дядей Имамкулихана и большим "боярином", который в отсутствии хана Бухары ведет официальные переговоры, и является вторым лицом в государстве. Медресе, о котором пойдет речь, было построено именно по приказу Имамкулихана.
>Это медресе вошло в архитектурный ансамбль "Ляби-Хауз", состоящий из трех монументальных зданий. Старейшую часть этого замечательного архитектурного комплекса, в котором сочетаются монументальные сооружения, водная гладь и зеленые насаждения, составляют медресе Кукельдаш (1568-1569 гг.) на севере, ханака Надира Деванбеги (1619-1620 гг.) на западе и медресе Надира Деванбеги (1622-1623 гг.) на востоке. С юга площадь "Ляби-хауз" замыкала торговая улица. Организующим центром этого большого ансамбля исторической части Бухары, стал открытый водоем (46х36 м, глубина 5 м) – Ляби Хауз. Медресе построено позже всех зданий, входящих в ансамбль Ляби Хауз.
Согласно преданиям, во времена, когда строился Хауз (водоем) сановник Надир Деванбеги долго не мог выкупить участок, на котором стоял дом одинокой еврейской женщины, для намеченного строительства. Он обращался к правителю и к главному кази, но получил однозначный ответ, что эта женщина своевременно выплачивает налог - "джизью" на иноверцев и силой ее выселять нельзя. Тогда ханский сановник исполнил просьбу женщины о выделении места под строительство синагоги в Бухаре, после чего, она освободила дом, на месте которого и был построен знаменитый Ляби-Хауз.
Собираясь возводить монументальное сооружение, сановник Надир Деванбеги первоначально планировал построить на этом участке доходный караван-сарай. В результате чего здание имеет свои специфические особенности: квадратный со скошенными углами двор, окруженный двухэтажным рядом гостиничных помещений. Эта структура сближает его с караван-сараями. Земельный участок, на котором возводилось здание, был ограничен двумя улицами, обусловившими его план в виде неправильной трапеции. Отдельные неправильности наружного абриса вызваны тогдашней теснотой окружающей застройки. С восточной стороны к зданию примыкал хозяйственный двор, срез в южной стороне соответствует трассе главного канала города - Шахруда.
О том, что вначале медресе Надир Деванбеги строилось, как караван-сарай, свидетельствуют следующие факты. Вход в здание был прямым, а не через коленчатые коридоры, как например, в медресе Кукельдаш. На продольной оси, устроен традиционный в караван-сараях проезд на задний двор, предназначавшийся для вьючного скота. В плане сооружения нет характерных для медресе дворовых айванов-прихожих, отсутствуют мечеть и дарсхона-комнаты для уроков. Что же повлияло на мнение правителя перестроить караван-сарай под медресе? По одним преданиям, во время открытия сооружения правитель Имамкулихан поздравил Надира Деванбеги с возведением еще одного заведения "во славу Аллаха", что вынудило Деванбеги срочно переоборудовать его под медресе. По другим сведениям, на торжественном открытии правитель Имамкулихан неожиданно просто провозгласил это здание, как медресе и Деванбеги пришлось внести некоторые коррективы в свои планы по дальнейшей его судьбе. Во время коренной переделки, в основном главного фасада, здание значительно изменилось. К глухим стенам боковых крыльев были пристроены арочные лоджии, угловые устои, а также новый стройный портал, богато украшенный изразцовой мозаикой. В результате фасад здания приобрел торжественно-красочный облик.
Не знакомый с климатом Бухары посетитель, попадая в медресе Надира Деванбеги в миг забывает о знойной погоде на улице. Многих интересует – в чем же секрет такой особенности медресе. Оказывается секрет в том, что сооруженное во дворе водоем - Ляби Хауз, и фонтаны вокруг него спроектированы так, что способны даже в самую знойную погоду превратить в ласковую прохладу.
В медресе расположены мастерские бухарских ремесленников, где гости и жители Бухары могут познакомиться и приобрести прекрасные изделия современных мастеров декоративно прикладного искусства. Еще одной особенностью, добавляющий национальный колорит пребыванию в медресе является то, что переступивший порог медресе, будто переселяется в древний мир. Его взору представляются экземпляры своеобразной неповторимой вышивки и рукоделия. Прекрасные восточные девицы демонстрируют на себе все величие исторических бухарских одежд переделанных на современный лад. Самые лучшие повара города знакомят посетителей разнообразием и секретами приготовления незабываемых и неповторимых бухарских национальных блюд, которые сами туристы могут непосредственно попробовать и по достоинству оценить. Все время пребывания вечерами в медресе Надира Деванбеги сопровождается мелодичной и свойственной только узбекскому народу национальными, интересными, колоритными и красочными фольклорными песнями и танцами, которые способны ввести в искушение даже капризного ценителя истории.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Этот экскурс в историю надо прочувствовать, влиться во все это.
^Роберт Альмеев, генеральный директор Бухарского архитектурно-художественного музея заповедника
robert_almeew@inbox.ru
|