Ф.Хатлони: Почему Э.Рахмонов не борется с хатлонскими казнокрадами? 16:00 06.06.2007
СЛОВА – НИЧТО, ДЕЛИШКИ – ВСЕ ИЛИ КАК ДИСКРЕДИТИРУЮТ ПРЕЗИДЕНТА РАХМОНОВА
В Таджикистане происходят очень серьезные изменения в общественной жизни. Речь идет о намерении властей упорядочить традиции и обряды, которые стали серьезной преградой на пути реализации национальных программ по снижению бедности. На днях парламент принял соответствующий закон, который жестко регламентирует параметры таких обрядов, как свадьбы, похороны и т.п.
На встрече с общественностью, президент Эмомалии Рахмон заявил: "Принимая присягу президента, я обещал, что за 5 лет уровень жизни таджикского народа кардинально изменится. И я это сделаю. Данный закон – это лишь первый шаг". И действительно, большинство простых таджиков одобряют инициативу главы государства. Для традиционно многодетных таджикских семей проведение различных обрядовых мероприятий практически стало невыполнимой задачей и определенным обязательным тестом на состоятельность конкретно той или иной семьи в глазах махалли. Отсюда проблемы и в личной жизни и сдвиг в жизненных целях людей.
Разумеется, что принятый закон вызвал прикрытую, но все же ожесточенную критику и неприятие со стороны, в основном, состоятельных слоев населения и служителей культа. Можно предположить, что реализация намерений властей встретит на местах очень много преград и проблем. Но не это стало основной причиной написания данного материала. Понятно, что инициировав такие кардинальные изменения в частной жизни своих сограждан, Эмомалии Рахмон становится фигурой для обстрела со стороны критиков. Причем из самых высоких эшелонов власти. Недруги будут всячески стремиться нанести урон его авторитету и искренности намерений вызволить нацию из нищеты.
К сожалению, в этом отношении позиции главы государства слабы. К такому выводу я пришел, посетив ряд районов Хатлонской области и встретившись там с простыми дехканами, жителями поселков и городов, студентами и бизнесменами. Ознакомившись с их мнениями, в том числе письменными заявлениями, которые ни одна из газет республики не осмеливается опубликовать, решил написать этот материал и обнародовать его в независимых СМИ.
Авторитет руководителя в Таджикистане, как сказал восьмидесятилетний житель Бохтарского района, всегда складывался из суммы результатов его дел, дел его помощников, их чистоплотности и честности. "Мы ему верим уже сколько лет, но неужели никто не скажет президенту что творится у него под боком?! Люди, которым он доверяет свою политику, доверяет говорить от своего имени с народом, просто бессовестно используют его авторитет и плюют на его присягу. Наши обращения и жалобы по-бандитски перехватываются, уничтожаются, а потом нас мучают угрозами и побоями. Неужели сегодня правдивое слово не может дойти до президента? Неужели его взяли в окружение льстивые и лживые придворные?". Речь идет о высокопоставленных чиновниках Администрации президента Республики Таджикистан, ответственных за кадровую политику. А именно о бывшем председателе Хатлонской области, ныне руководителе Исполнительного аппарата главы государства Амиршо Миралиеве и государственном советнике по кадровой политике президента страны Абдуджабборе Абдукохировиче Азизове.
Практически во всех моих встречах звучали эти фамилии. Люди недоумевали и возмущались тем, что вместо справедливого наказания, казнокрады и мздоимцы получают еще более высокие назначения. Действительно, неприятие населением этих деятелей весьма серьезно, основывается на фактах и являет собой откровенную дискредитацию имиджа и авторитета Эмомали Рахмона.
Вот только несколько услышанных мною свидетельств для, полагаю, обязательного реагирования со стороны уполномоченного для борьбы с подобными явлениями органа - Агентства по финансовому контролю и борьбе с коррупцией. Если, конечно, его главе Салимову Шерхону Одиевичу хватит смелости и политического веса.
1. За 5 лет (с 2001 по 2006 гг) руководства Хатлонской областью >Амиршо Миралиев умудрился увеличить долг региона с $70 млн до $300 млн. Однако это не помешало ему купить в Курган-Тюбе 2-этажный особняк и за $ 500 тыс. знаменитый ресторан "Оби тоза". "Это результат не просто непрофессионализма, а гремучей неграмотности Миралиева".
2. При определенном, скажем так, содействии своего бывшего заместителя, а ныне депутата парламента Шариповой, главный чиновник области растлил несколько несовершеннолетних девушек из бедных семей Курган-Тюбе, некоторые из них стали матерями-одиночками. "Этот позор и преступления должны быть смыты его уголовным осуждением".
3. В 2006 году накануне своего перехода на работу в Душанбе, Миралиев не скрывая и практически демонстративно вывез в Дангару имущества на 5 большегрузных "Пульманах". "При этом всем без зазрения совести говорил, что все это куплено на его трудовую зарплату".
4. На различных встречах в зависимости от аудитории заявляет о своей национальности – то он лакаец, то на встрече в Носирхусравском районе говорит, что он узбек, в другом месте, что он истинный таджик. "Не может этот человек, душа которого чернее лица, быть настоящим таджиком".
5. Во время работы каждый год менял руководящие кадры в области и за назначение на пост председателя района установил таксу в размере от $50 тыс. до $100 тыс.
6. Если раньше в его бытность госсоветника по кадровой политике Администрации президента Миралиеву мешал М.Солехов, глава этого органа, то теперь он сменил его и уже ничто не может помешать вершить свои коррупционные дела. "Неужели президент может доверять этому преступнику?".
7. Нынешний госсоветник по кадровой политике Азизов Абджуджаббор за крупную взятку "устроил решение" о назначении председателем г.Турсунзода ($180 тыс.) Ахмедова Баракатулло, г.Пенджикента ($50 тыс.) Абдуназарова Хисрава, района Кумсангир, Шахринав, ректора Госуниверситета Курган-Тюбе и др.
8. Откуда у этого чиновника со скромной зарплатой 7 квартир в Душанбе, 2-х этажное здание напротив Минздрава республики, дома в 102 микрорайоне и на ул.Пушкина? За год в Дангаре он построил два двухэтажных особняка. На какие средства он приобрел для сына 2 дорогостоящие иномарки? "Его сын и дочери не скрывая жаловались, что после инаугурации президента их отца и мать круглые сутки донимали просители. Соискателей на хлебные места и их денежные подношения, как говорится "в две руки" и конвейерно принимали сам Азизов и его жена. Откуда такая наглость и вера в безнаказанность?".
9. На каком основании и как Азизов смог назначить одну сестру председателем областного суда, а другую заместителем министра? Новые кадры для системы управления государством должны учиться в Академии госслужбы при президенте России, но могут туда попасть только через карман Азизова. Или посредством любовных дел, как это было с нынешним вице-премьером Х.Мавлоновой. "Не потому ли там только его полуграмотные друзья и подельники, которые без ошибок даже свое имя написать не могут. А ведь без способных и опытных кадров движение общества вперед невозможно. Значит, от одного вороватого чиновника, коррупционера зависит, какие руководители у нас будут".
Это только часть всего того, что мне рассказывали жители Хатлонской области. В их словах слышалась боль, тревога и возмущение состоянием дел в сфере государственного управления. Эти люди знают о чем говорят, убедились на своем опыте – они не раз подвергались поборам, испытывали на себе грубое отношение и произвол властей. Но при этом самое важное – они искренне верят, что президента Эмомали Рахмона бесстыдно подводят, позорят и дискредитируют его ближайшие помощники. А ведь сейчас, когда идут серьезные реформы, это может быть ударом в спину главе государства. Люди могут перестать верить своему лидеру, если рядом с ним будет продолжаться вакханалия взяточничества и казнокрадства. Когда на фоне с трудом поднимающегося из нищеты населения отдельные нувориши на государственной службе продолжат грабить свой же народ. Если этих фактов будет недостаточно для принятия сурового решения в отношении указанных лиц, то я буду вынужден продолжить их перечисление в следующем материале. Хотя, думаю, и этого хватит с лихвой для того, чтобы изгнать их с позором с работы и предать суду. Надо помнить, что люди ждут справедливости и терпение у них все меньше.
^Файзиддин Хатлони (псевдоним таджикского журналиста).
|