Глобализация против счастья женщин? Рецензия на диссертацию таджикского ученого Г.Бекназаровой 16:40 09.06.2007
Глобализация против счастья женщин?
На днях, >30 мая этого года в Академии наук Республики Таджикистан состоялись две защиты кандидатских диссертаций, одна из которых была посвященагендерным проблемам в аспекте социальной философии. Соискателем была Гульнора Бекназарова, блестяще защитившая диссертацию на тему: "Культурный ресурс конструирования национальной идентичности и трансляция гендерного порядка (на примере памятников "Шах-наме" и "Повесть временных лет"). Все 12 почтенных ученых мужей - члены Ученого Совета проголосовали "за".
Возникает вопрос: событие ли это, ведь происходят десятки защиты кандидатских и докторских диссертаций, и они прямо не влияют на судьбоносные политические реалии современности, хотя и закладывают почву будущего?
Однако истина заключается в том, что даже в капле воды отражаются необыкновенно масштабные процессы. В диссертации показаны многие проблемы, но гендерные идеи находятся в целом в русле традиционной современной трактовки отношений между мужчинами и женщинами. Этот подход характерен для очень многих исследователей и организаторов различных проектов по гендерным проблемам. В чем же он заключается? Прежде всего, в уверенности, что источником гендерных проблем для женщин, главным образом являются неравные отношения их с мужчинами. То есть властные отношения, а именно господство мужчин в семье и обществе порождают часто унижение и насилие над женщинами.
Ясно, что гендерные проблемы чрезвычайно богаты аспектами и проявлениями и мы несколько упрощаем вопрос, но суть этого аспекта именно в этом: неравенство мужчин и женщин часто ведущая причина их боли и страданий в семье и обществе.
В процессе дискуссии на защите диссертации Гульноры Бекназаровой был предложено и несколько иное видение процессов. В качестве постановки проблемы автор этих строк предложил ввести в научный оборот понятие о существовании в межличностных и общественных отношениях единого источника радости и боли, в качестве которых выступают люди. Проще говоря, один и тот же человек является для других или другого одновременно источником и радости и боли и страданий. Надо иметь в виду, что когда мы говорим о едином источнике радости и боли, то обращаемся, прежде всего, к максимальным проявлениям человеческих чувств, тогда как в жизни эти чувства многообразны и различны по интенсивности.
Это имеет место и в семье, когда член семьи является источником радости и в то же время приносит другим членам семьи страдания и боль. Такое часто случается, хотя и в разной степени, но бывают исключения. Такими же могут быть друг для друга и люди на производстве, различных фирмах, организациях, учреждениях. То есть рассматриваемый нами аспект имеет место повсеместно, причем касается не только отношений женщин и мужчин, но и между представителями одного и того же пола. То есть между женщинами и женщинами, а также между мужчинами и мужчинами.
При этом не следует индивидуализировать проявления "единого источника радость-боль", источниками могут быть и целые коллективы, организации, различные субъекты общества. Например, вся страна может одновременно доставлять и радость и боль. Поистине, это глобальная проблема. Однако вернемся к нашему аспекту.
Дело в том, что преодолением неравенства женщин и мужчин явление единого источника "радость-боль" не исчезает. Боль и страдания вообще никогда не исчезают из области человеческих отношений, даже если установлены равные отношения. С другой стороны, боль может быть загнана вглубь в центрально-азиатских патриархальных отношениях при сохранении семьи, но может часто служить причиной разводов, когда ее не терпят, например, в свободной Европе. Причем такое происходит в результате различных культурно-исторических и цивилизационных условий. Что же лучше: патриархальная семья со скрытыми страданиями или европейское освобождение от боли и страданий вместе с прекращением существования семьи?
Могут спросить: но ведь есть много семей патриархальных, где верховная власть находится в руках мужчины, но это не является источником страданий. Более того, мужчина и женщина, не имея равенства в аспекте властных отношений, могут жить вполне гармонично, в любви и согласии? Вопрос справедливый. Нельзя все отношения и "радость-боль" связывать только с неравенством полов. Это очень важный вывод для дальнейшего исследования. В процессе последующего обсуждения Гульнора Бекназарова как человек вплотную занимающаяся гендерным и проблемами подтвердила, что на самом деле в Центральной Азии имеет место тенденция связывать встречающиеся факты несчастья женщины в семье и насилия часто с неравенством во властных отношениях между полами.
Обратимся к недавней истории. В советское время женщина имела многие реальные права и часто реализовывала их. В конфликтных ситуациях ей часто помогали коммунистические партийные комитеты на производстве, которые приводили в чувство увлекшихся мужей-ченов КПСС. Но давало ли это счастье женщине и вообще семье? Это было тоже "забиванием" вглубь проблемы и конфликта.
Нет, дорогой читатель, я не против свободы женщин и равенства ее с мужчинами, и в семье и на работе, не против ее современной одежды и ее прав. Однако нельзя все сводить только к неравенству полов. Реальный практический ислам, который надо отличать от ислама в идеалах, на протяжении столетий несколько иначе подходил к положению женщины в обществе, чем коммунизм и европейская цивилизация, однако он в жизни не исключал и исторических форм гармонии между мужчинами и женщинами в условиях общественной и семейной ограниченности женщины. То есть не только была несвобода женщины, но и в рамках этой социальной ограниченности, отношения между мужчинами и женщинами могли и бывали гармоничными.
Сегодня в Таджикистане даже в столице есть семьи, живущие по самым строгим религиозным требованиям, с соответствующей одеждой женщин, и надо думать, что не все они испытывают острые страдания от этого своего образа жизни.
Так в чем же проблема? Проблема в новом сознании, которое приходит на смену традиционному. И против этого никто ничего не может сделать. Даже если построит религиозное тоталитарное государство. Между тем женщина в системе патриархальных отношений, чтобы быть счастливой, должна иметь в своем сознании очень высокую шкалу ценности своего образа жизни. Однако современная жизнь постоянно подвергает ее все новым и новым испытаниям. Сознание современной женщины не ограничено только информацией в рамках своего образа жизни. Современное телевидение, кино, Интернет, постоянное общение с людьми иного образа жизни создают в сознании не только религиозной женщины постоянно новые альтернативы своему образу жизни.
То есть глобализация постоянно и очень сильно вмешивается в мироощущение современной женщины. Сознание ее, несмотря на приверженность одним ценностям, чрезвычайно многозначно, она прекрасно осведомлена не только о европейском образе жизни женщин, но прекрасно видит многих вокруг себя, живущих по другим принципам.
Чтобы сохранить себя от этого влияния крайне религиозная женщина должна еще более замкнуться в себе и своем образе жизни, оставаясь среди людей совершенно многообразных поведением. То есть таджикистанское общество становится все более и более контрастным. Причем в этих условиях, чтобы защитить противостоящие образы жизни все более востребованной становится идеология, и для одной стороны, и для другой. В итоге общество еще более идеологизируется. Это мы и видим вокруг себя. С одной стороны, интенсивные призывы мулл к религиозному образу жизни, с другой - мощное наступление министерства образования в установлении определенных норм поведения для студентов и школьников. К этому надо добавить неудержимое влияние современного информационного мира.
Читатель вправе задать вопрос: но какое все это имеет отношение к счастью женщин и гендерным отношениям? Уверяю вас, самое прямое. Современная глобализация, бесконечные потоки информации всех обо всем, подвижность этого процесса, где ведущая роль принадлежит Европейской цивилизации, ее демократическому вектору с правами человека создает совершенно новую цивилизацию. Разумеется, не все будет однообразным.
Остаются страны с религиозным образом жизни, но и они подвергаются мощному воздействию данного процесса. В свое время это привело к Исламской революции в Иране, такие революции могут быть и в будущем, но только не в малых странах, а имеющих потенциал своей защиты.
В условиях огромной подвижности, динамичности современного мира, его информационной открытости и насыщенности идущие из прошлого патриархальные властные отношения постоянно подвергаются сомнению. Подчиненная роль женщины в семье и обществе, действительно, является источником боли и страданий, особенно в условиях недостаточной культуры и необразованности. Совершенно правы Гульнора Бекназарова и другие, занимающиеся гендерными проблемами в Центральной Азии. Но эта истина не безусловна.
Глобализация предлагает гуманистические ценности в сфере отношений мужчины и женщины. Мы здесь глобализацию понимаем не как средство господства одних стран над другими, а как создание единой общечеловеческой и человечной развитой цивилизации. В этом смысле ее ценности положительны. Однако фактом является то, что одновременно она подвергает сомнению все иные властные отношения, не соответствующие главной ее ценности - правам человека.
Именно поэтому глобализация делает неравную мужчине женщину более несчастной, чем это было бы в изолированном обществе. Она максимально привлекает внимание женщины к вопросам ее неравенства мужчине, что, в конечном счете, есть нарушение прав человека. Дихотомия "радость-боль" активно вовлекается в этот процесс, обостряя восприятие женщиной властных отношений, то есть своего неравенства.
Тогда как проблема "радость-боль из одного источника" это более обширная сфера, не сводимая только к властным отношениям. Вопреки побочным влияниям глобализации, гендерным организациям и проектам целесообразно искать и иные решения.
Глобализация подвергает сомнениям любые властные отношения, в том числе между женщинами и мужчинами, но не обещает скорого изменения человечества в соответствии с демократически понимаемыми правами человека. Потрясает, но не скоро достигнет результата. Это значит, обостряя проблему неравенства женщин, не может дать ее скорого решения и тем самым дать радость равенства повсеместно. Но всегда ли?! Ведь равенство не обещает автоматически ни радости, ни счастья.
Надо отдать должное современному демократическому миру, он неудержимо продвигает ценности, связанные с достижением прав человека во всем мире, но следует понимать, что этот процесс не скорый. Поэтому значительные ресурсы, направляемые на решение гендерных проблем, должны помочь обретать женщине радость уже сегодня в условиях современных.
Ясно, что это не призыв к счастью в условиях неволи, такое невозможно и не к этому мы призываем. Насилие, подавление, унижение недопустимы, и надо твердо бороться за человеческие права и равенство там, где они нарушаются. Но очень важно иметь при этом в виду, что радость и боль женщины не сводятся только к властным отношениям.
Современные участники гендерных проектов, разумеется, работают по самым разным направлениям, зная, что радость и страдания женщин, зависят не только от уровня культуры и образованности мужчин и женщин, патриархальных властных отношений в семье, культуры психологии, но и от уровня экономики и технологии в обществе, от характера цивилизации и политической системы, культивирующей или освобождающей семьи от атмосферы авторитаризма, правового развития общества. Эти и другие факторы и условия различным образом влияют на положение женщин, их радости и горести, и нельзя в этой системе выделять только властные отношения патриархальности как ведущие.
Патриархальность в обществе и семье, являясь причиной происходящих фактов насилия и унижений, в свою очередь зависит от многих коренных факторов и причин, которые требуют особого внимания и устранения. Однако можно ли так скоро и успешно устранить авторитаризм, как функцию восточной цивилизации?
Следовательно, важно делать правильные акценты в гендерной работе. На наш взгляд, есть огромный мир психологических и интеллектуальных средств, который можно еще более привлечь для ослабления угнетающих факторов. Многие проекты и организации широко занимаются гендерными проблемами, но этому явно может мешать выдвижение на первый план изменения властных отношений между мужчинами и женщинами, которые, безусловно, будут меняться.
Гендерные задачи, как нам представляется, системны и целостны. Мы верим в полное торжество равенства и прав человека в недалеком будущем, но дайте радость и счастье женщине уже сегодня еще на пути к этому светлому будущему. И не только после совершенного насилия и не только в кричащих ситуациях.
Искандар Асадуллаев dr_asadullaev@mail.ru> Газета "События" 2007-06-01
|