А.Зунуний: Узбеков в Таджикистане держат за людей "третьего сорта" 14:37 14.06.2007
Спасение репрессируемых - дело рук самих репрессированных?
Массовый геноцид. Только так, на мой взгляд, можно охарактеризовать то, что сегодня творится по отношению к нам, узбекам, в Таджикистане. Конечно, пока все действия простого местного населения, которым руководят, однако более высшие чины из числа руководства республики, носят более или менее "цивилизованный" характер. Во всяком случае открыто нам пока никто "на дверь" не указывает, но фактически происходит именно этот процесс. Мы, таджикские узбеки, с каждым разом все больше утверждаемся во мнении, что являемся здесь людьми даже не второго, а третьего "сорта".
>Особо достается узбекам, которые на протяжении уже нескольких десятилетий проживают в приграничной с Узбекистаном Согдийской области Таджикистана. У людей буквально отнимают земли, передавая их лицам таджикской национальности.
Например, здесь в Матчинском районе, который в последнее время по непонятным причинам стал "Меккой" для таджиков, местная администрация не только распродает, но даже оказывает всемерное содействие представителям титульной нации при покупке земельных участков по 100-200 га, ранее использовавшихся местными жителями из числа узбеков для выпаса скота. Новые же хозяева устанавливают новые правила и требуют от скотоводов непомерно высокую плату, которая делает весь процесс скотоводства бессмысленным. Иными словами узбекам скот пасти стало негде. А ведь именно скотоводство и земледелие является основной сферой деятельности проживающих в Матчинском районе узбеков. Следовательно, фактически людей оставляют без средств к существованию. Мы неглупые люди и видим то, что скрыто за этими притеснениями. Естественно, возникает недовольство, по ходу которого уже открыто выявляется антиузбекское настроение у местных, подогреваемой администрацией района. Узбеки остаются не у дел. По этой причине хозяева скота ведут своих буренок и овечек на базар.
Но и в торговле, как оказалось, все места уже расписаны: при продаже узбеками своего домашнего скота представителями таджикской национальности специально занижаются цены. В случае же отклонения их требований у узбекских продавцов зачастую насильственно отнимается скот или же они под свист и улюлюканье изгоняются с рынков.
В данном случае оправданным было бы обратиться в органы правопорядка, но и это бесполезно, потому что здесь мы не находим никакой поддержки. Здесь просто некому нас защищать. Дело в том, что все значимые и ключевые должности в отделениях внутренних дел занимают только таджики. Узбеков, будь они семи пядей во лбу, хоть некоторые из них и превосходят по уровню профессиональных навыков своих таджикских коллег к "рулю" не допускают. Выдвижение их на руководящие посты нигде в Таджикистане, в том числе и в органах правопорядка, даже не рассматривается. Представители узбекской диаспоры несут службу на рядовых должностях в качестве дежурных по ОВД, канцелярия и т.п. Со стороны руководства же органов внутренних дел довольно часто можно услышать открытые оскорбления в адрес своих подчиненных из числа узбеков, унижение их чести и достоинства. Как следствие, такое отношение приводит к массовым увольнениям узбеков из силовых структур.
К слову, такой же "национальный" признак давно уже наблюдается по ходу призывной кампании. Мы не спорим - мы являемся гражданами Таджикистана. Однако это говорит не только о том, что мы имеем определенные обязанности, мы хотим иметь и равные со всеми права. Да среди парней узбеков сегодня практически нет желающих служить в Вооруженных силах Таджикистана. Но происходит это не из-за простого нежелания служить, а из-за того, что каждый из парней сегодня знает, что если и вернется домой, то родители встретят калеку сына. Недавно повстречал своих знакомых узбеков из того же Матчинского района, чьего сына Сарвара в ноябре прошлого года призвали в таджикскую армию. Парень, как, впрочем, и все призывники-узбеки, был направлен в воинскую часть, расположенную очень далеко от границ Узбекистана и Таджикистана - в войсковую часть № 2610 Пянджского района Хатлонской области. Как оказалось, недавно родители призывника навестили сына, который рассказал им о массовых фактах унижения и притеснения солдат из числа узбеков. Более того, как выяснилось из бесед с другими солдатами-узбеками, в указанной части систематически отмечаются случаи избиения узбеков, вплоть до причинения тяжких телесных повреждений.
Разве так относятся к своим гражданам? Разве это и есть защита их прав? Разве на это мы рассчитывали, когда отдавали свои голоса за Эмомали Рахмона? Что мы получили взамен? Недоверие, плохо скрытую ненависть и вынужденное переселение. Иными словами то, чем в свое время "отличился" Иосиф Виссарионович Сталин, получивший в глазах потомков весьма не лестные отзывы в качестве тирана и человеконенавистника.
Нам не только не дают спокойно жить, у нас пытаются отнять пусть и не материальное, но все же наше богатство - традиции, культуру, родной язык. Сегодня для нас созданы все условия для полнейшей деградации. Идет агрессивная политика по еще большему внедрению таджикского языка в узбекоязычные школы. Постепенно увеличиваются учебные часы обучения таджикского языка, после чего, в старших классах отдельные во многом определяющие предметы ведутся только на таджикском языке.
В поселке "Бустон" этого же Матчинского района до поры до времени функционировала единственная здесь средняя школа № 9 с узбекским языком обучения. В начале этого года школу по непонятным и не объясненным никем и никому причинам объединили с учебным заведением, где преподавание велось на таджикском языке. Конечно, этот факт наряду с тем, что в узбекских школах и до этого наблюдался откровенно низкий уровень преподавательского состава, отсутствие должного количества учебных пособий на узбекском языке и многое другое, поднял очередную волну недовольства. Но, наблюдая за вокруг происходящим, узбеки смирились со своей участью и не предпринимали каких-либо действий. Хотя через некоторое время к физическим преследованиям по "национальному" признаку учеников-узбеков присоединилась еще и угроза полового насилия для узбечек-учениц. Сегодня их буквально у ворот школы поджидают похотливые отпрыски местных таджиков, которые, не церемонясь, хватают любую понравившуюся им узбечку и…
Где же элементарная культура человеческого поведения и взаимоуважения? Неужели надуманное национальное "величие" до того способно застелить глаза, что уже не замечаешь, как из человека превращаешься в животное? Причем эти явно животные наклонности наблюдаются только по отношению к лицам узбекской национальности. Во всяком случае, ни один, к примеру, киргиз не может пожаловаться на притеснения и оскорбления по национальному признаку. А ведь та же киргизская диаспора далеко не столь многочисленна по сравнению с узбекской. Но почему-то их школы регулярно власти ремонтируют, закупают учебные пособия. Словом, делают все возможное для того, чтобы киргизы чувствовали себя настоящими полноправными членами таджикского общества. По отношению же к нам происходит обратный процесс. Это ли не открытый и явный геноцид, который пока не принял трагического оборота, но который может стать неплохим катализатором для подъема волнений на национальной почве.
Именно на это в своем письме к президенту Рахмону обращали внимание 800 тысяч представителей узбекского общества из областей Таджикистана, которое было подписано активом узбекской диаспоры с указанием установочных данных и мест проживания. Но никакой реакции до сих пор нет, хотя этот документ был подготовлен в начале февраля 2007 и направлен президенту Таджикистана и Маджлиси Оли.
Письмо до "адресата" дошло, но никакого ответа нет на протяжении уже нескольких месяцев. Хотя в качестве официального ответа Душанбе своим гражданам можно рассматривать еще более ужесточившиеся репрессии по отношению к таджикским узбекам.
^Акром Зунуний zununiy62@yandex.ru
|