Р.Альмеев: Архитектурный ансамбль Пои Калон ("Подножие Великого") - чудо Бухары 12:01 23.06.2007
Архитектурный ансамбль - Пои Калон ("Подножие Великого", ХII - XVI вв)
>Трудно себе представить силуэт Бухары без архитектурных памятников, входящих в ансамбль Пои Калон, возведенных выдающимися зодчими Бухары, имеющих мировую известность. В этих памятниках раскрывается история культуры, духовность древнего города, эпохи правителей, по воле которых прекрасными мастерами создавались шедевры архитектуры Средней Азии. Правители династии Караханидов (999-1211 гг.), шейбанидов (1500-1600 гг.), носившие высшие титулы того времени, старались в древнем городе, уже тогда имевшем славу "святого города", показать свое могущество, проявить любовь и уважение к культуре, образованию, оставить о себе светлую память.
Минарет Калон (1127-1129 гг.), мечеть Калон (1514 г.), медресе Мири Араб (1535-1536 гг.) образуют великолепный архитектурный ансамбль, к которому в 1914-1915 гг. был присоединено небольшое медресе Алимхана. Доминантой возвышается над исторической частью города Бухары, включенного в 1993 г. ЮНЕСКО в списки городов всемирного наследия, минарет Калон ("Великий"). На площади Пои Калон в 1997 г. гости со всего мира чествовали Бухару в связи с 2500 летием основания города. Минарет Калон или Арсланхана, наиболее значительный по своим конструктивным и художественным достоинствам из сохранившихся минаретов Средней Азии. Первая мечеть в Бухаре была построена в 713 г. в Арке. С увеличением количества мусульман мечеть была перенесена к подножию цитадели и рядом был возведен минарет (не позже 917 г.). Находившийся рядом с крепостью минарет во время междусобиц использовался для отражения нашествий, как это имело место в 1068 г. В период правления Арсланхана Мухаммад ибн Сулаймана (время правления 1120-1130 гг.) соборная мечеть была перемещена от подножия крепости подальше в город и напротив южной стороны шахристана был возведен минарет, отвечающий величию города, благочестию правителя и искусству прославленных мастеров. Однако когда работы подходили к концу минарет рухнул на мечеть. По словам современника, Арсланхан приказал вторично воздвигнуть минарет с мечетью, как можно прочнее. Свидетельства очевидцев легли в основу всевозможных легенд о его постройке зодчим усто Бако. В одной из них рассказывается, что мастер, заложив фундамент на растворе из ганча и верблюжьего молока, скрылся и не появлялся несколько лет. Строительство минарета он возобновил, когда фундамент затвердел. Минарет Калон сохранился до наших дней, а на месте мечети Арсланхана через 400 лет была воздвигнута новая с одноименным названием. Минарет непременный атрибут соборной мечети и по сей день служит для созыва мусульман на молитву. К тому же в свое время он служил также маяком, а также в качестве дозорной башни. Минарет Калон представляет собой слегка суживающийся к верху и припухлый ствол, увенчанный большим фонарем. Минарет строг, величав и уравновешен в своих монументальных формах. Филигранно тонко проработан во всех деталях. Его пропорции выдержаны с большим вкусом. Прекрасное чувство ритма проявляется в узорной орнаментации поразительной гармонии, радует глаз свежестью и непринужденностью форм. Он оживляет панораму города, надежный ориентир в его застройке, отмечает место общественного центра города. Из ротонды минарета открывается великолепный вид на Бухару. Минарет Калон сильно пострадал в сентябре 1920 г. В результате налета авиации и прицельного артиллерийского обстрела. В 1923-1924гг., 1958 г., 1979-1980гг. минарет реставрировался. Попасть на минарет можно с крыши юго-восточного угла мечети Калон. Во время правления первых Шейбанидов в 1514г. при Кучкунчихане (1510-1530гг.) на месте арсланхановской мечети или как ее называли в "Масжиди-жума" (пятничная мечеть) ХII в., была построена мечеть Калон. Оставив прежнее имя, строитель мечети как бы засвидетельствовал, что он построил не новую мечеть, а восстановил и расширил бывшую мечеть, построенную вместе с минаретом Калон ХII в. Продолжая меценатские традиции предшествующей эпохи, шейбаниды воздвигали в своих удельных столицах крупные постройки. В это время столица государства находилась в г.Самарканде. Соборная мечеть Бухары масштабами своего плана не уступала пятничным мечетям Самарканда и Герата ХV в., хотя объемы ее были не столь значительны, а декор не так расточителен. Художественная отделка ее хранит в себе традицию темуридовской эпохи и имеет сходство с отделкой медресе Улугбека. Занимая прямоугольную площадь, мечеть имеет традиционный прямоугольный двор вокруг, которого расположены глубокие галереи со сводчатыми перекрытиями из 288 куполов опирающиеся на мощные 208 столбов. На главных осях двора четыре традиционных айвана, обрамленных порталами. Восточный айван выделяется большим объемом и богатой облицовкой. Помещение довольно высокое. В интерьере особый интерес представляет изумительной тонкости мозаичной михраб, среди орнаментального кружева сохранилось имя мастера - Баязида ал Пурани. Обширный двор, окруженный галереями, вмещал одновременно 12 тысяч верующих. Недалеко от портала находится небольшой павильон -восьмигранная ротонда с небольшим куполом, построенная в 1914-1915 гг. народным зодчим усто Ширином Мурадовым, на месте найденных захоронений ХII в. Главный восточный вход выделяется большим объемом и богатой облицовкой. Фасад выдержан в традиционном методе сочетания глухих участков стен и величавого пештака с глубокой нишей портального свода. В облицовке наружных и дворовых фасадов использовался шлифованный строительный кирпич в сочетании с узорными кладками из цветных поливных кирпичей. Архитектуре мечети Калон свойственна исключительная ясность, четкость, простота и соразмерность форм, гармонирующая с относительно скромным убранством. После обретения независимости в начале 90-х годов ХХ в. мечеть возвращена верующим, где регулярно каждую пятницу проходят богослужения. Реставрация мечети осуществлена местными реставраторами за счет государства. Строго на оси с мечетью Калон высится портал медресе Мири Араб, приподнятого на возвышенной платформе. Медресе Мири Араб (1535-1536гг.) одно из наиболее почитаемых духовных исламских учебных заведений. Строительство закончено в период шейбанидского правителя Убайдуллах-хана (1533-1539гг.) который в 1533 году перенес столицу государства из Самарканда в Бухару. Убайдуллах-хан выделил средства от трофеев своему наставнику, главе мусульман Бухары Мири Арабу (князю арабов) Абдулле Йеменскому который и построил медресе. Замысел, состоял в том, чтобы окончательно архитектурно оформить площадь создать рядом с мечетью и минаретом Калон цельный и законченный архитектурный ансамбль. План медресе традиционен. Общая схема плана - это вытянутый прямоугольник с запада восток. Периметр двора застроен общественными и жилыми помещениями - худжрами, в два яруса, угловыми дарсхона (класс), айванами, мавзолеем (гурханой) и группой входных помещений. Архитектурный облик Мири Араб также традиционен. Главный фасад медресе симметричен: в центре высокий портал с восьмигранной нишей, в глубине которого ворота. К порталу с двух сторон примыкают двухэтажные ряды ниш-лоджий. Скошенные углы двора и граненые ниши, чередующиеся с обыкновенными сложными сводами - все это характеризует тип медресе ХVI в. Архитектурный декор следует великолепию позднее темуридских сооружений. Наборные резные мозаики, тонкая многоцветная стилизованно-растительная орнаментация, обилие надписей, фигурные выкладки извеcтных кирпичей гармонично распределены на стенах, устоях, сводах и арках памятника. В трех углах здания расположенные учебные классы, в четвертом усыпальница основателей медресе Убайдуллах - хана погребенного в ногах у погребения Мири Араба и представителей высшего духовенства. Закрывшееся в 20 годах ХХ в. как учебное заведение медресе стало вновь функционировать с 1947 г. В настоящее время это действующее медресе, в котором обучаются около 100 человек, в 1993 г. оно полностью отреставрировано. Многие известные духовные деятели России, стран СНГ закончили Бухарское медресе. С юга ансамбль Пои Калон замыкает медресе Алимхана построенное в 1914-1915 гг. Медресе вытянуто по оси запад - восток. На продольной оси - портальный вход, за ним - три двора, по сторонам первого симметрично расположены помещения мечети и дарсхана. Вход во второй жилой двор также оформлен порталом, по его периметру в два этажа устроены худжры. На порталах медресе сохранились строительные надписи, содержащие дату постройки и имена мастеров. В оформлении здания использованы элементы европейского архитектурного стиля: карнизы, полуколонны, но основные формы медресе традиционны. Пои Калон - образцовый ансамбль зданий общественно- религиозного назначения, фиксирующий один из главных композиционных центров Бухары.
^Роберт Альмеев, генеральный директор Бухарского архитектурно-художественного музея заповедника robertalmeev@rambler.ru
|