М.Омаров: Трайбализм как зеркало кыргызской политики, или Феномен трайбализма у кыргызов 01:00 03.07.2007
На протяжении последних лет маленькое центрально-азиатское государство, превратившееся в одно из самых нестабильных на постсоветском пространстве, сотрясают революции и политические бури. Важным источником перманентной нестабильности кыргызского общества в наши дни стали трайбализм и клановость, главными составляющими которых в сегодняшнем Кыргызстане стали борьба кланов за власть и собственность. На это обращает внимание известный аналитик В.Богатырев: " К сожалению, на семнадцатом году независимости приходится говорить, что в нашей стране нет политики, нет борьбы идей, а есть только борьба клановых групп за власть". Ему вторит экс-посол Кыргызстана в Малайзии Р.Жээнбеков: "Наша политика . отражение борьбы кланов за перераспределение финансовых потоков. Сейчас мы можем наблюдать передел собственности". Феномен трайбализма в Кыргызстане напоминает феникса, возрождающегося из пепла. В чем причины его невероятной живучести?
По каким причинам и в сегодняшние дни, когда на дворе 21 век, политическую жизнь страны невозможно представить без этого явления? Ответы на эти вопросы можно найти, лишь проанализировав причины его возникновения, ту роль, которую он играл и продолжает играть в жизни кыргызского общества.
Живучесть в нем родоплеменных пережитков объясняется особенностями его исторического развития. Принципы трайбализма начали складываться еще на заре человеческой истории, до возникновения институтов государства. В тех условиях выжить в одиночку было невозможно. В борьбе за жизнь люди выживали только в коллективе, как правило, родоплеменном, общими усилиями противостоя опасностям и обеспечивая условия для собственного существования. Не были исключением из этого правила и кыргызы, издревле и до 30х годов прошлого века ведшими кочевой образ жизни и занимавшиеся кочевым скотоводством. Они не знали земледелия и оседлости, у них не сложились развитые классовые отношения, значительную часть своей истории они прожили, не имея государственности в условиях родоплеменного строя.
>Специфика кочевого скотоводства, отсутствие государства, консервировали доклассовые отношения, вели к тому, что жизнь и защита народа осуществлялась родоплеменными объединениями. К тому же ментальность кыргызов складывалась в условиях жизни в горах, в ограниченном пространстве горных ущелий и долин, в которых проживали отдельные племена, значительно ограничивавших возможности общения и совместной хозяйственной жизни. Именно в таком ключе прошла большая часть истории народа, в ходе которой на основе многовекового жизненного опыта сложились формы социально-экономических связей рода и самоорганизация общества на принципах трайбализма, на которых строились все формы его жизни. Важным элементом трайбализма следует считать и поразительную живучесть традиций, норм и предписаний рода, сохранившихся по настоящее время. Произошли революционные изменения в способе производства, в общественных отношениях, изменились формы собственности, но революции в умах, в общественном сознании кыргызского народа не будет еще долго.
Экономической основой рода на протяжении всей истории народа всегда была общность основных источников существования. Еще в первые десятилетия прошлого столетия собственность у кыргызов фактически была общеродовой. Это относилось как к земле, так и к скоту, составлявшему основу хозяйства кочевника и его благополучия. И сегодня, к примеру, в представлениях сородичей, права на управление и контроль государственной собственности, которые получал член их рода во власти, превращали ее как бы в родовую. Все члены рода были заинтересованы в укреплении его силы, обеспечении его благополучия, поскольку рядовой сородич мог найти защиту и поддержку только у своего рода. Принцип защиты " своего" закрепили у народа действия по принципу: "Защищай сородича и в правом и неправом". Род не только защищал, но и отвечал за проступки любого его члена. К примеру, как правило, для того, чтобы отомстить, достаточно было убить не убийцу а любого члена его рода. Традиция ответственности рода за своих членов продолжает существовать и сегодня. Известны случаи, когда растрата, совершенная каким ни будь проворовавшимся торговым "деятелем" или чиновником покрывалась за счет средств родственников и сородичей их рода. Наконец, огромную роль в жизни народа, практически на протяжении всей его истории, играла многовековая традиция соперничества предводителей родов и племен за главенство над другими племенами и родами, за контроль над землей, скотом и пастбищами. К сожалению, она проявила себя и в годы независимости Кыргызстана.
Царские власти после присоединения кыргызских племен к России, предприняли попытку заменить родовые объединения на волости и аилы и перевести кочевое кыргызское население на оседлость, но не добились в этом существенных результатов. Советская власть объявила войну родоплеменным отношениям, однако борьба против нее, которая велась все годы ее существования, не достигла своей цели. Начать с того, что уже с 20х годов прошлого века, проявления трайбалистских традиций стали реалиями Кыргызстана. Первые годы советской власти ознаменовались групповой борьбой за руководящие посты в партийно-государственном аппарате, внесением в него традиций борьбы за лидерство, былого родового противоборства за скот и пастбища. Ожесточенная родовая борьба стала повседневностью в кампаниях по перевыборам партийных и советских органов и проходила под лозунгом " Власть своему". И сегодня этот лозунг продолжает оставаться элементом реальной политики, особенно когда речь идет о избрании руководителей страны и в первую очередь ее президента.
Практически все кандидаты в депутаты всех уровней и на другие выборные должности, выдвигаются только у себя на малой родине, то есть среди сородичей и соплеменников и после избрания продолжают опираться на их поддержку. Феномен трайбализма проявил себя в полной мере и в процессе коллективизации сельского хозяйства. Он принял форму создания колхозов по родовому принципу, просуществовавших в таком виде почти до крушения колхозной системы. В тоже время нельзя не сказать о том, что многие принципы советской власти создавали условия для сохранения и нелегального, но широкомасштабного использования в общественной практике принципов трайбализма. Достаточно сказать о том, что политическая система социализма, строившаяся на принципах иерархии и подчинения лидеру, фактически повторяла родовую структуру общества.
Обращает на себя внимание и то, что в независимом Кыргызстане проявила себя тенденция преобладания в составе экономической, региональной, интеллектуальной элит, представителей села, всегда отличавшихся консервативностью взглядов и настроений. Однако, влияние трайбализма и клановости в сегодняшнем Кыргызстане сильно не только в массе сельского населения, составляющего большинство населения страны. Отношения трайбализма, усилились также и в городах, поскольку в ходе массовой внутренней миграции в них вместе с людьми были перенесены и клановые взаимоотношения. Они оказывают сильное воздействие также и на образованную часть общества, из которой комплектуются органы управления страной.
Практически любой кыргыз, даже если он считает себя горожанином со стажем, получил высшее образование, в том числе и за границей, сознательно или бессознательно чувствует себя членом определенного племени и рода. Любой министр или чиновник всегда старается сохранить связи со своим племенем и родом, находя у него поддержку и в тоже время, поддерживая их. Не является исключением и глава государства. Это имеет следствием то, что система властных отношений зачастую строится на принципах непотизма, когда вся пирамида власти функционирует за счет вовлечения в нее родственников и земляков. Не учитывая в своей деятельности реалии трайбализма, власти допускали крупные ошибки и просчеты, приводившие к самым непредсказуемым последствиям. В частности, последние выборы в парламент Кыргызстана проходили не по смешанной системе, а по одномандатным округам, когда политические партии и их лидеры были исключены из избирательного процесса.
В результате, выборы фактически состоялись по родоплеменному принципу, обострили борьбу кланов и во многом предопределили события 24 марта 2005 года. Важной причиной революции явилось также несправедливое с точки зрения представителей южных кланов распределение властных полномочий в центральных органах управления страной. На протяжении нескольких десятилетий в Кыргызстане во властных структурах доминировали представители северных кланов. События марта 2005 года усилили во власти позиции южных кланов, а последовавшие за ними президентские выборы со всей остротой обозначили как реальную, проблему раскола страны на север и юг. Второй раз резкое обострение проблемы север-юг было вызвано ноябрьскими митингами 2006 года, организованными оппозицией, состоящей в основном, из северян. Тогда муссировались слухи о том, что оппозиция стремится отобрать власть у южного президента. В итоге в Бишкек приехало немало людей с юга, с целью поддержки своего земляка президента. Третий раз эта же проблема четко обозначилась в ходе апрельских митингов 2007 года, организованных Объединенным фронтом " За достойное будущее Кыргызстана".
В сегодняшнем обществе трайбализм мимикрирует, рядится в демократические одежды, сохраняя при этом свою клановую, родовую сущность и активно влияя на политические процессы, происходящие в стране. Трайбализм с "демократическим" лицом стал реальностью в политике Кыргызстана и в силу того, что в его обществе лишь тонкая прослойка интеллигенции понимает и разделяет взгляды западной либеральной идеологии. В роли же основной массы акторов политической жизни выступает носительница трайбализма и клановости мононациональная сельская община страны, поскольку другие этнические группы в ней практически никакого участия не принимают.
Таким образом, трайбализм и клановость в Кыргызстане благополучно, с некоторыми потерями, пережили все кампании, организуемые с целью их ликвидации, а в годы независимости произошла фактическая их реабилитация и легализация, создавшая благоприятные условия для усиления региональных клановых элит. Настал их час, когда эти явления, сохранив не только свою сущность и традиции, но и массовую базу, превратились в доминанту политических процессов в стране, получили возможность открыто влиять на процессы государственного строительства. Укреплению позиций трайбализма способствовали и некоторые обстоятельства, возникшие после образования молодого государства. Прежде всего, это новая ситуация, когда традиционное общество, во многом основывающееся на традициях и принципах трайбализма и клановости, переживает процесс модернизации, сама по себе мучительно трудна, особенно для ее рядовых членов. В условиях формирующейся демократии и рыночной экономики человек получает личную свободу, но теряет былую защищенность и рискует превратиться в маргинала. Выжить в тяжелых и непривычных для него условиях ему вновь, как это было и раньше, помогают родовые структуры . институты взаимопомощи. Экономические трудности, борьба за выживание способствуют сплочению людей на основе кровнородственной общности. Одной из причин роста трайбализма явилась также защитная реакция против вестернизации кыргызского общества, наносящей непоправимый ущерб, прежде всего нравственным устоям общества, вековым традициям коллективизма, внутриобщинной демократии и взаимовыручки. Однако, многие принципы и правила трайбализма перестали соответствовать реалиям и интересам современности, Выражая и защищая интересы только рода или племени а не народа в целом, они вступили в противоречие по многим позициям с общенациональными интересами. Более того, многие проявления набирающего силу трайбализма несут серьезную угрозу стабильности и целостности молодого государства, способствуют росту проявлений сепаратизма и регионализма.
Понятно, что родоплеменные отношения, создавшие испытанные тысячелетним опытом формы социально-экономических связей, закрепивших их в традициях и обычаях, идеологии, не могут исчезнуть даже в течение жизни нескольких поколений и они еще долгое время будут влиять на политику и экономику Кыргызстана. Более того, нельзя не отметить и того обстоятельства, что трайбализм сыграл положительную роль, именно он на протяжении всей истории кыргызов играл роль орудия их выживания в самые трудные для них времена.
Последовательное сохранение его принципов позволило им, в отличие от множества других бесследно исчезнувших племен, сохранить этническую самостоятельность и целостность, сохраниться как народ. Однако, особенно в наши дни растет потребность использования содержащегося в нем позитива и избавления от негатива. Разрушить негативные явления поможет завершение процессов формирования национального единства и общенационального сознания, превращения экономики Кыргызстана в рыночную. Для его преодоления необходимо кардинальное улучшение экономической ситуации, повышение уровня жизни народа, создание для него нормальных условий жизни. Другое важное условие связано с доминированием в жизни общества закона, созданием правового государства. Его устои будут поколеблены лишь тогда, когда люди получат действенную, а не формальную защиту государства и его институтов и перестанут нуждаться в защите рода.
^М.Н.Омаров к.и.н. заместитель директора ИСАП melsomarov@mail.ru
|