Б.Мусаев: Подпевают хором. Тюрьма "Жасалык" как символ независимого Узбекистана 16:17 08.07.2007
Узбекистан: Подпевают хором.
Вводное слово.
Названная заметка является расширенным вариантом другой, которая была подготовлена в свое время мной в соавторстве с журналистом информационного сайт – Интернета Uznews net. Она называлась, как и представляемая: "Узбекистан. Подпевают хором". Однако, коллектив редакции посчитал нужным без учета моего мнения опубликовать ее в колонке редактора под заглавием "Срочно требуется психолог". В результате, как мне думается, редакция не только сместила акценты, а невольно, как думается мне, обеднила содержание. Хотя, следует признать хлесткость и сконцентрированность силы удара в одну точку. Впрочем, не отрицая актуальность и в целом успешность выступления редакции сайта названной статьей (фактически в ней осталось мало, что от моего авторства, кроме идеи), повторю: обеднена содержательная часть задуманного и представленного. Впрочем, об этом пусть судит читатель по сегодняшнему выступлению, главный мотив которого сводится к следующему.
>Характер нынешней ситуации в Узбекистане сопряженный с неопределенностью вопроса о выборах президента и поведенческая модель молчаливого большинства в условиях открытых и скрытых форм политики репрессий правительства, провокаций и клеветы в отношении оппозиции и т.п. традиционного "дурного" использования власти против здоровых сил общества, не оставляет сомнений в том, что в обществе будет: с одной стороны, раскручиваться "спираль молчания"; с другой – молчаливое большинство все больше станет "подпевать хором". Признаки последнего уже налицо, если судить по содержанию СМИ. Я же независимый социолог и не принадлежу к абсолютному числу людей, у которых, как отмечала Элизабет Ноэль - Нойман, тоталитаристкого типа государство, узурпировав всю общественную сферу, украло общественные способы выражения своего мнения и своих впечатлений. Поэтому, считаю, делом совести выражать свое личностное мнение о происходящем в стране. Я уже почти 100 дней далеко от родной земли. Не было дня и часа, чтобы не думал о ней. … Стучит, стучит и щемит мое сердце. Как говорится, за державу обидно. Ведь продолжается все по старому, когда ускорялись в тупик. Андижан 2005 ничему не научил власть имущих, хотя это был самый серьезный сигнал того, что без изменений вобьемся в стенку.
Я далек от попытки высказать, что лежит на душе у всех соотечественников, проживающих ныне за рубежом. За себя говорю: вполне начинаю осознавать глубокий смысл слов поэта Чулпона (репрессирован в 1938 г. ), когда в далеком 1921 (1922) году боль его сердца за Фергану родили нижеследующие строки. Они будто написаны и про сегодняшний день, трагическое настоящее страны.
"Гузаль Туркистон, сенга не булди? Сахар вактида гулларинг сулди. Чаманлар барбод, кушлар хам фаред…"
В вольном моем собственном переводе они дословно звучат так: "Что ж случилось с тобой мой прекрасный Туркестан? Утренней порою на рассвете завяли цветы и птицы тоже голосят так тревожно.."
В детстве пели мы все в школе, в пионерлагере: "если подпевать, лучше хором, лучше хором…". И еще в этой песне звучали строки: "раз словечко, два словечка – будет песенка…". Как давно это было. Ушли благословенные лета, нет и той страны… Сегодня иные времена, а у многих из нас осталась тяга петь в хоре. Конечно, я имею в виду и то, когда взрослые, особенно молодые, чересчур доверчиво и бездумно, то есть, не всегда оправданно повторяют то, что подсказывают старшие, с которыми, как правило, значительная часть общества типа нашего отождествляет носителей власти. Многие беды общества происходят, как верно подмечено классиком, от чрезмерной склонности людей "петь хором" (М.Булгаков. Собачье сердце). Подобного рода действо было одной из мрачных примет времени в странах, народы которого пережили классический тоталитаризм. Казалось бы, это должно быть и нашим преодоленным прошлым...
Сегодня же я с тревогой наблюдаю, что в сознании многих моих соотечественников обозначаются, если не признаки "стадного единомыслия" (В. Ахунов), то, безусловно, явные элементы внушаемости со стороны носителей власти. Нет, разумеется, они не принадлежат к категории "людей в ошейниках" (С. Мадалиев). Все же, их можно и необходимо понять: таковы обстоятельства жизни, при которых все силы ума и души всецело обременены лишь одной заботой элементарного физического выживания. Фактически они доведены до такого состояния, когда начинают забывать, что являются гомо сапиенсом – человеком рассуждающим.
Ничем иным, лично я, не могу объяснить, например, когда видел, слышал, читал и читаю поныне в масс – медиа про то, как "правильно" реагируют "низы" на слова и поступки "верхов", еще точнее, проявляют готовность стать в ряды хора.
Вот одно из печальных подтверждений того, что власть имущие небезуспешно пытаются возродить вышеупомянутые черты людей времен классического тоталитаризма, в частности, чрезмерную склонность "петь хором".
"Биз хичкимдан кам эмасмиз" ("Мы ничем не хуже остальных"). Эти слова произнес однажды президент И. Каримов со своей недосягаемо высокой трибуны. И этот, скажем так, его очередной выход в народ и длинный монолог был обставлен идеологами президентского аппарата так, что будто глава государства ведет диалог с обществом.
Через некоторое время открытие И. Каримовым "истины" о том, что де мы не хуже остальных стало повторяться в выступлениях персон из первого эшелона власти. Далее заработали медиальные механизмы, чтобы подсказать всем: изреченное свыше известной персоной и есть истина. Словом, еще немного и еще чуть – чуть, и хор спелся. Вскоре в эфире уже зазвучала песня с одноименным названием…
Наверное, нет такого узбекистанца, который бы не слышал этого истошного крика, именумого почему – то песней. Не знаю, каким образом воспринимают ее другие. Скажу за себя: как вспомню, так меня буквально перекореживает все внутри. Неприятно от этих глупых слов песни, которая к тому же исполняется с надрывом не без ложной патетики. Судя по тому, что она часто выпускалась в эфир и на экраны национального телевидения (возможно, так оно и есть до настоящего времени) песне предназначена властью значимое место в воспитании чувства патриотизма, становлении национального самосознания. Вот только слова эти, выкрикиваемые, повторю вновь, с надрывом да к тому же на фоне величественных архитектурных памятников Бухары и Самарканда режут лишь слух, возникает ощущение глубокой досады и раздражения. Действительно, если мы нормальные и не страдаем недугом ущербности, то зачем и кому доказывать, что "мы не хуже других"? Не имеем ли мы перед собой образец проявления ущербности власти, которая изо дня в день, из года в год тужится перед кем – то, что она не хуже остальных. Думается, за этим "кем – то" и стенаниями перед ним: "мы ничем не хуже других", выявляется, что стоит сам тот человек – первичный автор этих слов. У него нет внутренней уверенности и он усиленно ищет и находит себе "поддерживающие" факторы, как это описано у Эриха Фромма, когда они лишь помогают такому человеку компенсировать неуверенность и беспокойство. Ученый пишет, что названные факторы не излечивают, а только залечивают эти недуги, маскирует их и тем самым помогает индивиду не испытывать остро свою ущербность (см Фромм Эрих Бегство от Свободы М "Прогресс" 1990, с 109) Здесь, на мой взгляд, отслеживается и парадокс. Он состоит в том, что этот неуверенный в себе человек требует поклонения. Подобное явление ущербности психики в человеческой природе отмечает тот же самый немецко – американский философ и психоаналитик в упоминаемой работе, когда, в частности, констатирует: "Поскольку у него нет глубокой уверенности, ни удовлетворенности, он должен доказывать себе, что он не хуже остальных.." (указ соч. с 104).
Если продолжать рассуждать в данном направлении, то заметим, что подобные стороны психологии человека напоминают и случаи из практики врача психиатра, который часто сталкивается с клиентами, со свойственным им маниакальным синдромом. Это проявляется , например, в в приливе физической силы, бодрости, энергии. "Чрезмерная уверенность в своих силах, - отмечается в Справочнике практического врача, - уверенность в своих силах на фоне полвышенного настроения нередко сопровождается переоценкой больным своих возможностей и способностей. Он уверен в достижении крупных успехов на самых различных поприщах" (см указ Справочник…ч.2 М.1970, с251). Я не отождествляю, а лишь констатирую похожесть. И эта похожесть налицо, когда мы узбекистанцы на протяжении 16 лет после провозглашения независимости слушали и видели, читали громогласные заявления, амбициозные планы, но они почему – то ни на гран не осуществляются. Кстати, в том же справочнике можно прочитать: "У них бесчисленное количество планов и замыслов с постоянным стремлением к деятельности, но в силу большой отвлекаемости они весьма редко что –либо доводят до конца" (см. там же ). От себя дополню. У этого человека – клиента врача, нет возможностей осуществлять намеченные планы – прожекты, так как, оказывается, жизнь его осложнена тем обстоятельством, что на него по особенному смотрят, смеются над ним, угрожают его убить, отравить…Словом больное воображение указывает ему и модели поведения. Сущность и обьясненение его психического состояния не составляет особого труда. Кругом враги, заговоры…
Все же вернемся к Э Фромму Наверное, многое с позиций его учения можно адекватно понять и объяснить как проявления доказательства внутренней неуверенности в себе известной персоны. Например, чего стоит одна скульптура Мать – Родина, что сооружена на площади Независимости. Как говорил мне остроумно и язвительно один ташкентский художник: Иди и смотри на Женщину – Мать, сидящую под шариком на главной площади, который в народе назвали "яйцом Ильича", (художник имеет в виду скульптуру вождя мирового пролетариата, фигура которого возвышалась прежде на том же самом постаменте в полный рост – прим. автора Б.М.). Чем она не симуляция или бездарное подражание шедевру Пикассо "Девочка на шаре"?
На самом деле, на улицах, площадях Ташкента, музеях можно видеть творения, которые являются далеко не образцами прекрасного, а ее симуляцией. На языке эстетики все это называется "китч", что синонимично понятию "пошлость". Взять ту же самую главную площадь. Всякий человек с мало – мальски развитым художественным вкусом остановится в недоумении перед аркой с аистами. Что это за образ семи аистов и с еще большим количеством колонн, на которых держится арка? Все в совокупности они вызывают неприятие своей нелепостью. Заказчики же, полагают, что они гармонично соединили классическое восточное и древнегреческое. Но, это нечто с псевдогреческими колоннами напоминает стиль архитектуры сталинских времен.
Между прочим, о сталинских временах и озаглавленной теме нашей заметки, в их контексте я и хочу заключить свою короткую заметку следующим суждением.
В начале текущего 2007 года в Узбекистане был издан сборник трудов главы государства. Он, как можно догадаться, называется "Мы ничем не хуже других" или вроде того. Это означает, что накануне выборов, предстоящего, т.н. всенародного референдума или подготовки и принятия специального постановления Олий Мажлиса (парламента) относительно продления власти И. Каримова под каким – нибудь новым предлогом, будет развернута идеологическая компания, направленная на то, чтобы обеспечить согласную работу, подбираемого хора голосов. Благо ЕС проявляет "политкорректность" по отношению к узбекскому правительству. Я же здесь и сейчас в Германии думаю: неужели мир стал проявлять недопустимую забывчивость? Ведь были Дахау, Колыма, Караганда. Политики не желают замечать, что знамением и символом времени независимости Узбекистана, читай времени правления режима И. Каримова, стала зловещая тюрьма "Жаслык" и то, как люди после Андижана 2005 все больше начинают возвращаться к склонности "петь хором".
^Бахадыр Мусаев (он же Истмат Диаматов, С. Пахлавон, Х.Эльдиеров), независимый социолог. 7 июля 2007 г. Гамбург. musaev61@yahoo.com [musaev61@yahoo.com>
|