Р.Шухевич: Гуманизм за колючей проволокой? Странности китайской действительности 00:33 14.07.2007
Гуманизм за колючей проволокой?
В связи с приближением олимпийских игр КНР психологически готовит будущих гостей Пекина ко встрече со странной повседневностью
Только тебя, Китай, я буду помнить. Ты мое сердце ранил навсегда. Окна огромных белых небоскребов И океана синяя вода. Солнца огонь и пальмы - лес зеленый... Это Китай! Гулькина Наталья. "Это Китай". 1993
"Толерантность в талибанском Афганистане", "Человеколюбие в Третьем Рейхе", "Доброта в ГУЛАГе" - не кажется ли Вам, читатель, такие словосочетания провокационными? Интересно, возможно ли проведение мероприятия с подобным названием в каком-либо государственном учреждении Германии? Наверное, разве только если титул поставлен в кавычки, для сарказма, интриги и привлечения публики. Например, если авторы хотят показать мельканье искры Божей даже в океане смерти. КНР находится от Германии далеко, поэтому по какой-то причине берлинский музей фотографии в настоящий момент проводит выставку, уже показанную во многих города ФРГ: "Гуманизм в Китае. Фотопортрет". На сайте музея висит аннотация, опровергающая заголовок: "590 фотографий последних пяти десятилетий показывают всеобъемлющую панораму жизни людей в Китае".
Действительно, название экспозиции совершенно не соответствует содержанию. Вместо обещанного гуманизма собрание фото освещает быт континентального Китая последних десятилетий. Но еще хуже, что фоторяд искажает социальную и бытовую реальность КНР. Автор этих строк бывал на русском Дальнем Востоке, да и в самой Поднебесной – как в провинции, так и в столице. Я знаком и с китайскими эмигрантами, а также слежу за событиями в Китае по сообщениям прессы и научным работам. Все источники однозначно указывают на то, что автор-составитель представил публике не то, чтобы лакированную, а прямо-таки полированную действительность. Причем так тонко, что у посетителя средней руки создается полное впечатление критического отношения составителя выставки к нынешней кроваво-красной действительности, окружающей китайцев.
Подавляющее большинство фотографий посвящено "трудовым будням" простых граждан. Показаны надрывающиеся мужчины, выбивающиеся из сил женщины, вкалывающие старики, мордующиеся дети, измотанные инвалиды. В голове возникает мысль: "Трудолюбивый народ, живет плоховато, но хочет жить лучше и, видать, этого достигнет". >Для "объективности" показано несколько снимков безработных, в городах и на предприятиях ищущих занятость – причем многие одеты вполне прилично. Однако, это значимое искажение. В китайских городах – 30 миллионов безработных, в деревнях – 150 миллионов. Всего в Китае проживает 1,3 миллиарда человек. Такой процент безработицы – катастрофический показатель для экономики любой страны. В мегаполисах КНР еще как-то можно найти "муки на свои руки", в нынешней же китайской деревне работы просто на всех нет. Что стоило поставить на экспозицию пару снимков маящихся от вынужденного безделья молодых селян на фоне полей и огородов? Наличие немыслимой армии крестьян и детей крестьянских, не имеющих никакой занятости, тщательно скрывается китайским правительством – прежде всего, перед зарубежной публикой. И указанное смещение акцентов, передергивание в отборе фотографий лежит вполне в русле "генеральной линии партии".
На снимках мы видим пролетариев и крестьян, иногда – солдат и полицейских, изредка – танцоров и музыкантов. Кого же не хватает, спросит читатель? Не хватает дирежеров. Не хватает на экспозиции массы номенклатурщиков, по-братски делящих сверхприбыли от эксплуатации дешевой рабочей силы с западными инвесторами и "новыми китайцами". Не хватает тех, кого советолог Михаил Восленский окрестил "классом-паразитом", пытающимся замаскироваться под чиновничество, т.е. простую бюрократию, госслужащих. Где политфункционеры, эти красные хозяева жизни? Повседневность ожиревших аппаратчиков остались за кадром. Они не любят демонстрировать свой быт как подданным, так и иностранцам. Нечто вроде исключения есть – показаны пару фотографий довольно бедных председателей сельсоветов, один из которых – как видно на фото – избил старика. Выбор этой фотографии напоминает историю коллективизации в СССР, когда кремлевский горец статьей "Головокружение от успехов" свалил всю вину за вакханалию террора на руководство колхозов, иначе – "перегибы на местах". А ведь с 1949 по 1979 год именно в Китае по инициативе "сверху" произошли самые страшные преступления в истории человечества. По количеству жертв Мао превзошел мортирологи большевизма и гитлеризма, вместе взятых. Массовые истребления людей в 1950-е, 1960-е, 1970-е годы не были в Китае чем-то особенным, а являлись обыденной картиной. Где же на фотографиях эти убитые? Где палачи? Где демонстрация государственной машины индустрии злодеяний? Это – тоже неотъемлемая деталь быта. В свое время террор объявлялся маоистами проявлением гуманизма, "высшей мерой социальной защиты". Нынешние наследники "великого кормчего", притормозив маховик репрессий, не любят говорить о некоторых чудовищных страницах недавней истории Китая. Эти ужасы повседневности не высветил какой-то уж очень необъективный объектив фотокамеры составителя выставки.
Вызывает сострадание фотография молодого паренька, сидящего на могиле своих родителей, умерших от СПИДа. Ну что стоило показать, по какой причине так много китайского населения заражено этим смертоносным вирусом? Почему рядом не показаны донорские пункты, покупавшие кровь у населения с нарушением всех возможных стандартов – не только медицинских, но и элементарных гигиенических? Отчего не показана дикая торговля консервированной кровью, которую продают едва ли не на базарах как яблочный сок? Это – особенности быта в КНР. Такого вы не увидите, наверное, нигде в мире, в том числе и в экваториальной Африке. Несколько снимков посвящено религиозной жизни населения Поднебесной. Показаны молящиеся синтоисты и буддисты, справляющие обряды мусульмане-уйгуры, представители других верований. Все как будто в нормальной мультиэтничной стране. При этом верующие, находящиеся за свои убеждения в тюрьмах, где проводятся биологические эксперименты над людьми, органы которых продаются на мировом рынке, почему-то не нашли сегмента в фоторяду выставки.
Не нашли своего места на экспозиции и другие потенциальные обитатели мест не столь отдаленных. Официальные представители тоталитарного режима неустанно заявляют, что благодаря репрессиям и полицейскому государству криминал в стране "давно побежден", или же "уровень преступности стремится к нулю". Однако, в нынешней КНР две базовые причины порождают повсеместную распространенность "романтики ножа и пистолета". Во-первых, дикий разрыв между богатыми и бедными вызывает чувство несправедливости происходящего, отчаяние, толкает людей на правонарушения. Во-вторых, коррумпированность госаппарата, какой нет даже и в России или Украине, делает возможным существование мощной и разветвленной организованной преступности, мафии. Суровые лица и крепкие фигуры китайских "братков" не попали в прицел фотоаппарата. Если бы современный фотохудожник описывал нынешнюю "настоящую повседневность" Сицилии, и на 600 фотографиях не показал бы хоть намеком хотя бы одного местного "уважаемого человека", то такого автора-составителя местные журналисты просто высмеяли бы. А Китай – не член Евросоюза, и мало кто в Германии понимает, что происходит там. Весь мир наслышан о применении в КНР "политики одного ребенка" - от демонстрации подобных лозунгов, написанных на стенах, составителю выставки было не уйти. Рядом зачем-то помещена фотография мамы, кормящей тройню. Как будто в другой стране мира у женщин не рождается по 3 ребенка, эка невидаль. Тут же – роддом, полный рожениц – тоже, что называется, нашли экзотику. А вот страшная специфика не показана. Заключается она в том, что китайские крестьяне и рабочие под давлением законов и всевластных красных сатрапов на местах сами убивают своих новорожденных девочек. Причина проста - когда китаянки вырастают, то они уходят в другую семью и родителей в старости кормить не будут. Семья хочет мальчика. Истребляют младенцев-девочек так, как не снилось никакому царю Ироду – не тысячами и даже не сотнями тысяч. Через 10 лет в Китае будет 40 миллионов молодых холостяков. Читатель спросит: как же мог автор-составитель показать с помощью снимков эту пугающую динамику? Да очень просто – стоило поместить ряд фотографий учеников на занятиях в школах разных провинций. Вглядываясь в лица маленьких китайцев и китаянок, многие из посетителей обязательно задались бы вопросом: почему же на двадцать мальчишек по статистике десять девчат? И, самое главное, чего на выставке нет – хотя бы намека на корень всех тех сложностей, в которых ныне находится эта гигантская страна. И современная нищета, и запредельная свирепость антиправовых законов, и безработица, и безобразно работающий транспорт, и низкий уровень культуры, в том числе и бытовой, имеют только одну причину – коммунистическое правление на протяжении последних 60 лет. Во все времена все лидеры, не умеющие править своей страной, относящиеся к собственным подданым хуже, чем к животным, мечтали представить все это для иностранцев как национальный колорит, объясняемый менталитетом народа. Тот же посыл несет и выставка: "Чего ж вы хотите? Это – Китай!" Разрушить этот на первый взгляд толерантный, а, по-сути, презрительно-ксенофобский тезис можно двумя десятками фотографий, показывающих жизнь во всех смыслах процветающего Тайваня – свободного Китая, сохранившего верность национальной традиции. Судьбе и товарищу Сталину было угодно распорядиться так, что, в отличие, скажем, от Германии, где лишь меньшая часть страны в 1949 г. оказалась на четыре десятилетия за колючей проволокой, в Поднебесной народ получил возможность нормально развиваться лишь в меньшей части страны. На Тайване правили и правят люди, для которых учителями являются Конфуций и Сунь Ятсен, а не двое известных немецких экстремистов – Маркс и Энгельс. Именно коротенькой презентации Тайваня, официально вполне справедливо именующего себя Республика Китай, больше всего и не хватает на этой экспозиции.
Причины необъективности выставки можно попытаться объяснять по-разному. Самое простое предположение, сразу же приходящее в голову – прямой подкуп номенклатурщиками художника-составителя. Есть и другие виды коррупции – например, коррупция отношений, когда автору, скажем, дают понять: "Окажем организационную поддержку, более того – экспозицию покажем в Китае, если мы будем иметь возможность влиять на отбор фотографий". В этом случае человека ловят на крючок тщеславия и коммерческого успеха. Оставим простор для других предположений – мы же точно не знаем, почему выставка такая, какая она есть. Читатель может удивиться – как официальной коммунистической пропагандой может быть демонстрация нищеты и тяжелых бытовых условий? Дело в том, что показуха – многоуровневый процесс. Зайдите в любой крупный книжный магазин в одной из западных стран и попросите фотоальбом о Китае. Первое, что вы получите в руки – отнюдь не путеводитель, а объемный том старательно подобранных глянцевых фото: пагоды, бесконечные возделываемые поля, ломящиеся закрома родины, "небоскребы до звезды, до края земли мосты", "всюду польза да резон, всюду стриженый газон", и счастливые простые граждане Поднебесной. Это – официально проплаченное, непосредственное очковтирательство для особо наивных. Однако, сектор ЦК КПК по агитации возглавляют отнюдь не простофили. Они понимают, что если весь мир знает о том, что континетнальный Китай – нищая страна, то долдонить цивилизованному человечеству исключительно о лубочной смеси достижений с прорывами по крайней мере неумно. Поэтому демонстрация ограниченной критики, да еще и с помощью третьих лиц, в принципе, очень логичный шаг. Если полуправда принимается зарубежной общественностью за правду – значит, ответственные работники аппарата не даром едят свой рис. Автор-составитель экспозиции оказался столь честным, что в официальной аннотации к выставке выразил благодарность нескольким сотрудникам диппредставительства КНР. Эффект от экспозиции оказался ожидаемым: на отдельном стенде висят отзывы ведущих германских газет. Общий смысл всех рецензий: "Наконец-то не агитация, а натуральная истина". Например, "Tagesspiegel" от 7 мая сего года разразился панегириком: "От пропаганды, от целенаправленной презентации вовне эти фотографии ничего не имеют, наоборот, они показывают, что Китай выносит сор из избы". Немецкая общественность таки купила серое за черное.
Выставка столь успешна, что, несложно предположить – ее наверняка сделают международной, покажут в разных странах мира. Читателям, до которых доедет экспозиция, я рекомендую сходить на нее, хоть доверять ей особо не стоит. Посетить выставку можно для того, чтобы понять, вспомнить и прочувствовать, как работала советская пропаганда на Запад еще каких-то 20 лет назад. Действовала она и напрямую, и через многочисленных "друзей Советского Союза", которым разрешалось вымолвить иное нелестное словцо об "отечестве всех трудящихся". Впрочем, это не спасло Советский Союз от крушения, произошедшего всего через десятилетие после блестяще проведенной Олимпиады.
К сожалению, в посольстве Республики Китай (Тайваня) в Берлине комментарий выставке дать не смогли – ни атташе по культуре, ни пресс-секретарь посольства экспозицию "Гуманизм в Китае" просто не посетили. Зато экспозицию охотно комментируют диппредставители красного Китая. Первый секретарь отдела культуры посольства КНР в Берлине Янянг Чен (Jianyag Chen), несмотря на то, что категорически отказался предоставить для газеты свое фото, охотно хвалит выставку: "Это – хорошая экспозиция. Большинство фотографий этой выставки сделали не профессиональные фотожурналисты, а нормальные граждане, которые снимали собственную повседневную жизнь и жизнь своих соседей и родственников. Экспозиция уже показывалась в Китае и имела там большой успех. Дирекция берлинского музея фотографии во время визита в КНР в 2004 году случайно посетила эту выставку, удивилась ее откровенности и выразила желание показать ее в столицы Германии. Мы знаем, что в нашей стране есть много бедности и сложностей – ведь Китай же еще развивающаяся страна. Нам нечего скрывать. На выставке показаны и светлые и неприглядные стороны жизни Китая".
Дипломированный политолог Хенри Фукс (Henry Fuchs) неоднократно бывал в Азии, в том числе и Китае, и считает авторов экспозиции малосведущими: "Официально вывешенная концепция выставки говорит о том, что гуманизм в Китае понимается по-другому, нежели чем в Европе. При этом составитель заявляет, что своим художественным детищем он способствует диалогу культур – европейской и китайской. Подразумевается, что в нынешнем континентальном Китае господствует китайская мораль со своим особым гуманизмом. Однако, о какой традиционной, да и вообще какой-либо этике в маоистской и постмаоистской системе может идти речь? Конфуцианство не учит тому, что людей нужно или можно расстреливать десятками миллионов, загонять в концлагеря, превращать в рабов, морить голодом и принуждать делать стерилизацию. В истории императорского Китая вы таких примеров не найдете. Далее – Конфуций говорил, что все люди в принципе равны. Индийская кастовость чужда китайской ментальности. Разделение в Поднебесной на тех, которые равны, и некоторых, которые ровнее – новация тоталитаризма.
Выставка якобы демонстрирует открытость современного Китая, критическое отношение властей к прошлому. В аннотации написано, что выставка показывалась в нескольких городах КНР. Я думаю, что это могло быть только в том случае, если часть снимков из нее была изъята, или же все без исключения "посетители" этой экспозиции были сотрудниками известного ведомства. Сомневаюсь, что даже те немногие острые фотографии, которые здесь наличествуют, могут быть показаны коммунистическими функционерами собственному населению".
На фото: Суперобложка каталога выставки – "Повозка, грузовик и приземляющийся самолет". Ву Яалин, 1997. (с) fotoe.com
^Роман Шухевич, Берлин
|