Б.Тыныбеков: О религиозной ситуации в Кыргызстане после "тюльпановой" революции 03:05 24.07.2007
После "тюльпановой" революции в Кыргызстане на фоне сохраняющейся политической и экономической нестабильности наблюдается обострение религиозной ситуации. Это в первую очередь, связано с непрекращающимся противостоянием между различными ветвями кыргызской власти. Эгоизм и анархия во взаимоотношениях не позволяет им адекватно реагировать на возникающие в этой сфере угрозы, сковывает деятельность правоохранительные органы.
Если зрить в корень, то можно увидеть, что первопричина этой ситуации в несовершенстве законодательной базы. Принятый в 1991 году закон "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" не отвечал насушим требованиям, был явно популистским и предоставлял раздолье для деятельности культовых сект по принципу "бери, сколько можешь". Это и упрощенная процедура регистрации для представителей различных вер, течений и сект и почти неограниченная свобода действий. В результате в стране с пятимиллионным населением только по официальным данным насчитывается более 2 тысяч мечетей, 45 православных церквей, 3 католических костела, 1 буддийский храм и более 300 организаций протестантской направленности. Нетрудно было предположить, что на самом деле и произошло, самыми активными и радикальными стали именно сектанты. Наиболее напористо действуют в стране евангельские христиане-баптисты, "Свидетели Иеговы" и последователи учения Бахай. Несмотря на свои усилия, правоохранительные органы не могут эффективно противостоять подпольному распространению идей "хизбутовщины". Но самое тревожное, что партия прирастает молодежью и женщинами. Постепенно в сферу своего влияния "Хизб-ут-Тахрир" вовлекает учеников школ, студентов ВУЗов. Кроме того, "хизбутовцы" замахиваются на умеренный ислам: они ходят в мечети и вербуют для себя адептов уже там, а служители ислама не могут противопоставить им ничего, зачастую в силу своей малограмотности.
Как говорится - количество переходит в качество. Так и случилось, теперь с ростом религиозности населения усиливается тенденция политизации религии. Это наглядно проявилось в канун парламентский выборов 2005 года, когда отдельные политики стали публично выступать на стороне различных религиозных сил и даже оказывать им материальную помощь, а партия "Хизб-ут-тахрир" проявила свою истинную сущность, распространяя листовки с призывами бойкотировать выборы. В прошлом году эта радикальная организация уже замахнулась на устои главы государства, инициировав сбор подписей за отставку президента К.Бакиева. А праздник Рамазан "хизбутовцы" постарались записать в свой актив, проведя массовую акцию: бесплатную раздачу плова и подарков, в ходе которой они занимались пропагандой своей экстремистской идеологии и призывали людей вступать в ряды своей партии.
Не обошлось, как обычно, без вклада ряда западных и мусульманских стран в обострение религиозной ситуации страны. Они увеличили поток направляемых в республику финансовых средств, религиозной литературы, ауди и видеоматериалов пропагандистского характера, благодаря их усилиям в стране действует более тысячи посланцев-миссионеров различного толка. Они прибывают из США, Германии, Южной Кореи, активно работают в Ошской и Джалалабадской областях под видом преподавателей английского, корейского языка, владельцев компьютерных залов, врачей, бизнесменов.
Набирают силу нетрадиционные христианские организации, такие как протестантские церкви "Церковь Муна", "Свидетели Иеговы, "Адвентисты седьмого дня", "Церковь Иисуса Христа", "Новая жизнь", общество "Сознания Кришны", бахаисты, баптисты и другие. И это приносит свои плоды: в настоящее время численность перешедших в христианство кыргызов превысила 15 тысяч человек. Среди изменивших свое вероисповедание были даже высокопоставленные правительственные чиновники. Стало обычным явлением, когда члены одной семьи исповедуют разные религии, что приводит к серьезным конфликтам, подрывает устои института семьи, а следовательно, и государства.
Нашли широкое поле для своей подрывной деятельности различные западные демократические институты, НПО, правозащитные организации, которые наверное считают своим законным правом активно вмешиваться в деятельность государства в религиозной сфере, а хобби - представлять членов религиозно-экстремистских течений в качестве преследуемых за религиозные убеждения и оказывать давление на официальные власти и правоохранительные органы.
В немалой степени усилению влияния внешних сил на религиозную обстановку стала внутренняя безалаберность кыргыстанских властей, пустивших почти на самотек подготовку выпускников исламских учебных заведений. В результате они получили то, что хотели - низкая квалификация религиозных деятелей, их оторванность от гражданского общества. К примеру, до 1991 года в Кыргызстане не было ни одного учебного заведения в этой сфере. Сейчас существует 6 высших исламских учебных заведений, 40 медресе и исламских школ, большая часть из которых построена за счет зарубежных спонсоров. Но количество, увы, не стало синонимом качества. Усиление влияния представителей радикально-экстремистских религиозных направлений, а также нетрадиционных конфессий среди населения вызывает тревогу у мусульманских деятелей Кыргызстана, обеспокоенных расколом нации по конфессиональному признаку. Беспокоит то, что представители умеренного ислама не могут активно противоборствовать этой проблеме из-за недостаточного знания основ исламского вероучения. Кыргызстан испытывает острую нехватку "грамотных" кадров в среде местного мусульманского духовенства. Зачастую имамы мечетей из-за низкого образовательного уровня, непонимания основ ислама потворствуют распространению радикальных идей.
Рост влияния в обществе исламских радикалов и христианских сект вызывает озабоченность руководства страны и рассматривается как реальная опасность для ее национальной безопасности. И не безосновательно. Даже в верхних правительственных эшелонах наблюдается различный подход к проблеме вероисповедания. Так, в государственном агентстве по делам религии его руководители имеют различные позиции к религиозной деятельности. По мнению омбудсмена Кыргызстана Т.Бакир уулу, с "Хизб-ут-тахрир" должны бороться не спецслужбы, а духовное управление мусульман. По его словам, в дела религии не должно вмешиваться государство. Кроме того, он активно выступает против ужесточения закона о религии и предлагает "поддержать прибытие миссионеров в страну с целью просветить, объяснить сущность религии". Т.Бакир уулу твердо придерживается салафитских взглядов и не скрывает своей связи с т.н. "ИДУ".
На этом фоне, несколько странной выглядит оценка сложившейся религиозной ситуации в республике западными аналитиками и международными организациями. С их точки зрения - она спокойная, сбалансированная в целях формирования религиозного плюрализма в Кыргызстане, и такая стратегия может оказаться решающей силой в продвижении демократии и создать прецедент в Центральной Азии.
Но факты говорят о другом, исходя из них эксперты заключают:
- несмотря на предпринимаемые властями КР меры по нейтрализации деятельности экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир" очевидным является то, что эти усилия крайне неэффективны и недостаточны;
- правоохранительные органы КР ослаблены из-за частой смены руководителей и оттока квалифицированных кадров. При этом, действующие сотрудники службы безопасности типа авантюриста Мирослава Ниязова, в основном, стараются "крышевать" различные производственные организации, торговые и коммерческие структуры, где можно особо не напрягаясь иметь на "хлеб с маслом";
- отсутствие достаточного контроля кыргызских властей за общественно-политической ситуацией в стране создает благодатную почву для деятельности "Хизб-ут-Тахрир" по наращиванию своего влияния и умножению своих рядов;
- пассивность действий официального Бишкека в отношении "Хизб-ут-Тахрир" объясняется также стремлением продемонстрировать мусульманскому миру свою "лояльность", "толерантность" к разного рода исламским идеям и течениям, чтобы, таким образом, укрепить свой имидж среди исламских стран-доноров;
- отдельные депутаты Жокоргу Кенеша потворствуют усилению влияния "Хизб-ут-Тахрир" в Южных регионах КР, где они традиционно имеют свое влияние среди населения, с целью использования сектантов как инструмент давления на администрацию Бакиева, а в случае необходимости, при содействии своих заинтересованных "союзников" задействовать разрушительный потенциал сектантов-экстремистов для дестабилизации ситуации в целом в стране, а также обеспечения захвата власти в республике салафитами действующими под прикрытием "Хизб-ут-Тахрир".
Бактыбек Тыныбеков
|