И.Насимов: Когда говорят о дружбе, камень за пазухой не держат. Притесняют ли узбеков в Таджикистане? 13:08 14.08.2007
Когда говорят о дружбе, камень за пазухой не держат
>Веками таджики и узбеки жили бок о бок на этой земле. Делили по-дружески и эту землю, и воду, и все остальное. Выдавали дочерей, женили сыновей. История этих народов доказывает, что они разделяли и счастье и горе.
И слова министра иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи, произнесенные в начале августа во время встречи с представителями СМИ об этой вековой дружбе вполне обоснованы. Но это единственное, с чем можно безусловно согласиться – два братских народа всегда ценили и будут ценить вековую дружбу.
Однако, когда министр стыдливо умалчивает об "особых" поручениях первого лица по притеснению узбеков, то, это не делает чести ему. Ведь народ все это видит. И некоторые публикации от имени узбеков, "мол нас не притесняют" является не больше чем "хорошая мина при плохой игре" руководства Таджикистана. Люди, живущие рядом, всегда помогут разоблачить обманщика, пристыдить его, вразумить, что так поступать не к лицу столь почетному мужу своей нации, что человеку, совравшему однажды, никто никогда уже не поверит.
Видимо, об этой народной мудрости министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи или не знает, или забыл ее напрочь. А иначе разве стал бы он втирать глаза журналистам о некоторых перипетиях межнациональных отношений в единственной в Центральной Азии арийской стране.
Мне довелось читать об этом брифинге. Встреча была посвящена опровержению моей статьи "Узбеки в Таджикистане – чужой среди чужих", в которой шла речь об истинном положении узбекской диаспоры в Республике Таджикистан. А положение это, как бы не заверял моих коллег наш главный дипломат в том, что "узбекские братья наряду с другими гражданами Таджикистана пользуются законными правами и свободами и никто, мол, не препятствует им заниматься честным трудом, мол, в Таджикистане для занятия какой-либо деятельностью не разделяют на нацию", более чем удручающее.
Давайте, как и предлагает Хамрахон Зарифи, взглянем на рабочую картину столицы, в которой, как он говорит, "абсолютное большинство водителей частных микроавтобусов марки "Дамас" и "Тангем" являются узбеками по нации". Взглянем, и спросим вместе с корреспондентом "Фергана.Ру" ("Таджикистан: У мэрии Душанбе прошла акция протеста водителей маршрутных такси", 09.08.2007) у водителей маршрутных такси, вышедших на акцию протеста к зданию Душанбинского хукумата (мэрии), что это они здесь стоят, или им делать нечего? Мой коллега из "Фергана.Ру", поинтересовавшийся, почему это несколько десятков таксистов частников, узбеков по национальности, припарковали свои машины у входа в городскую управу, в ответ услышал: - "Мы пришли узнать, на каком основании нам запретили ездить по главным трассам города, - начал объяснять один из водителей по имени Бахтиер (узбек) - Мы имеем все разрешительные документы, а нам запрещают ездить по так называемым протокольным трассам. Даже если едем с семьей по каким-то семейным делам, в гости или на отдых, инспектора останавливают именно нашу машину и требуют не ездить по этим трассам. С какой стати нам запрещают ездить по городу на собственных машинах по своим делам?" Как и следовало ожидать, от мэрии водители маршруток ничего путного не услышали. Зато инспектора дорожной полиции вынесли им однозначный вердикт: на таких машинах, как у вас в городе ездить нельзя. И от этого вердикта водители узбеки приходят в недоумение: почему это на старых "москвичах" и других буквально разваливающихся машинах представителям коренной национальности можно ездить где угодно, а на новых машинах 2006-2007 годов выпуска им, владельцам маршруток, нельзя? Может, люди, вышедшие с протестом не понимают, что их автотранспорт не пригоден для перевозки пассажиров, а сотрудники ГАИ пекутся об их безопасности и потому не разрешают им выезжать на линию? Или, может быть, у них нет лицензий? Ну, есть же какая-то причина, из-за которой им не разрешают заниматься извозом? Ну, не могут же достопочтенные гаишники просто так, по - своему бзику, запретить им "заниматься частным трудом". При выяснении ответов на эти вопросы, выяснилось, что и машины отвечают требованиям безопасности, и лицензии есть у водителей маршруток, и в соответствии с действующим законодательством ими заключены договора с автобазами, и путевые листы им выдают ежедневно. И при всем при этом сотрудники ГАИ не дают им работать, и запрещают ездить по городу. И все это только потому, что наверху надоумили проучить этих узбеков. В заблуждение пытается ввести журналистов господин министр и по другим вопросам ущемления прав узбеков в Таджикистане. Так, в своем выступлении на встрече с журналистами Хамрохон Зарифи также подчеркнул, что "по проблемам национальной школы и доступа к информации у них нет серьезных проблем, по сравнению с таджиками Узбекистана они имеют больше привилегий". В унисон этому выпаду в материале "Узбеки в Таджикистане: взгляд изнутри" директор института государства и права при АН Республики Таджикистан Фозил Тахиров рисует прямо идиллическую картину государственной заботы об этносах: "Ни в какой стране так не заботятся о национальных меньшинствах, как в Таджикистане. Думаю, у нас предоставлены такие права узбекам, которых, наверное, нет у узбекистанских таджиков". Для доведения до этих уважаемых людей, к сожалению, обладающих очень скудной информацией о жизнедеятельности таджиков, проживающих в Узбекистане, хотелось бы привести некоторые сведения на этот счет. В Узбекистане действует 166 школ, в которых обучение ведется на таджикском языке, в Бухарском, Самаркандском, Термезском государственных университетах, а также в Ташкентском педагогическом университете функционируют факультеты таджикской филологии. Более того, в Узбекистане выходит в свет целый ряд газет на таджикском языке, в их числе "Овози Тожик", "Овози Самарканд", "Бохтар", "Булбулча Доно", "Садои Сух", "Ховар". Для таджикоязычного населения на национальном телерадиоканале "O‘zbekiston" транслируются такие телепередачи на таджикском языке как - "Рангин камон", "Истоки", "Ўзбекистон – умумий уйимиз!", на столичным телерадиоканале "Toshkent" - "Сўз сехри", "Мехрангиз", "Хамроз". Регулярные телепередачи на таджикском языке осуществляют областные телевидения: в Бухарском - "Мехрангиз", Самаркандском - "Чашми дил", Сурхандарьинском - "Чашмасор", Ферганском - "Пайванд дилго", Сырдаринском - "Ягона оилада", Наманганском - "Мехр билан гўзалдир хает!".
Кроме того, для таджикоязычного населения организованы радиопередачи на Бухарском радиоканале - "Хабархои охирин", "Мероси неогон", "Санъати мардуми Бухоро", "Ислохотхо дар сохои таълим", Самаркандском радиоканале - "Хабарлар", "Туркум эшиттиришлар", Сурхандарьинском радиоканале - "Ахбор", "Набзи айем", "Хоки Ватан", Ферганском радиоканале - "Жавоний", Сырдарьинском радиоканале -радиопередача - "Барномаи точики".
Также с 1991 года в Узбекистане функционирует республиканский таджикский национальный культурный центр "Ориена", и активно проводит все таджикские праздники, ритуалы. Таджикским культурным центром ежегодно отмечается 9 сентября "День независимости Таджикистана" и др. За большой вклад в укрепление межнационального согласия заместитель председателя культурного центра Шарофат Эрматова награждена орденом "Дустлик". Также был награжден орденом "Дустлик" председатель Сурхандарьинского областного таджикского национального культурного центра Аскар Гойипов. Можно еще долго говорить о том, что делается в соседнем Узбекистане для развития культуры, языка, традиций граждан таджикской национальности, приводить душераздирающие примеры, подобные тем, что приводил глава внешнеполитического ведомства Таджикистана в ходе своей встречи с журналистами, но я не буду этого делать.
Приведу только один факт, который разом дезавуирует все утверждения министра – все мы хорошо помним июль месяц, когда руководство страны запретило ввоз в Таджикистан узбекских газет и журналов, которые, кстати, с большим удовольствием читали не только этнические узбеки, но и самые, что ни наесть истинные арийцы.
Ибо считаю, что в разрешении каких-либо проблем в такой тонкой сфере как межнациональные отношения не должно быть ни пикировки, ни взаимных упреков, ни тем более обвинений и высказываний по поводу того, кто и что больше делает. Надо просто делать так, чтобы национальные меньшинства в реальной жизни были приравнены в правах и свободах к титульному этносу.
А в случае с Хамрохоном Зарифи получается так, что руководство Таджикистана для представителей СМИ говорит одно, а в реальности проводит совсем другую политику. Такие вещи вряд ли уместны. Ведь в таджикском и узбекском народе не случайно говорят, что человеку однажды уличенному в обмане никто никогда уже не поверит. Словом, господин Х. Зарифи, говоря о дружбе, не надо держать камень за пазухой. Просто надо знать ситуацию в своей стране и делать все возможное для устранения, несомненно, имеющихся проблем в межнациональной политике, проводимой государством. Тогда и не будет стыдно за "бесцельно прожитые годы".
^Икром Насимов ikrom_nasimov@mail.ru
|