И.Асадуллаев: Восток обречен на "слабый фашизм"? 00:08 18.08.2007
Французский писатель Гюстав Флобер писал, что о силе произведения надо судить по силе тумака, который ты получаешь от него и по времени, за которое приходишь в себя.
"Тумак", полученный участниками от Худжанской международной конференции 26-28 июня этого года, и по силе и по времени возвращения к прежнему душевному равновесию оказался достаточно значимым и продолжает волновать вопросами, поставленными в ней и попытками их различного решения. Конференция была посвящена "Проектам сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительному анализу, возможностям и перспективам".
Деньги на конференцию дал Газпром России, и этому факту по значимости соответствовал состав не только участников, но и присутствовавших на конференции высоких представителей информационно-оперативных ведомств, а границы между теми и другими были достаточно расплывчатыми. Участвовали такие ученые с международным именем, как В.Н.Пластун, В.Г.Коргун, А.Д.Собянин, Катрин Пужоль и другие. Каждое слово конференции тщательно записывалось привезенной аппаратурой, и надо думать, до сих пор изучается и долго не будет одной только архивной ценностью.
Некоторые могут поднять шум по поводу этого замечания, но ученые еще со времен великих географов-путешественников не знали этих границ, так как после их путешествий начиналось великое освоение новых земель, населенных туземцами. Между тем времена изменились, сегодня после ученых-исследователей уже давно открытых земель начинается мирное освоение новых возможностей, которые, кстати, приветствуются самими "туземцами". Миграционное освоение России таджиками имеет не меньшее значение, чем освоение Газпромом и РАО ЕЭС нашей "терра инкогнито" для современной технологической цивилизации. (Между тем, миллионная миграция таджиков это тяжелое, мучительное, иногда трагическое, освоение нового мира, великое трагическое Просвещение десятков тысяч малообразованных, ранее замкнутых в своем мирке людей; образование не в смысле школы или вуза).
Соотечественница Флобера, но известная в совершенно иных интеллектуальных сферах, госпожа Катрин Пужоль, являющаяся президентом Европейского Общества Исследования Центральной Азии (Париж, Франция), высказалась на конференции довольно характерно. По поводу вопроса о демократии она выразила возникшую и устоявшуюся в наши дни новую точку зрения, заменившую первые волны романтических надежд Европы на скорое демократическое преобразование в Центральной Азии и Таджикистане. Новая точка зрения состоит в том, что такие надежды приводят к событиям, подобным в Ираке, стабильность в Ираке вряд ли установится раньше, чем через 50 лет. Это дословно она и говорила. Катрин Пужоль заметила, что в Центральной Азии очень мало альтернатив существующим режимам жесткой власти.
Как, читая эти строки, возмутится иной доброхот, есть альтернатива исламистская, которую предлагает Партия исламского возрождения Таджикистана, или Хизб ут-Тахрир с идеей великого возрожденного Халифата. Есть альтернатива новых отечественных демократов, обещающих немедленное освобождение от коррупции и местничества, и немедленно новое царство рыночного труда и свободы, и т. д. Все это верно, но видимо, госпожа Пужоль имела в виду альтернативы, дающие стабильность. Речь шла об альтернативах, не разрушающих надолго стабильность. Их-то и очень мало в регионе.
Во всяком случае, в Европе сегодня понимают, что формула: "Есть вещи важнее мира", может дать на первый случай видимые результаты, но нестабильность, которую эта формула порождает, наносит удары по самой Европе, например, терактами в Великобритании. Именно в этом в начале этого года убеждал меня аналитик Британского МИДа, когда я в духе современных антагонистов обвинял его "материк" в том, что они заинтересованы в нестабильности в Центральной Азии и других регионах в целях ослабления российского влияния.
Формула: "Есть вещи важнее мира" дала Ирак, завтра это может быть Иран. Но и то и другое будут сильнейшими очагами насилия, не ограниченного только Востоком. Надо прямо сказать, далеко выходящими за пределы Востока.
Когда "Хамас" пришел к власти, некоторые видные таджикские исламисты приветствовали этот факт, как начало освобождения Палестины от коррупции прежней власти. Однако заметим мы, к чему это привело?!
Сторонник названной нами формулы, вероятно, вскипает от негодования. Что же, вы предлагаете молча глотать все, что нам преподносит авторитарный режим, не следует бороться за демократию и права человека?! Нет, никто этого не говорит.
Однако не надо читать Гегеля, но надо обладать диалектической интуицией иных политиков, не читавших классиков, но успешно реализующих политику как искусство возможного. (Вспомните Горбачева, он так стремился реализовывать возможное, но главное, хорошо об этом говорил). Диалектика видит грани, ускользающие от нетерпеливого ума. Когда квасные патриоты России не допускают малейшей критики России, они думают, что она, эта критика наносит ущерб их стране. Однако ничего глупее этого не может быть. Есть критика России в интересах установления плодотворных таджикско-российских отношений, именно ее надо иметь в виду, а не критику России в интересах отдельных сил дальнего зарубежья. Точно так же в Таджикистане ничего не должно быть табуизировано и свободным от критики, но не с целью разрушения страны.
Это же касается и авторитаризма. Признание его реальности не означает согласия с ним. Мы никогда не должны отказываться от борьбы против авторитаризма, но не в соответствии с формулой: "Есть вещи важнее мира".
Борьба должна вестись только в пределах мира и не нарушения стабильности. Но так поступают сегодня оппозиционные партии в Таджикистане, зачем же об этом говорить еще и еще?
Говорить надо, так как есть среди некоторых сил люди, недовольные установленным миром. Вот здесь-то и проявляется отсутствие веры в неиссякаемый источник жизни, всегда дающей очень много возможностей для успешной борьбы за идеалы демократии. Неверие или не использование неиссякаемого источника интеллекта, ограничение себя только сжиманием кулака в кармане приводит к отказу от поиска мирных путей борьбы. Вспомните великого Махатма Ганди - его принцип ненасилия привел Индию к освобождению от британцев.
Реальность требует умения видеть ее, эту реальность. Например, сегодня высказывается мнение, согласно которому в СНГ существует система гегемонизма России среди стран Евразии, опирающаяся на гегемонизм лидеров правящих режимов. Против этого логично организовать во всей Евразии единство демократических сил против гегемонизма в СНГ, не отказываясь от наведения мостов с Саакашвилли, Ющенко, Тимошенко и другими, например, даже с такой одиозной фигурой, как Борис Березовский. На первый взгляд, вполне логично, но если более внимательно взглянуть, то заметна химеричность и не состоятельность такой идеи. Она возникает в условиях неверия в неограниченные возможности, заключенные в реальной жизни.
Даже если предположить существование системы гегемонизма в СНГ, то это не единственный пример в Азии. На Азиатском континенте, за небольшими исключениями, можно найти всевозможные формы авторитаризма - "коммунистического со спецификой", "суверенно-демократического", "суверенно-авторитарного", религиозно-тоталитарного, монархически-тоталитарного, военной диктатуры.
Но можно ли на этом основании говорить об обреченности Востока на возникновение системы фашизма в будущем? Думаю, что нет. Несмотря на многоликий политический и идеологический гегемонизм режимов, лидеров, политических курсов, этот калейдоскоп не перейдет в систему откровенного фашизма. Этому гарантией мощное молчаливое сопротивление народов, которые уже не позволят делать с собой все что угодно, и существование Европейской Системы Безопасности, которая не допускает на планете сползания в глобальную тоталитарную крайность.
Да, Атлантическая демократия это, прежде всего, мир и демократия для себя, для своих народов. Для других - это Ирак и иные формы международного радикализма и иногда - насилия на долгие годы. Но даже в таком виде, когда Атлантические страны проводят политику геополитической демократии, когда для них геополитика часто важнее стабильности на Востоке, тем не менее, это "противоречивое диво", я имею в виду мировую демократию, научилось после Второй мировой войны выработать внутренние факторы, препятствующие возрождению фашизма в своих странах, и худо-бедно сдерживает человечество от сползания к откровенным глобальным формам фашизма.
Таджикистану надо бороться против геополитической демократии и иногда использовать ее, бороться с той ее частью, которая геополитически ангажирована, но опираться на демократическую ее составляющую. И при этом всегда быть в Системе Европейской Безопасности - СНГ, ОБСЕ и ШОС. Что за нелепость, снова парадоксы? - спросит читатель. Причем здесь ШОС? Понимайте, как хотите, но вряд ли парадоксом является истина, гласящая: можно опираться только на то, что сопротивляется. ШОС, кроме всего прочего, это сила, вынуждающая мировую демократию активизировать помощь Атлантических стран тем государствам, которые являются узлом, связывающим различные геополитические силы современности. Таджикистан, да и вся Центральная Азия, это пограничная зона, где встречаются великие геополитические силы современности - Россия и СНГ, Атлантические страны и ОБСЕ, Китай, Россия и ШОС, Иран и исламский мир.
Быть включенным в систему только одной великой геополитической силы современности для малой страны - гибельно. Это геополитическая константа для Таджикистана и всей Центральной Азии. Только умело опираясь на всех и сопротивляясь всем можно чего-то добиться для малой страны в пограничной зоне ведущих сил современности.
Парадокс? Не совсем. Например, наши МИДчане прекрасно начали осваивать эту политику после завершения кровопролитного конфликта, как только Таджикистан стал проводить национальный интерес. Хотя лучше сказать, были вынуждены осваивать названную политику.
С другой стороны, эта истина спасает и от сползания к крайним формам авторитаризма - тоталитаризму - местническому, религиозному, идеологическому или Бог весть еще какому. Видно есть еще время, пока большинство стран Востока смогут выработать внутренние факторы, не допускающие авторитаризма или фашизма (фашизм может быть и религиозным) в слабых или чудовищных формах.
Атлантический (современный капиталистический) мир решил этот вопрос для себя, создав заповедник золотого миллиарда европейского населения, и противоречиво влияет на остальной мир, допуская радикализм во внешней политике и вызывая уничтожение десятков тысяч людей. То есть, освобождая и освободив вместе с другими силами человечество от фашизма в глобальных классических формах, одновременно толкает его к проявлениям крайнего радикализма. Исламская революция в Иране была ответом на вестернизацию и полуколониальное положение Ирана на протяжении более чем столетия, коммунизм появился в ответ на чудовищную эксплуатацию людей в XIX и первой половине XX веков, коммунизм спас Китай от колониальной судьбы, ШОС появился в ответ на расширение НАТО на Восток и национальное унижение России.
Видимо, Восток обречен на слабые формы фашизма, я имею в виду всевозможные формы авторитаризма, тоталитаризма, диктатур и теократий, и не только потому, что Восток не породил внутренних факторов противодействия. Фашизм слабый, в не классических своих формах, потому что существует европейский фактор, не допускающий системы глобального завершенного фашизма. В то же время Атлантический фактор, взаимодействуя с Востоком, сам инициирует не только крайние формы радикализма на Востоке, но и в своих внешних действиях, которые сродни политике фашизма. У вас есть разведка, у вас есть фантастические технологии и научные достижения, у вас огромные экономические и финансовые возможности доминирующего мира, неужели надо уничтожать десятки и сотни тысяч людей, чтобы обеспечить себе безопасность только таким путем?!
Надо сказать, что Атлантический мир, претендующий на обладание выдающимися человеческими ценностями, находится сегодня в интеллектуально-политическом кризисе, не имея глубоко продуманной стратегии по поводу развития человечества на сегодня и на завтра. Интеллектуально-политический кризис вызван самомнением людей, бездумно верящих в виртуозность своей прагматики и тем самым порождающих радикализм. Сегодня мусульманская молитва в Белом Доме, а завтра допущение карикатур на Пророка мусульман.
^Искандар Асадуллаев Заслуженный работник Таджикистана, доктор философских наук, руководитель Информационно-исследовательского центра "Симург" Газета "Ниго(h)", четверг, 16 августа 2007 г., (на таджикском языке)
|