В.Боткин: Русские в Таджикистане - кони пьяны, хлопцы запряжены… 12:23 28.08.2007
В былые времена, лет двести назад при каждом мелком владетеле в Европе или Азии обязательно находился поляк. Это считалось хорошим тоном, иметь при себе в приживалах разорившегося шляхтича из раздавленной Речи Посполитой. С одной стороны, как демонстрация "либеральных" взглядов в пику грозной Российской империи. С другой, ничто так не смешило гостей и домашних, как вечно пьяный толстопузый усач с бутафорской саблей. Да еще с его неизменным воплем, по поводу и без повода: "Еще Польска не сгинела!".
Похоже, история повторяется, и >сегодня на пространстве СНГ стало модным иметь при себе в приживалах "русского казака", или на худой конец карманное общество русскоязычных соотечественников. Во-первых, под него всегда можно выбить кредиты и гуманитарную помощь из ныне по-еврейски прижимистой России. Во-вторых, это так весело: видеть полупьяного русского мужика, бессильно сжимающего в руке бутафорскую нагайку и постоянно ругающего предавшего его Россию. "Казачьи общины" или другие русские общественные организации есть сегодня в Казахстане, Киргизии и, что удивительно в Таджикистане, где, как всем хорошо известно, казачьих станиц отродясь не было. В июне 1991 года некий "оренбургский казак" кандидат исторических наук Виктор Дубовицкий создал в Душанбе казачью общину "Амударьинская линия". Впрочем, как и следовало ожидать, поскольку "казачков" не набралось даже на полусотню, пришлось в октябре того же года переорганизовываться в "Русскую общину". Сегодня Виктор Васильевич уже доктор наук, а с 14 марта 2004 является председателем Правления республиканского неправительственного общественного объединения "Совет российских соотечественников Таджикистана" (СРСТ). В него входят 30 первичных организаций (в т.ч. в Согдийской области - 14), включая этнические объединения осетин - "Алан" и татаро-башкирское общество "Дуслык". Под благотворным руководством этого бессменного самопровозглашенного "национального лидера" число русских в Таджикистане сократилось в 6 раз - с 388.481 в 1989 году до 68.171 человек в 2000-м и сегодня составляет менее 1 % всего населения. Русские в Таджикистане оказались в наиболее тяжелом положении на всем постсоветском пространстве: во время разгоревшейся в 1992 году гражданской войны, они оказались беззащитны перед обеими враждующими сторонами. "Русские оставайтесь", - держали в руках плакаты местные демократы на многочисленных митингах - "Нам нужны рабы!" Большинство, не выдержав ужасов гражданской войны, грабежа и издевательств с обеих враждующих сторон выехали всеми правдами и неправдами. Когда-то одна из ведущих национальных диаспор сегодня находится в ужасающем положении, униженная и оскорбленная племенными вождями великой арийской нации. Нет ни одного русского депутата в парламенте республике, ни одного министра в правительстве. Значительную часть русских в Таджикистане составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста, которые мучительно вымирают. Единственные источники их существования - пенсия и зарплата, не достигающие и десяти долларов... Максимум, на что они могут рассчитывать – гуманитарная помощь в виде бесплатных похорон силами столь же нищего окрестного таджикского населения. А как же таджикский атаман? Он жалеет, что не смог своевременно принять участие в работорговле соотечественниками. Сейчас "товар" уже не тот. - Это нужно было делать еще в начале 90-х, - говорит В. Дубовицкий, - когда в стране проживало более полумиллиона российских соотечественников. Анализ, проведенный в наших первичных организациях, показал, что порядка двух тысяч человек трудоспособного возраста все же, возможно, покинут Таджикистан. То, что большинство представителей русскоязычной общины желает выехать на свою историческую родину в Татарстан или Башкортостан, говорит само за себя о национальном ее составе, но в российской программе переселения соотечественников эти регионы пока не предусмотрены. Поэтому к оставшимся русским, а их сегодня около 30 тысяч человек, власти относятся бережно, как к ценному товару на размен и просят их не уезжать. С другой стороны, само общество достаточно нестабильно. И беду можно ждать откуда угодно. Так 31 декабря 2000 года в главном православном храме страны – Свято-Никольском кафедральном соборе в Душанбе – произошел взрыв, и это не единичный случай. А главное, несмотря на показную "заботу", положение русских в Таджикистане остается крайне тяжелым, они по-прежнему остаются "людьми второго сорта". Растет количество фактов ущемления их прав на бытовом уровне. Самая высокая безработица – среди русских, им невозможно устроиться на престижную должность. В республике практически нет бизнесменов с русской фамилией. Здесь они в гораздо худшем положении, чем в других станах СНГ и даже Прибалтики. Не будем останавливаться на том факте, что сегодня большинство русских общин в Таджикистане возглавляют татары, евреи, поляки, и так далее. Не каждому дано умение неплохо зарабатывать, выслуживаясь перед власть имущими, продавая оптом и в розницу интересы соотечественников. Владимир Дубовицкий ярчайший пример этого. Доктор исторических наук, который по общественному статусу должен защищать интересы русских и русскоязычных, тоже приспособился к обстановке и стал подобострастным лакеем Э.Рахмона и его окружения. Типичный пример очередного использования местными князьками "авторитета" В.Дубовицкого – статья "Катастрофы явные и мнимые, или Реплика на выступление Ислама Каримова на саммите ШОС". Атаман без войска, подобно Иуде, продавший за тридцать серебренников (степень доктора и более менее обеспеченная жизнь) казачью душу и русских соотечественников, возмущается соседним Узбекистаном. Используя "своего казачка" хитроумный президент Таджикистана и свои гегемонистские арийские претензии озвучил, и сам в стороне остался. Впрочем, и так всем все ясно - натравить Россию на Узбекистан продиктованной в соответствующих службах статьей "лидера" русскоязычных соотечественников – дело в современном мире не новое. Словом все, как в известной комедии "Свадьба в Малиновке": кони пьяны, хлопцы запряжены, а казачки разбежались, так как нет у батьки золотого запасу. "Казачий атаман", пляшущий под дудку волей случая попавшего в "шахиншахи" председателя колхоза. Что может быть печальнее и смешнее?
^Валерий Боткин valeriy_botkin44@mail.ru
|