А.Аюбзода: В Таджикистане геноцида узбеков нет. Как можно на чистом зеркале увидеть все черными? 00:00 06.09.2007
Как можно на чистом зеркале увидеть все черными?
В начале августа в прессе прочитал спор таджикских журналистов со статьей "Узбеки в Таджикистане – чужой среды чужих" в интернет сайте "Сентрал Азия" Икрома Насимова. Через некоторое время мой взгляд попал на надпись "знакомого" И.Насимова "Когда говорят о дружбе, камень в пазухе не держат. Разве узбеков в Таджикистане вытесняют?" На этот раз "защитник прав человека" как будто не желание видеть узбеков в Таджикистане, видит это в ограничении линии микроавтобусов "Дамас" и "Тангем". Как будто владельцами и водителями этих видов автомобилей являются узбеки и поэтому Хукумат г. Душанбе запретило им движение на территории города, и ГАИ не позволяют им работать. По соображениям нашего слепого автора в лобовом стекле этих микроавтобусов отражено национальность владельцев и водителей этих автомобилей.
На самом деле спор на эту тематику, на сколько это ограничение имело плюсы и минусы на водителей (не зависимо от их национальностей) и пассажиров в таджикской СМИ продолжается. То есть, это все направлено на улучшение социально – экономической жизни населения. Стоит ли после этого поверить на здравомыслие таких авторов, и спорить с ними. Но придется это сделать. Нет, не с И.Насимовым, а хочу поспорить с другим автором интернет сайта Акромом Зунунийом. Потому что а) его "притензия" в статье "Таджикистан – страна только для истинных арийцев?" (zununiy9997@rambler.ru) является высоко сказанным. б) результаты проблем, которые он наблюдал в Таджикистане или слышал, во многом наблюдается в Узбекистане, и это его статья в интернете дает возможность для оспаривания.
В начале, Акром Зунуний, давайте без обид и спильчивости обсудить, хотя Интернет является средством, которое находится вне надзора, соблюдать приличия человека мусульманина и наше соседство, которое должно привить в нас терпение. В своей статье, беря в кавычки словосочетания демократичный Таджикистан, братский Таджикистан, приравнивая с фашистской Германией мою страну, и приравняв Президента РТ с Гитлером, Сталином и Муссолини, поверьте мне ваш авторитет не поднимется и не даст красоту в вашу статью. Как вы требуете в вашей статье решения проблем путем демократии, хорошо должны знать, что демократия "таджикским" или "русским", "европейским" или "азиатским" не бывает. Хотя иногда таких претензий и слышим, таких как братство не должно быть построенным, как вы пишите таджики и узбеки радость и горе, хлеб и воду делили между собой как братья. Брат Акром Зунуний! Пишите, что в Таджикистане в отношении узбеков ведется политика геноцида. Если вы не поняли смысл этого слова, взгляните один раз в Словарь Ожегова: "Геноцид – истребление отдельных групп населения, целых народов по расовым, национальным или религиозным мотивам" (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. 1988, с.105). Так, где же вы в Таджикистане выдели, чтобы группами уничтожали узбеков? Где совесть? Если какой то без____ сосед сказал своему узбекскому соседу "убирайся в свой Узбекистан", то это не значит, что эта политика государства. Скажите, приставив руку к груди, там, где вы живете к другим национальностям не говорили таких слов. Например, я слышал, правда, не в отношении узбеков, а в отношении европейских национальностей. Но в интернете не напечатал, а объяснил, этим двоим, что все равны перед государством и богом. Он пишет, что якобы в Таджикистане продолжается вытеснение узбеков из органов госуправления, силовых и правоохранительных структур, и тем самим ссылается на факты "исследования" представительства ОБСЕ в регионе Ош Кыргызстана. Интересно, если вы исследователь в области национальных проблем, почему вы для выяснения реальной обстановки не обратились к этой организации, которому кстати не дают функционировать в РУ, но ссылаетесь на его "исследования". Хочу довести до вашего сведения, что в течении года в различных государственных органах ротация чиновников, как и в других государствах обычное явление, а для ротации национальность не является нормой определения. Брат Зунуний! Вы как защитник малых слоев национальностей в Таджикистане, перед тем как написать статью в Интернете, почему не затронули такую проблему в Узбекистане? Перед тем как изложить свою точку зрения, хочу сказать, что в отличие от вас я не считаю малыми слоями национальностей узбеков в Таджикистане и таджиков в Узбекистане. Так как они столетиями живут на землях, предки которых вложили свою лепту в процветание этих мест и погребены здесь. Поэтому это их выбор как полноправные граждане, где им лучше жить и в рамках законов какого государства им работать и жить. Вы брат Зунуний, из сведений других читали или слышали о плохих слухах, но я очевидец того, что в Узбекистане с регистрацией "таджик" в паспорте не только не принимают в государственные учреждения, но даже таджиков Узбекистана, которые проучились в вузах Таджикистана не принимают в гражданство. В отношении непризнания таджикских дипломов, которых признают в других странах СНГ и нечего сказать. Если не верите, спросите один раз в Ташкенте в Министерстве образования. Если не верите в государственные Министерства, то обратитесь в ОБСЕ, там фактов у них достаточно. На этом я хотел поставить точку, но ваша другая претензия, что близка к моей профессии, показалось мне интересным.
>Речь идет о запрете в Согдийской области распространения изданий Узбекистана. Инициатива предупреждения распространения журналов и газет Узбекистана не относятся к областным управлениям органов безопасности и внутренних дел, как вы пишите, это относится к учреждению почты, которое, прежде всего, зависят от материальных интересов. По вашему написанию, о том, что среды узбекоязычного слоя населения приграничных районов имеется много покупателей, можно как- то согласиться. Но вы пропустили главный факт, то, что эти издания провозят через границу незаконным путем, и тем самым не платят государственные налоги. И попытку упорядотечения перевозку изданий вы почему-то считаете одним из видов национального геноцида.
В реальности, когда возникла эта проблема, таджикское издание поставило вопрос о продаже изданий в приграничных районах двух соседних государства. Я сам был сторонником того, чтобы узбекоязычним Таджикистана и таджикоязычним Узбекистана распространялись без каких либо проблем издания. Но когда представители служб по распространению печатных изделий говорят, что из границы Узбекистана не только книги, газеты и журналы, но и кусочки газеты не разрешают пронести, то мы – журналисты с кого должны спрашивать? Поверьте, такие случаи на госгранице Узбекистана со мной не раз случались.
Вы, брат Зунуний видно, что чем другие регионы Таджикистана, более знакомы с Согдийской области. Поэтому, наряду просмотром и слушанием с программой ТВТ "Дидор", ежедневной часовой программой радио "Овози точик" Таджикистана, конечно же, знаете и прочитали о существовании таких газет как "Халк овози", "Устоз", "Замондош", "Сирдош", "Нафосат", "Укувчилар газетаси", на территории Согдийской области функционирования канала полностью вещающего на узбекском языке, и шесть других местных ТВ с узбекскими программами.
Если имеете демократический дух, если плохое положение национальности в другом государстве привело вас врасплох, обратите внимание на таджиков Узбекистана. Для того чтобы просчитать газет, которые печатаются в Узбекистане на таджикском языке, хватит и пальцы одних рук, а для просмотра и слушания ТВ и радио достаточно одного глаза и ушей. В отношении таджикских школ вообще не может быть и речи, из сотни советских таджикских школ остались малое количество. Не преувеличение, если скажем, что каждое пятая школа в Таджикистане на узбекском языке, или имеется узбекская группа. С того времени, когда Узбекистан перешел на латинский алфавит, и "забыл" узбеков Таджикистана, Хукумат Таджикистана наряду с национальным языком стала выпускать учебники на узбекском языке. До настоящего времени в РТ издавались такие учебники как, "Алифбе", "Математика", "Она тили", "Узбек адабиети", "Алгебра".
Вы, брат Зунуний на запрет распространения на территорию Согдийской области изданий Узбекистана считаете национальным геноцидом, а я как должен назвать отношение с таджиками в Узбекистане?! Вот так, брат Зунуний, вы кажется согласно услышанному "говорят, что…", или обсужденного непристойного письма, в адрес народа моей страны очень не правильно заметили, разве не подумали, что лицо, который не в курсе событий вдруг поверит вашим словам и столетние кровью воспитанные чувства соседства в сердце лишним станет. Так как с обманом порвать нити любви, к сожалению, очень легко, чем правдой соединить сердца.
^Ардашери Аюбзода ardaboda@mail.ru
|