"СиФ" > Выступление президента было с двойным дном, или О чем умолчал президент Каримов 09:22 09.09.2007
Государю надо стремиться к доброй славе, которая создается не ложными речами и насилием, а достигается добродетелями, добрыми делами и заслугами народа
О чем умолчал президент Каримов
30 августа на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета министров и аппарата президента, президент И. Каримов выступил с традиционным ежегодным посланием, посвященного Дню Независимости республики. Примечательно, что в властных структурах появляется новая ветвь власти- аппарат президента, который свидетельствует о укреплении тоталитарного режима. Аппарат президента, т.е. личный аппарат, от низу до верху, приравнивается к Олий Мажлис и Кабинета Министров. Практически это означает присвоение аппарату президента высшей прерогативы власти, а остальные ветви становятся исполнителями его указаний. Вся власть- законодательная, исполнительная, судебная перемешается в аппарат президента. Практически так было и раньше, но теперь это принимает официальный статус.
Сама речь президента написана под известными штампами, основанными на абстрактных рассуждениях голых риторических формулировках, поверхностных бюрократических и без уважения к интеллекту слушателей.
Выступление президента было с двойным дном, т.е. в двух вариантах. >То, которое транслировалось по телевидению резко отличалось от газетного варианта. Это понятно, ведь, газеты никто не читает и никто им не верит из-за полного отсутствия в них правды. Одна ложь и дезинформация. Зато телевидение смотрят миллионы. Президент неоднократно отрывался от текста и говорил совсем не то, что на другой день было опубликовано в газетах. Создавалось впечатление, что главный смысл речи заключался именно в телеварианте.
В центре внимания этого варианта была главная критика Советского государства. Порой его слова напоминали выступления американской пропагандистов времен холодной войны, обвинявших Советский Союз во всех бедах современного мира. Он обвинял Советское государство в расхищении богатств Узбекистана, превращении республики в край нищеты и беззакония. За хлебом в очередях стояли, говорил он картошку завозили из Польши и Белоруссии (я сам лично таскал на четвертый этаж в мешках, а она оказывалась мерзлой) . Даже конфеты везли из Белоруссии. Хлопок забирали у нас бесплатно и т.д. и т.п. Все в том же духе.
Нового в этих размышлениях на старую тему не было. Обычная пропагандистская речь, которую мы слышим, начиная с 1991 год, главный смысл которой заключается в постоянной идее . было плохо, стало хорошо. Ох, как хорошо!
Каждая речь президента направлена на поддержание этой старой легенды как в 1991 году узбекский народ разгромил "красный империализм", "уничтожил советскую колониальную систему" и в Узбекистане было сотворено "чудо", которое называлось "широкомасштабными реформами", собственной моделью, "независимым развитием" или же "узбекской моделью". Как говорится меню на любой вкус. В общем агитречь высочайшего ранга, когда говорит один, а остальным приказано только слушать и аплодировать, демократия одной личности.
Не забыл президент и свою любимую тематику . жертвы сталинских репрессий. Она является наиболее употребляемой им в своих официальных выступлениях. Во всем мире интерес к этой проблематике угасает. Советское государство развалилось, оно же не существуют, появились более актуальные проблемы. Да и сами масштабы этих репрессий оказались слишком преувеличенными. Они раздувались А.Солженицыным и другими диссидентами, которые на этом зарабатывали себе гранты и нобелевские премии. А американский историк Р.Конкуэст договорился даже до того, что в годы сталинских репрессий погибло 27 млн. человек. Его одернула американская печать . надо и во вранье знать меру. Ясно, что сталинские репрессии были продуктом холодной войны и использовались западной пропагандой антикоммунистического направления в идеологической борьбе против коммунизма и национально-освободительного движения. Смотрите, мол, что вас ожидает.
Но зачем же президенту независимой республики Узбекистан вновь раздувать этот огонь антикоммунистической пропаганды. Ведь вопрос не ограничивается лишь словесной риторикой, он оказывает большое влияние на всю внутреннюю и внешнюю политику нашего государства. И речь идет не столько о Советском государстве, сколько о современной России. Как говорится в старой римской пословице: "Говорю о прошлом, целюсь в настоящее".
Каждый мыслящий человек может составить себе представление, как эта антисоветская пропаганда президента сказывается в реальной жизни.
Ограничение русского языка, уменьшение преподавания русского языка в школе, переход на латиницу, закрытие русских отделений в вузах. В кишлаках уже никто не знает русского языка, в городах все меньше становится граждан владеющих им. Историки усиленно работают над работами, несущими заряд антирусской направленности. Да и сам президент неоднократно отзывался, например, о В.Бартольде, хотя никто в мире не внес такой вклад в изучение истории Узбекистана как В.Бартольд, представляющего величину мирового уровня. Думается неслучайно тон приветственного письма В.Путина И.Каримову по случаю Дня независимости был необычно холодным и официальным. Видно в Москве давно уже раскусили, что скрывается за антисталинскими заявлениями узбекского руководства.
Когда в Москве правозащитная организация Мемориал организовывает бешеные антисталинские кампании, антирусского содержания, там понятно. Все руководство организации, рядовые члены живут на содержании международных организаций, продолжающих традиции холодной войны, не желая смириться с сохранением российского государства. Они получают гранты, а их надо отработать.
Но зачем нужно повторять их инсинуации президенту РУ? Непонятно, иррационально. Ведь, Россия союзник, а с союзниками надо быть поаккуратнее. Россия после андижанских событий спасла Узбекистан от полной международной изоляции .Совместно с КНР ее руководство заняло альтернативную линию в отношении этого кровавого эпизода, и тем самым заблокировало развитие антиузбекской компании США и ЕС. Она заблокировало в ООН принятие резолюции, осуждающую "сталинские" репрессии в Узбекистане, оказывает помощь разработке новых газоносных месторождений, 35% узбекской промышленной продукции идет в Россию. Такими союзниками не разбрасываются. Казахстан только выиграл от искренней дружбы с Россией Президент Н.Назарбаев неоднократно повторяет : "Для казаха нет никого родней и ближе, чем русский". Разве он от этого потерял. Между Казахстаном и Россией нет пограничной линии, нет пограничных столбов , но разве это мешает Казахстану быстро развиваться.
Между тем, ни в одной из центрально-азиатских республиках не наблюдается такой зацикленности на проблемах репрессий. Узбекистан выделяется в этом среди них . крикливостью, трескотней, постоянством и последовательностью.
А ведь вырисовывается довольно парадоксальная картина. Нелогичная и невразумительная!
12 мая 2000г. В самый разгар подготовительной кампании кратковременной узбекско-американской любви по инициативе президента И.Каримова в Ташкенте, в одном из красивейших уголков, недалеко от резиденции Аксарай был открыт мемориальный комплекс Шохидлар хотираси (Памяти жертв репрессий). Между прочим название не имеет ничего общего с его назначением. Шохид(шахид) означает погибший за веру, за Ислам. Сталинские репрессии были связаны с политическими вопросами, а не религиозными. Но это оставим на совести его организаторов.
В соответствии с указом президента от 1 мая 2001г. "Об учреждении Дня поминовения жертв репрессий" 31 августа был объявлен Днем поминовения и соответственно был открыт музей памяти жертв репрессий и учрежден Фонд памяти жертв репрессий. Закручено было лихо.
Установилась и традиция. Президент ежегодно в этот день посещает музей и участвует в утвержденных правительством церемониях.
Дальше больше. В этот день газеты и телевидение дружно проводят кампанию памяти жертв и стараясь угодить президенту приводят вымышленные факты, пытаясь представить как более мрачную картину советской действительности. Так, по словам печально известной газеты Народное слово в Узбекистане с 1917 по1953г. Было репрессировано 550 тыс. человек. Никто не знает . откуда взяты эти цифры, потому как нет официально опубликованных данных.
Как сказали бы мужички Чапаеву: Это что же, Чапай, большевички того, все взрослое население Узбекистана пересажали? А кто же тогда работал? Что-то нескладно получается . красные пришли вруть, национал-независимцы пришли опять же того- вруть! Кому верить непонятно.
Совесть и Фемида уполномочена заявить: пока не будут опубликованы официальные сведения о точном количестве жертв репрессий по политическим мотивам, все разговоры на эту тему пустые и не заслуживают доверия.
Узбекистан был мятежным краем и его руководители были достойными представителями своего народа. Возможно многие не знают, какую титаническую борьбу вели с тоталитарным режимом и лично со Сталиным по национальному вопросу. Среди них надо отметить Туру Рыскулова, председателя Туркреспублики до 1924 года, Акмаля Икрамова, первого секретаря ЦК КП Узбекистана, Файзулла Ходжаева, председателя Совнаркома УЗССР с 1924 года. Они бросили открытый вызов Сталину на 12 съезде КПСС апреля 1923 года, обвинив его в диктаторских методах руководства партией, они первыми разоблачили его попытку скрыть от съезда письмо В.И. Ленина, просившего съезд заменить Сталина на посту генерального секретаря ЦК партии. Т. Рыскулов на августовском совещании партии 1923 года, открыто заявил Сталину: "к вам в Москву страшно приезжать . вы или арестуете или расстреляете". А. Икрамов обвинил Сталина в продолжении старой царской колониальной политики. Он говорил: "ЦК увлекается одними циркулярами, а к Сталину страшно обращаться т.к. сразу попадешь в число неблагонадежных". Их поддержал М. Фрунзе и секретарь ЦК КП Украины Скрипник.
Руководители Узбекистана не подчинялись требованиям ЦК КПССС, а конкретно Сталину. Они привлекли к созидательной деятельности всех активных участников движения джадидов- Чулпана, Фитрата, Миновар Кари, Бату и других, которые занимали видные должности в Наркомпросе, издательствах, редактировали журналы и газеты. Вплоть до своей гибели в 1938 году, они не допустили массовых расправ в Узбекистане. Их поддерживал председатель Средазбюро ЦК КПСС Б. Бауман. Но и те новые руководители Узбекистана , которые пришли после них не допускали террора в тех масштабах, которые наблюдались в остальных регионах и главным образом в России. Русские массами бежали в Узбекистан стараясь здесь спастись от сталинских репрессий, здесь было спокойней. Усман Юсупов и Абдужаббар Абдурахманов часто спасали представителей интеллигенции от арестов.
Нельзя оправдывать сталинские репрессии, но и нельзя использовать их в собственных личных политических интересах. Во всем нужно знать меру нельзя искажать историю.
В связи с изложенным, встает один щекотливый вопрос. Если РУ так дорога память жертв сталинских репрессий, почему не увековечить память Т. Рыскулова, Ф Ходжаева т А. Икрамова. Известно, что еще при Советской власти Чиланзарский район был назван Акмаль Икрамовским. Но кому-то это не понравилось и в 2004 году имя Акмаля Икрамова было убрано и район стал Уч-тепинским. Как это понимать? Именем безвестного журналиста Усмона Носира названа улица, а имени Акмаля Икрамова, бесстрашного борца против сталинских репрессий .нет, а его памятники почему-то снесены. Нет площади имени Туры Рыскулова, нет станций метро имени Файзуллы Ходжаева. Это как же понимать. Опять двойные стандарты и двусмысленные решения.
Одних помянем . худо рахмат килсин, господи помилуй, господи помилуй, господи п-о-м-и-луй, а других предадим забвению. Так что ли? Государственная политика в таком важном вопросе должна соответствовать нормам нравственности и гражданской ответственности.
История не должна быть монополией дилетантов и не может развиваться по указаниям высшего начальства. Она погибает как наука и превратится в набор былин, легенд и сказок о мудрых повелителях, правоверных, добрых падишахах и миролюбивых завоевателях.
Склоняя головы перед жертвами сталинских репрессий, не следует забывать и сегодняшний день. Чтобы не получилось так, что память о "невинно убиенных" или шахидах используется в политических целях, а не в гуманитарных и скорбь по ним не обратилась в отрицательные чувства народа к другому государству и другому народу. В интересах правды и справедливости, во избежание повторения этой ужасной трагедии необходимо искоренить зло и насилие в современном мире. И прежде всего в нашем собственном государстве.
К сожалению Республика Узбекистан приобрела во всем мире репутацию полицейско-репрессивного государства, которое живет в условиях произвола правоохранительных органов . судов, милиции, органов безопасности (СНБ), ОМОНов, бандитских мафиозных групп.
Если до 2005г., до андижанских событий, в мировом сообществе были горячие поклонники Узбекистана, относившиеся с искренним уважением к его богатому историческому наследию, культуре, традициям, восхищавшиеся трудолюбием узбекского народа, то май этого года круто повернул мировое общественное мнение. Мир ужаснулся и содрогнулся узнав о расстреле мирного населения в городе, который во всем мире известен как город великого Бабура.
В мировом сообществе установились свои категории разделения государств по отношению к правам человека. Страны подразделяются на цивилизованные и нецивилизованные. В цивилизованных господствует закон и каждый гражданин находится под защитой закона. Здесь даже к заключенным относятся как к людям, имеющим даже в тюрьмах минимальные права. В нецивилизованных царят произвол и бесправие. Правоохранительные органы превращены в средства террора и репрессий против собственного народа. Наказания за совершенные и несовершенные преступления превращаются в пытки и издевательства над личностью. Мировая общественность относит Узбекистан к нецивилизованным государствам.
По данным ООН на сегодняшний день в Узбекистане по политическим мотивам в заключении находятся 5.500 чел. И кроме того, еще 7.000 по обвинению в религиозном экстремизме.
Доклад Специального комитета по правам человека ООН за 2006г. Утверждает, что показатели Узбекистана по правам человека, и без того низкие, продолжали ухудшаться в течении года. Правоохранительные органы злоупотребляли властью и систематически нарушали права человека. Арестованных избивали и наносили им физический вред. Критиковавшие правительство правозащитники подвергались насилию, необоснованным арестам, политически мотивированным осуждениям и физическим пыткам.
Пытки и насилия в тюрьмах Узбекистана признаны ООн "жестокими и бесчеловечными". Факты приводимые в докладе ООн настолько ужасны, отвратительные и нечеловеческие, что становится дурно при их чтении. Поэтому воздерживаемся от их обнародования (отсылаем к источнику. Права человека в Узбекистане. Альтернативный доклад комитету по правам человека ООН. Женева 2006г. омсt@омсt.org . www. омсt.org.).
Мировая печать называет систему лагерей и тюрем в Узбекистане узбекским ГУЛАГом (Главное управление лагерей), но это ошибка. Даже в сталинском ГУЛАГе до таких истязаний, пыток, надругательств не додумались. Читайте А.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" и вы убедитесь, что это так.
Президент ни словом не обмолвился о чудовищных преступлениях правоохранительных органов республики. Они стали его опричниной, а опричников, очевидно, оберегают от всякой критики.
Ни одна газета, ни радио, ни телевидение за 16 лет не поместили ни одной критической статьи об этой преступной группе. Это тема закрыта для СМИ. Не мешай работать, не лезь не в свои дела.
Ах, если бы президент нашел в себе силы рассказать хотя бы тысячную долю того, что ему известно о преступлениях этих преступных организаций национал-сталинистов и начал бы борьбу за их ликвидацию! Весь узбекский народ в знак глубокой благодарности склонился бы перед ним сказал . веди наш, народный президент, на борьбу с ними, мы с тобой. И не страшны были бы ему на исламисты, ни вахабисты, ни экстремисты, ни сепаратисты, ни индуисты и никто либо другой!
Совесть и Фемида предупреждает. Господин президент, пока Вы не начнете борьбу со злоупотреблениями правоохранительных органов в республике, мировая общественность не будет верить вашим декларациям о преступлениях сталинизма. Не пустит мировое сообщество в свои ряды вашу страну пока не прекратятся массовые репрессии в Узбекистане, недалеко ушедшие от сталинских.
Будьте уверены, господин президент, в будущем тоже будут воздвигать памятники жертв нынешнего режима.
Совесть и Фемида предсказывает: Узбекистан накануне перемен, но каких . никому не известно. Все может быть.
Банзай и саенара! Ваньсуй- десять тысяч лет председателю Каримову!
^"Совесть и Фемида" sovest.and.femida@rambler.ru Ташкент, сентябрь, осень.
|