Ш.Болтаев: Хан ведомственного масштаба. Как руководит кинопрокатом в Узбекистане г-н Исхаков 18:47 10.09.2007
Хан ведомственного масштаба (или о том, почему скандал, которого ждали, не случился)
21 июля 2007 г. вышел на прокат фильм "Панох", отснятый по заказу Национального агентства "Узбеккино" частной студией "Давр-премьер" (реж. Р.Сагдиев) сразу в двух основных кинотеатрах г. Ташкента: во Дворце Кино и Доме кино.
Сразу оговоримся, наша статья не о содержании этого фильма. Он подвергся резкой критике даже со стороны бульварных газет, которые обычно любят писать о таких далеких от профессионализма фильмах чуть ли как о шедеврах. Но следует признать, что он оказался, как и другие фильмы Р.Сагдиева кассовыми по масштабам Узбекистана. По некоторым данным, при бюджете 92 млн. узбекских сумов (более 72 тысячи долларов США), от проката получено свыше 100 млн. сумов. Но+
Давайте, об этом "но" поподробнее. Согласно контракту между заказчиком ("Узбеккино") и подрядчиком ("Давр-премьер"), чтобы избежать попадания пиратской копии на рынок прокатом фильма занимались исключительно сотрудники этой частной студии. В случае попадания копии фильма в руки пиратов до 30 сентября 2007 г. частная студия "Давр-премьер" обьязалась вернуть "Узбеккино" все 92 млн. сумов бюджетных денег. Но уже 23 августа пиратская копия фильма кем-то из ее сотрудников - естественно не безвозмездно - была передано пиратам, вследствие чего посещаемость зрителей упало на 70 % в вышеназванные кинотеатры.
Когда об этом сообщили и.о. генерального директора Национального агентства Агзам Исхакову, он отмахнулся и сказал, что этот фильм полностью окупил затраченные расходы и нет необходимости предъявлять какой-либо иск частной студии "Давр-премьер". Так ли на самом деле?
Но факты говорят об обратном. По долгу занимаемой должности, он не может не знать об этом. По-видимому, даже подписывая контракт с "Давр-премьером" он не очень-то рассчитывал на возвращение бюджетных денег, так этот контракт частной студии давал доселе невиданных поблажек, а именно 30 % поступлений от проката, что никому из частников не снилось. Да и не только.
Согласно вышеупомянутому контракту, 10 % поступлений должны были отчисляться в "Кинофонд", входящий в структуру того же "Узбеккино". К сожалению, этот пункт контракта не выполняется. Почему г-н Исхаков в первую очередь печется не о своем подразделении или же возвращении бюджетных денег, а о благе частной студии? Можно ли в таком случае вообще говорить об окупаемости фильма?
По некоторым данным, после назначения на этот пост >А.Исхаков ввел практику давать заказы частным студиям, а свой "Узбекфильм" держать на голодном пайке. Говорят, его логика проще простого: раз "Узбекфильм", как государственное предприятие, платит 27 % подоходного налога, а частные студии - всего 10 %, то выгоднее давать им заказы с целью уменьшения себестоимости снимаемых фильмов. Оправдывают ли эти дешевые фильмы, снятые частными студиями ожидания зрителей?
Нововведения г-на Исхакова этим не исчерпываются. Он любит ставить телегу впереди лошади. Чего, например, стоит его "нау-хау" обсуждать на худсовете при "Узбеккино" сценарии фильмов, заказываемых частным студиям задним числом. В Положении, утвержденным Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан 126 от 17 марта 2004 г. "Об организации деятельности Национального Агентства "Узбеккино" черным по белому написано, что все сценарии должны обсуждаться на худсовете перед запуском в производство и только после одобрения сценария должны выделяться денежные средства.
Что касается фильма "Панох", то его сценарий был обсужден на худсовете перед окончанием процесса съемочных работ(?), и то после возражений членов худсовета и.о. гендиректора вынужден был вынести его сценарий на обсуждение. Для утверждения этого сценария он солгал, что "Узбеккино" выделяет только 50 % от общего бюджета этого фильма. Но по подсчетам специалистов, 92 млн. сумов, выделенных на съемку и другие расходы фильма составляют 100 % от общих расходов, а не 50%.
К сожалению, это не единственный пример, когда г-н Исхаков в вкупе со своим главным бухгалтером и начальником планового отдела в одном лице Динарой Юлдашевой келейно решает, кому и сколько бюджетных средств выделять. В результате чего сценарии таких фильмов, как "Бегоналар" ("Чужие") (студия "Илк фильм"), "Келгинди куев" ("Приезжий жених", "Давр-премьер"), "Мерган мелиса" ("Милиционер - стрелок", частная студия!), "Васваса" ("Истерия", частная студия), "Адвокаты" (частная студия!) и др., снятые на бюджетные деньги, вовсе не выносились на обсуждение худсовета. А фильм "Васваса" даже в прокат не вышел.
Не здесь ли кроится истинная причина низкого качества фильмов, снимаемых на бюджетные деньги? Может поэтому г-н Исхаков уволил прежнего главного бухгалтера "Узбеккино" Камола Косимова, кто не хотел допускать такого беспредела и не соглашался с его самоуправством с целью обогащаться за счет разбазаривания бюджетных средств?
Из-за таких капризов Исхакова страдает прежде всего такие хозрасчетные подразделения "Узбеккино", как "Узбекфильм" и "Узкинохроника", призванных выполнять госзаказ. Когда их сотрудники сидят без работы в ожидании заказов, он их раздает частным лавчонкам, видимо, с целью получения соответствующего "отката".
А результат налицо: прокат завален низкопробными, слащавыми, однодневными фильмами. Вместо того, чтобы ограждать национальный кинорынок от подобных вещей, и.о. гендиректора сам способствует их размножению, как грибы после дождя. Более того, когда ему советуют подать в суд на нарушителя контракта с целью отстаивания законных финансовых интересов возглавляемого им агентства, он отнекивается под разными предлогами.
Словом, судебного разбирательства, которого ждали, не случилось. Словом, судебного разбирательства, которого ждали, не случилось. Кажется, в этом больше всех заинтересован и.о. гендиректора, то есть хан ведомственного масштаба г-н Исхаков.
Трудно представить себе, на какие еще правонарушения осмелится г-н Исхаков, если его назначат генеральным директором "Узбеккино", когда он, еще исполняющим обязанности, наворачивает такие дела.
В заключение хочется бросить клич всем, кто пописывает сценарии и не может добиться их воплощения в жизнь. Если вы хотите, чтобы НА "Узбеккино" выделило вам деньги на их постановку, достаточно зайти на прием к господину Исхакову А.Г. и полюбовно договориться об откате и ваша студия получит вожделенные деньги. Удачи!
Шермат Болтаев, Ташкент expert1963@inbox.ru
|