КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 12.09.2007
23:35  Задержан первый подозреваемый в убийстве узбекского режиссера М.Вайля
22:17  Казахстан и Беларусь договорились сообща выпускать военную РЛС "Восток"
21:09  $78,99 за баррель. Цены на нефть побили исторический рекорд
20:32  Экс-аким Шардары задержан при получении взятки
16:48  В новые премьеры России выдвинут... Виктор Зубков (биография)
16:37  Россия. Правительство М.Фрадкова уходит в отставку
16:30  В Таджикистане специальная комиссия расследует причины роста цен на муку

16:24  В офисе киргизской партии "Жаны мезгил" проведен обыск и изъяты документы
13:40  Экс-президент Филиппин Д.Эстрада получил пожизненный срок за кражу у народа $85 млн
13:33  Cиплое ржание. Китай завез в Киргизию инфицированных лошадей
13:30  З.Осоров: Тайное становится явным. Расстрел в Аксы К.Бакиева не компрометирует
13:21  В Узбекистане растет все: и смертность, и рождаемость
13:17  Киргизская СНБ арестовала узбекистанца, подозреваемого в подрыве редакции русской газеты "Эхо Оша"
13:09  Пакистанский Банну. Исламские боевики взяли в плен 18 полицейских
13:03  Россия запретила транзит по своей территории казахстанского желтого фосфора в Украину
12:51  Токмок. Правозащитника М.Кулешова будут судить за... запросы в местный кенеш
12:50  Казахстан по объемам экспорта муки вышел на первое место в мире
12:47  Девочек из Азербайджана похищают и продают в Туркменистан
12:40  Японский премьер С.Абэ уходит в отставку из-за Афганистана
12:35  Концерт аяк талды. Узбекская певица Шахзода знатно продинамила казахстанских поклонников
11:51  Китайский банк ICBС, с капитализацией в $300 млрд, стал крупнейшим в мире
11:44  Россия отказалась депортировать узбекского политбеженца Яшина Джураева
11:38  Дорого просят. Российская "Альфа" продаст спорный сотовый актив в Киргизии руками банка Моргана
11:28  Д.Перцев: Хроника одного пике. Страсти по Кашагану. Ч. 2-я
11:25  "ВН" > Китайский ребус. Большинство россиян недовольно наплывом товаров и мигрантов из Китая
11:17  А.Дубнов: Крепнет казахстано-туркменское братство. Железной дорогой на Иран и газовой трубой в Китай
10:33  Первый афганский. В стране начнет работу 3G оператор
10:11  Экс-карагандинка Н.Рогозина стала лучшим файтером (бойцом) мира
09:53  А.Мирзоян: Старания узбекского президента для блага народа или против? Что хотел И.Каримов на саммите ШОС
09:49  В.Федотов: Операция "Преемник" в 1953 году. Как "номенклатура" победила И.Сталина. Часть 2-я
09:45  "НГ" > Казахстанские миллионы для Душанбе. Назарбаев пытается закрепить за своей страной статус регионального лидера
09:40  Э.Гасанов: Женщины Кавказа. Женщина - это есть война! (эссе)
09:31  И.Асадуллаев: Независимость и философия в Таджикистане. Необходимость конструируется свободой
09:26  В.Мухин: НАТО оккупирует российскую военную базу в Таджикистане
09:10  Чрезвычайная комиссия. Н.Назарбаев поручил прекратить "наглый беспредел" при застройке Алматы
08:12  Мелкий жемчуг в жидком супе. Экономику Казахстана лихорадит
07:56  Горное кольцо душит девелоперов. Как застроить Алматы?
00:53  Guardian: Индия сама уже 30 лет строит атомную подводную лодку
00:27  Д.Верхотуров: СЭЗ в Казахстане - опыт России вреден, опыт Китая - полезен
00:18  Д.Брянцева: Когда бдительность становится преследованием? Чем Узбекистан отличается от Германии
00:04  "DW" > Хлебный кризис по-казахстански. В стране рекордный урожай и такие же... цены
00:03  В Казахстане будет создан Республиканский координационно-методический центр развития языков
Вторник, 11.09.2007
23:19  70 ударов плетью. В Иране продолжают арестовывать и судить азербайджанцев
22:14  Центризбирком Кыргызстана возглавила Клара Кабилова
21:46  Россия испытала самую мощную в мире вакуумную бомбу
17:28  Правительство США лжет. Архитекторы сняли с террористов вину за обрушение башен ВТЦ
16:49  С.Тошпулатов: "Андижанская полька" К.Бакиева. Реализуются договоренности саммита ШОС
16:37  Где так много диких обезьян... Назначен первый посол Казахстана в Бразилии
15:06  ВВС > Свинина подложила... свинью. В Китае пиковый скачок инфляции
14:38  Б.Чориев: Только немедленные реформы исправят экономическую ситуацию в Узбекистане
14:30  Н.Назарбаев прибыл в Туркмению. В рамках визита пройдут...
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
И.Асадуллаев: Независимость и философия в Таджикистане. Необходимость конструируется свободой
09:31 12.09.2007

НЕЗАВИСИМОСТЬ И ФИЛОСОФИЯ

Новая аксиома для Декарта?
Необходимость конструируется свободой

В мире нет ничего однозначного. Все имеет положительные и отрицательные стороны. Но относится ли этот тезис к Независимости, которую обрело наше государство, можно ли допустить, что данная акция имела отрицательные последствия, наряду с бесспорно положительными? Сказать так, значит покривить душой, забиться в угол перед безжалостными событиями, вместо того, чтобы идти им навстречу и принять их вызов. Это возможно только если ты принимаешь всем сердцем радость свободы, каким бы ты сытым и благополучным не был при ее отсутствии.

Страна обрела свободу, и это коснулось не только политики, но что имеет
исключительное значение - коснулось духовной свободы. В связи с этим я хотел бы сказать несколько слов о философии, которая окрыляла наши поколения блестящими достижениями, но она же только-только стала разгибать спину от старой догматики и косности, изрядно паразитировавших на прекрасных идеях тысячелетней давности и особенно XVII - ХХ веков и создавших царство несвободы на беспощадной эксплуатации ряда современных утопий.

>В Таджикистане в области философии сделано много, и сделано под наростом того, о чем мы все прекрасно знаем и много сказано. Однако все еще довлеет нежелательный пиетет перед прошлым. Нет, надо всегда признавать авторитет прошлого, его выдающихся воплощений и лиц, но не создавать идолов из тех, кто в этом не нуждается. Чрезмерность почитания также выхолащивает мысль, как отсутствие почвы для новаций. Обратим наше внимание к вопросу о возможности выявления новых категорий. К сожалению, на этом пути есть унаследованные от прошлого идеи на основе канонизации старой системы категорий диалектики. Попытаемся ниже показать на основе развития одной из замечательных идей Рене Декарта ту истину, что отход от закостенелой догматики одаривает новыми научными надеждами.

При этом происходящая в последующем догматизация идей прошлого нисколько не бросает тень на авторов этих идей, создававших великие философские системы. Это, прежде всего, относится к Декарту.
Встречается мнение о недопустимости постановки вопроса о существовании новых категорий философии, иначе, говорят, каждую антиномию можно возвести в ранг новых категорий. У кого-то из местного Олимпа ученых даже блеснула лучезарная мысль: "Что же, тогда и стул назовите категорией!". Блестяще! Изысканная, непостижимая для непосвященных логика! Как же цепко она держит подчас выдвинувшихся в обществе людей в объятьях не лучшей традиции. К сожалению, дело не в самой науке философии, а в "философии жизни", не приемлющей новаций в чужих лицах. Эта псевдофилософия хорошо известна на нашей планете, вспомним А.С.Пушкина, поведавшего о Моцарте и Сальери, но так она выпукла в Таджикистане особенно в философии. Можно понять по-человечески отчаяние хорошего, которое становится врагом лучшего. Древняя истина гласит примерно следующее: сыт ли ты или голоден, но пресыщение богатого не даст тебе спать. Узость мысли в том, что ты в себе не видишь лучшее не только там, где это очевидно, но иногда в самых неожиданных ракурсах, тогда как жизнь необыкновенно богата, и прекрасное, лучшее есть почти в каждом человеке, поэтому надо ли жалить и мучить себя, сосредотачивая внимание только на других?! Разумеется есть здоровое научное содружество, есть и соперничество, но не эта "философия жизни" приводила к бессмертным результатам, например, содружество Бора, Гейзенберга, Шредингера и других, работавших совместно с бесконечными дискуссиями, поисками, или Ибн Сина и Беруни, которые своими вопросами-ответами составили источник, неиссякаемых проблем и решений. В настоящее время имеют место попытки нетрадиционными подходами подтвердить тезис о том, что категорий философии бесконечно, но они не обнаруживаются просто так, их можно найти лишь в контексте постановки новых проблем
современной философии.

Именно такими были попытки исследования категорий экспансии подобия,
прозрачности и непрозрачности, допустимости и недопустимости,
невосполненности и восполнения и ряда других. Постановка проблемы об их
существовании возникла в аспекте соединения истории философии с
современностью. (Асадуллаев И.К. О философских категориях прозрачности и непрозрачности и их диалектике. К постановке проблемы // Вопросы философии. Журнал Президиума Российской Академии Наук, 10, 2005 г., стр. 116-129. И.К.Асадуллаев. Новые категории философии и философия политики // Душанбе: Дониш, 2006, 389 стр.) И здесь надо отметить весьма существенную грань между историей философии как историей и историей философии как философией. История философии как история, более склонная к абсолютизации прошлого, безусловно, необходима как наука самоценная, к тому же весьма актуальна сегодня в политическом контексте.

Например, для укрепления национального самосознания, когда история народа разворачивается в этнополитическую современность. Это наблюдается у молодых государств, в наши дни - некоторых стран СНГ, вбирающих в себя не только научное историческое знание, но и не чурающихся всевозможных мифов, чтобы обрести истинное достоинство в полном духе права "первого захвата" (древнейшего права в истории и ментальности человечества, продолжающего по-своему влиять на современность). Согласно названной ментальности, тот, кто оказался первым в истории человечества в чем-то существенном, имеет неоспоримые права первопроходца - и в цивилизации, и политических притязаниях, и для этнополитической мобилизации, однако не столько для научного развития, сколько в интересах существующих политических систем. К сожалению, надо сказать, что, служа политике и превращая философию преимущественно в историческую дисциплину, некоторые не могут вырваться из двухмерного пространства культа прошлого. Подлинное величие - высота философии должны вырваться из плоского самолюбования, такой представляется сегодня задача нашей науки после обретения страной Независимости.

Несколько по-другому обстоит дело с историей философии как философии. На наш взгляд, история философии в этом случае выступает для исследователя бесценным потенциалом поиска, постановки и решения новых проблем современной философии. Полагаем, это более действенный уровень для того же этнополитического императива. Это, прежде всего, обнаружение новых аспектов философии, что, по существу, освобождает актуализированную философию от узко понимаемой научно-политической ориентации. Разумеется, история философии как история и источниковедение имеют непреходящее значение, но дают больше импульсов для формирования знатоков, чем аналитиков-новаторов за пределами исторического текста.

В науке, и вообще цивилизации, были и есть знатоки и аналитики, хотя такое
разделение весьма условно: были жрецы и были новаторы. В то же время когда знаток и аналитик в полной мере соединялись или соединяются в одном лице, происходят события, влияющие на ход развития человечества. Сотнями, а может, тысячами лет передавались и записывались предания, но Заратуштра соединил их в одном порыве озарения. Прекрасным знатоком философии и великим аналитиком был Аристотель. А Ибн Сина, Ломоносов, Гегель?! Авиценна совершил великий творческий синтез не только в философии, но и медицине. Такими же были историк Ключевский, востоковед Бартольд, физики и математики Беруни, Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Курчатов, Ландау, Королев, Пригожин и другие. Они возвели науку на недосягаемую высоту, которая, однако, опирается на свое подножие - огромное плато постановки новых проблем для дальнейшего синтеза в будущем. Одной из них, хотелось бы верить, является продолжение исследования идеи, высказанной Рене Декартом несколько столетий назад. Это идея протяжения. Понятие рассматривалось издревле, но более рельефно у Декарта. На наш взгляд, идея о протяжении (протяженности) имеет исключительное значение, так как, продолжая мысли Декарта, мы приходим к обнаружению новых категорий философии, высвечивающих, скажем забегая вперед, иные аспекты проблемы возникновения жизни на Земле.

Декарт в суждениях опирался на ясность очевидного, считая его достоверным знанием. Такой аксиомой и очевидным знанием была для него идея протяжения (протяженности) материи. Как свидетельствует его творчество, Декарт отождествлял материю и пространство, называя ее протяжением, имеющим высоту, длину и ширину. Душа же это мысль, не имеющая протяжения. Прежде всего, надо отметить, что, основываясь на идее материи как протяжения, можно пойти и в несколько ином направлении. Для этого следует отказаться от признания протяжения только свойством материального. Материя как протяженность это протяжение материальное. Но мы можем допустить, что существует протяжение и идеальное. Ведь идеальные образы материальной реальности не сосредоточены в какой-то даже идеальной точке, а развернуты как протяженность идеальная. И это также очевидно.

Есть принципиальная разница между материальной протяженностью и идеальным протяжением. Аксиома Декарта, ставшая с момента выдвижения им идеи протяжения, развитием теоретической и экспериментальной науки еще и доказанным знанием, должна, на наш взгляд, быть дополнена аксиомой существования идеального протяжения, пока только очевидной, но требующей соответствующего развертывания. Закономерно возникает вопрос: в чем отличие материального протяжения от идеального протяжения?

Во-первых, идеальное не протяженно материально, оно протяженно только как идеальное. Материальное обладает жесткостью необходимости, когда его нельзя произвольно изменять. Идеальное в сознании человека (разумеется, не у Шарикова из романа М.Булгакова "Собачье сердце") стремится к бесконечной пластичности, комбинациям, к расширению сферы произвольного, что является основой его фантазии, неограниченного и во многом случайного конструирования идеальных образов, возникающих на основе восприятия материального. Жесткость не отменяется, но принимает принципиально новые формы, отступает в сфере идеального.

С другой стороны, пластичность не является уделом только идеального, все
материальное также пластично, как и жестко, но пластика иная, по сравнению с идеальным - сознанием, мыслью и душою человека. Материальное всегда находится в движении, взаимодействии, когда одно возникает под влиянием другого, и это мир созидания нового, конструирования материей своих новых качеств. Но этот мир пластичности материального прямо опосредован существованием жесткой необходимости, когда возникающее явление или предмет возникает не только случайно и произвольно, но по законам, необходимости материального мира. Идеальное также не свободно от необходимости, но совершенно по-другому.

Однако настало время дать хотя бы предварительное определение понятиям жесткости и пластичности, чтобы затем развернуть их философское содержание, между тем не обязательно в виде краткой философской дефиниции. С.И.Ожегов в "Словаре русского языка" (издание 18, стереотипное, под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой, Москва, "Русский язык", 1986, с. 165) дает следующее определение. "Жесткий+; жестче. 1. Твердый, плотный на ощупь+ 4. перен. Не допускающий отклонений, безоговорочный+". В "Толковом словаре живого великорусского языка" (Том I, А-З, Москва: "Русский язык", 1978, с. 536) Владимир Даль отмечает жесткость как плотный в составе, "твердый, мало поддающийся резцу или ножу; не мягкий, не гибкий, не упругий; черствый, грубый, суровый, загрубелый+". В противоположность жесткости, С.И.Ожегов определяет пластичность (пластику) как "3. поддающийся деформации под давлением, не ломкий, плавкий+" (там же стр. 449). Другими словами, явно понимая неполноту своей попытки, попытаемся обобщить и еще более кратко выразить искомые понятия. В этом ключе жесткость следует понимать как сопротивляемость изменениям, а пластичность как существующую готовность вещей к изменениям, с последующими часто случайными и произвольными изменениями. Причем на уровне идеального мира человека это мир невообразимых комбинаций - пластичности.

В истории общественной мысли и науки эти понятия развивались в русле
различных направлений интеллектуальной жизни человека и человечества.
Достаточно сказать, что существует такая дисциплина, как сопротивляемость
материалов, различные области физики и других наук, изучающие явление
сопротивляемости вещей внешнему воздействию, устойчивость, инерцию,
например, психология или медицина (проблема отторжения чужеродной ткани или предмета и множество других). Они же рассматривают и аспект восприятия и изменчивости. С другой же стороны, идеи пластичности развивались в русле религиозных идей о создании Богом мира, человека и постоянном его вмешательстве в поведение людей и всех процессов в мире, в идее его всемогущества в самых различных модификациях в зависимости от направлений религиозной или философской мысли.

На наш взгляд, существует диалектика категорий жесткости и пластичности,
присущая каждой вещи, но проявляющаяся разительно по-разному в сферах
материальной протяженности неживой природы и идеальной протяженности живых организмов. Эти понятия близки понятиям свободы и необходимости, но не подменяют и не повторяют их, о чем будет сказано дальше. Ниже мы обратимся к проблеме возникновения жизни как возникновению особой сферы неудержимого развития пластичности и произвольного, стремлению к бесконечным преобразованиям идеального. Здесь надо иметь в виду, что по устоявшейся философской традиции свобода не понимается как произвол, в этом первое отличие пластичности от понятия свободы, более узкого по объему.

Декарт не считал, что идеальное присуще животным, представляя их
механизмами. Однако допущение аксиомы идеальной протяженности неизбежно приводит к идее об идеальной пластичности, присущей вообще живым организмам - всему живому. Жизнь это конструирование - пластика - всевозможных форм отражений объективной реальности даже на уровне самых простейших живых организмов в более ограниченных видах и кончая человечеством с его величайшими технологиями, стремлением к неограниченному произволу фантазии, которая, однако, никогда не освобождается полностью от "проклятия" - обремененности жесткостью необходимого в иных проявлениях.

Нам здесь надо обратиться к идеям П.К.Анохина об опережающем отражении на всех уровнях жизни (Анохин П.К. Опережающее отражение действительности / Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы // Москва: "Наука", 1978, с. 7-26). Согласно идеям выдающегося советского ученого, живой организм с опережением отражает реальность в инвариантных физиологических, биохимических процессах, то есть конструирует то, что должно произойти. Идеальное возникает как пластический коррелят физиологического, биофизического и биохимического. Только так готовится организм к будущему.

Несколько модернизируя терминологию и применяя идеи П.К.Анохина к нашему аспекту исследования, мы должны сказать, что опережающее отражение это инвариантное конструирование будущего в идеальной сфере самим организмом в себе - в инобытии. Опережающее отражение, с которого начинается жизнь, представляет собой первые формы идеального, то есть возникновение новой сферы пластичности. На уровне жизни жесткость и пластичность материи представлены совершенно по-иному. Идеальное у возникающей жизни это заложенный и возникший в развитии Вселенной "взрыв" присущей материи пластичности, "вытесняющей" жесткость, сужающий ее рамки, прежние сферы необходимости, сначала это ограниченный и медленный "взрыв", но затем неудержимо расширяющийся, переиначивающий диалектику жесткости и пластичности.

Опережающее отражение, идеальное, свобода, новый мир пластичности едины, это суть важнейшие атрибуты жизни, они тождественны и различны. Возникновение идеального как особого мира новой пластичности есть значительное революционное освобождение от материальной жесткости, но на этой основе жесткости организованной материи существует ее коррелят - идеальное, новая пластичность. Пластичность через волю выходит в новую сконструированную жесткость материального мира. Человек свободно или произвольно конструирует новые формы необходимости. Понятия жесткости и пластичности близки и частично совпадают с понятиями свободы и необходимости, диалектики слабосильных факторов, хаоса и порядка, прозрачности и непрозрачности. У каждой их этих категорий свой акцент, своя понятийная доминанта.

Возникает вопрос: если согласно открытиям Ильи Пригожина, в мире больше неустойчивости и случайного и очень мало равновесных систем, то почему ментально человек, прежде всего, опирается на детерминизм и существует, благодаря этому? Получается так, что человек обретает произвольность - пластичность идеального, но именно эта произвольность служит необходимости его жизни. Произвол лежит в основе необходимого? Свобода, случайность, пластичность определяют необходимость, а не только необходимость определяет свободу и лежит в основе произвольности и пластичности. Прежняя истина о том, что свобода это познанная необходимость становится если не ложной, то, во всяком случае, довольно ограниченной и не состоятельной для научного объяснения.

В связи с этим возникают вопросы. Насколько фантазия человека случайна или необходима, являясь миром безудержной пластичности, то есть формой
идеального, где возможны какие угодно комбинации, алогичные, безумные,
противоположные и взаимоисключающие вариантами. Из всего этого случайного мира идеального, на основе иных проявлений необходимости и жесткости, совершенно отличающихся от жесткости материального мира, конструируется новая необходимость. Человек предвидит определенные события, одни из них желательны, другие не желательны. Но путем часто случайного поиска, фантазии, комбинаций и свободных преобразований идеальных образов, по-новому конструируя в идеях жесткость материального мира, создает новые формы необходимого. И здесь на первый план выступает воля, переводящая идеальную сконструированную жесткость в жесткость материального мира. То есть человек конструирует необходимость также и на основе случайного, произвольного, пластичного. Признание этого тезиса не является отказом от факта существования силового поля жесткой необходимости, в которой существует человек, и одновременного признания случайности его существования. Соотношение жесткости и пластичности материального и идеального не монотонны во Вселенной.

Человек от материальной жесткости и пластики переходит в мир кардинально произвольный, пластичный, но вовлекает царство случая, пластичного и безудержного комбинирования в конструирование идеальных форм будущей необходимости (это идеальная жесткость), чтобы проявлением воли перейти снова к материальной протяженности, которая слита с идеальной протяженностью в человеке и обществе. При этом надо иметь в виду, что фантазия человека опирается на жесткие корреляты материальной и идеальной протяженности.

Марксизм делал больше акцента на то, что "Свобода отнюдь не равнозначна
произволу", не рассматривая произвол, случайность, пластичность в качестве одного из решающих факторов, наряду с необходимостью в процессе развития (Философский энциклопедический словарь. 2 Изд. // Москва: "Советская энциклопедия", 1989. - 570 С.). "Случайность, - говорится там же (с. 409), - появляется в результате отдаленных, нерегулярных, непостоянных причин, характеризующихся неоднозначностью, неопределенностью своего протекания".

Что совершенно неверно в виду того, что случайность становится
необходимостью в настоящем, являясь мерой неопределенности будущего, и не определяется причинностью; случайность переходит в детерминацию в настоящем и прошлом. Однако все эти вопросы требуют дальнейшего обсуждения. Специальное утверждение о существовании протяженности идеального порождает множество вопросов, требующих не традиционного решения. В различных учениях, трактующих тождественность материального и идеального, подразумевалась их протяженность, но рассматриваемый нами вопрос специально не ставился.

Постановка всех этих вопросов философии становится возможной, когда,
признавая необыкновенное богатство прошлого и величие его творцов,
одновременно освобождаешься от необоснованной канонизации идей, требующих развития. От канонизации и пиетета перед догмами нас освобождает Независимость, обретенная Таджикистаном, это шанс тем, кто желает содействия стране в период обретения нового духовного облика.

^Искандар Асадуллаев
Заслуженный работник Таджикистана,
доктор философских наук,
руководитель Информационно-исследовательского центра "Симург"
2007-09-01
dr_asadullaev@mail.ru
"Народная газета" 35 (19590) 5 сентября 2007 года

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1189575060


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх