КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 20.09.2007
20:27  Jerusalem Post: "Хизб ут-Тахрир" возрождается
16:58  "Осознавая, что единство кыргызов является...". Новая редакция Конституции Кыргызстана (текст)
15:57  А.Абдурасулов: Киргизская урановая свалка. Ядерные отходы грозят Ферганской долине
15:03  Киргизский коньяк "Энесай" взял гран-при на конкурсе коньяков KVINT-2007 в Молдавии
14:45  На рынок Кыргызстана вышла первая казахстанская страховая компания
14:25  А.Саркорова: Пиры Памира. Чем живут таджикские мусульмане-исмаилиты
13:38  Д.Перцев: С чем едят прикаспийскую утку? Переговоры по Прикаспийскому газопроводу затянутся на неопределенное время. Ч. 1-я

13:37  А.Лебедев: Европейско-российские газовые войны и интересы Казахстана
13:33  Узбекистан: Ислам Каримов назначил себе конкурентов
13:22  В.Штукатуров: Языко-ракеты. Информационное противоборство США и Ирана
13:20  "ВН" > Французский темперамент. В Москве мсье Кушнер расхотел воевать с Ираном
13:17  А.Дубнов: Спаситель конституции. Президент Киргизии подарил народу референдум
13:03  Настольный цитатник. Ислам Каримов - о СМИ и журналистах в жизни общества
12:26  С.Алматов: Таджикские реалии. Ты виноват уж тем, что ты – из Узбекистана!
12:23  Б.Уметалиев: Как киргизский министр Жээнбеков стравливает пастухов Киргизии и Узбекистана
12:10  Е.Есмагамбетов: Возглавить Кызылординскую область проще... китайцу, чем местному алшыну
11:36  "СиФ" > Бесы. Каримовский шайтанат. Часть 1
11:13  АО "КазТрансГаз" возглавил Есенали Усенов
11:07  "Баку" утонул? Близ Атырау пропало судно компании "Agip"
11:03  А.Иконников: Финансовый вирус поразил Казахстан. Неутешительные выводы
10:59  Е.Пастухов: Быть ли новой войне? Зачем Буш на самом деле летал в Ирак
10:27  ИГНПУ > Пытки и унижения в Зарафшанской колонии 64/48 продолжаются…
10:16  Россия, Украина и Франция посоперничают за подряды на строительство казахстанских ВМС
10:10  Бездомные шымкентцы вернулись в снесенное администрацией "жилье"
09:43  "НГ" > Таджикистан и Киргизию объединила вода. Душанбе настороженно относится к интеграционным предложениям Астаны
09:32  Церковно-шпионский скандал в Караганде. Чем на самом деле занималась церковь "Грейс" (подробности)
09:16  Сергей Бодров: "Фильмом "Монгол" я чуть не поссорил Монголию с Китаем" (интервью)
09:13  "Къ" > Туркменский газ выставят на продажу в Нью-Йорке. Г.Бердымухаммедов проведет переговоры с Кондолизой Райс
09:09  Chevron вернула России тарифы КТК. Отвечать на ее уступки пока некому
09:07  Послом Казахстана в Монголии стал Орман Нурбаев и другие назначения
07:47  Азербайджан больше не нуждается в российском газе. Своего девать некуда
07:29  Абрамович прогнал Моуринью из тренеров "Челси"
07:21  Глава Киргизии против пересмотра итогов приватизации
05:06  Ночью в автокатастрофе погиб губернатор Костромской области России В.Шершунов
02:04  А.Таксанов: Большому тому - большая торпеда, или Как мы писали книгу для И.Каримова
01:24  Я.Норбутаев: Мотылек и танк. Мог ли М.Вайль угрожать И.Каримову?
00:55  Guardian: Беспочвенная заносчивость Тегерана
00:51  Р.Андреев: Законов и зрелищ. Конституция Кыргызстана вновь стала дореволюционной
00:47  Китайских строителей сняли с трубы. Россия расторгла договор с China Petroleum
00:39  Референдум о принятии новой Конституции Киргизии назначен на 21/10
00:38  "DW" > Поддельные лекарства в Таджикистане. Как жить?
00:05  А.Резниченко: Россия построила в Китае суперсовременную атомную станцию "Тяньвань"
Среда, 19.09.2007
18:33  А. Докучаева: "Русский мир" - это русский язык в мире
17:13  С.Вахобзаде: Почему таджикские мужчины бьют своих жен?
15:09  Казахстан выдворил на родину трех кыргызстанских проповедников "Таблиги Джамаат"
15:07  Казахстан спасет таджиков от голода. Есть договор о поставках зерна
14:37  Непотопляемый. Казначей Туркменбаши А.Жадан вновь работает в Ашхабаде
14:29  Кейт Уоттерс: Экологические риски Туркменистана в эру инвестиционного бума
13:16  Студенты ТаджГУ восстали против "насильной" отправки на хлопок
12:26  И.Симоненко: Как Украинский "штирлиц" Маломуж шпионствовал в Туркмении
12:16  Минобороны Казахстана разработало концепцию развития Военно-морских сил до 2025 года
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Я.Норбутаев: Мотылек и танк. Мог ли М.Вайль угрожать И.Каримову?
01:24 20.09.2007

МОТЫЛЕК И ТАНК

Как-то раз много лет тому назад, еще в советские времена, мы с приятелем мирно беседовали на всяческие свободные темы, удобно расположившись в ташкентском кафе "Уголок". Мой визави, театральный и кино режиссер, мэтр, был значительно старше меня по возрасту, говорил мне "ты", про себя я называл его "Приемником", но в любом случае в его обществе чувствовал себя более чем комфортно. Вдруг "Приемник" энергично замахал кому-то рукой и тотчас к нашему столику подошел "в меру упитанный", невысокий молодой человек. Широко улыбнувшись, он протянул руку – "Марк", и тут же, безо всяких ритуальных расспросов о здоровье, пустился в оживленное обсуждение с "Приемником" непонятных мне, но взаимно близких им обоим, проблем. Коллеги (я сразу это понял) взахлеб, позабыв о яствах украшавших стол, обсуждали происки каких-то чиновников, кого-то клеймили "ренегатами", часто перебивая друг друга без соответствующих извинений. Я, ничего не понимая в разразившемся, то ли споре, то ли производственном совещании, естественно, постарался преуспеть на поприще цыпленка и неплохого, как сейчас помнится, коньяка. После того, как Марк попрощался с нами, "Приемник" с нескрываемым восхищением сказал: "Это знаменитый главный режиссер театра "Ильхом" - Марк Вайль"! Это была моя первая и последняя личная встреча с покойным Марком Яковлевичем.

Никогда не относил я себя к завзятым театралам и потому мои оценки творческой деятельности в этой области весьма специфичны, не следует их воспринимать, как мнение подлинного специалиста. Те несколько представлений театра "Ильхом", которые мне удалось посмотреть, вознаградили меня безупречной игрой актеров, великолепной режиссурой и оригинальным оформлением. Однако при всем этом в отдельных спектаклях присутствовал некоторый диссонанс, как будто бы в огромном оркестре одна-две струны ведут свою, отличную от других мелодию.

Дело в том, что главными героями Марка Вайля, а, следовательно, и всего театра "Ильхом", во всех представлениях незримо являлись город Ташкент и ташкентцы. Подчеркну – не Узбекистан и его граждане, а именно Ташкент и ташкентцы. Причем это был тот, давно ушедший ласковый, доземлетрясенческий Ташкент шестидесятых годов прошлого века. Чтобы вспомнить или хотя бы приблизительно понять ту безмятежную атмосферу рекомендую восстановить в памяти поэтику фильма 1969 года Эльера Ишмухамедова, "Влюбленные". Но нельзя в полной мере вернуть ушедшее время, такая задача не по плечу даже гению. Марк Вайль не хотел верить в подобное и от спектакля к спектаклю старался вынести на сцену щемящие ощущения своей ушедшей юности, вернуть фантом навсегда покинувшей нас эпохи, но натыкался непременно на глухую стену реальности. За стенами театра текло новое время, и расцветали соответствующие ему иные нравы. Театр "Ильхом" нельзя назвать ни русским театром, ни узбекским, (Восточным), он "ташкентский" – в этом его сильная сторона, но в этом и его слабость. На первых порах своего существования заложенный в основу синтез двух культур старательно подчеркивался всеми возможными способами, затем в начале девяностых годов прошлого века этот принцип был просто возведен в ранг абсолюта. Ностальгические настроения художника, попытка воссоединения двух эпох, возможно подспудно и явились причиной трагедии произошедшей нынешней осенью.

Весь коллектив театра во главе со своим режиссером прикладывал титанические усилия для того, чтобы в любом случае оставаться вне политики, и даже вовсе игнорировать ее. Зрители же, общественность, наоборот, усердно старались за каждой интонацией, за каждым наклоном головы актера обнаружить намек на политические реалии сегодняшнего Узбекистана. Если сильно пожелать в маленькой капле воды разглядеть огромный океан, то удастся обязательно. Особенно тяжело приходилось в этом смысле самому Марку Вайлю. Можно себе представить, каких усилий стоили ему ответы на изощренные вопросы иностранных корреспондентов, носившие политический характер. Руководитель "Ильхома", демонстрируя чудеса ораторского искусства, старательно уходил от ответов на прямые вопросы, по возможности сглаживал углы. К примеру, Марк Вайль в интервью "Немецкой волне", говоря об узбекских реалиях, отвлеченно произнес: "… некоторое несогласие с политической системой, которая, допустим, скучна…. Она скучна! Она ведь не то что, простите меня, недемократична, она – скучна". Обратите внимание, режиссер не смеет сказать плохого слова о современной политической системе Узбекистана, упаси Господи, и даже извиняется за то, что она всего лишь скучна ему, оставаясь при этом демократичной. Однако данное высказывание post factum было интерпретировано, как, буквально - "Тотальный распад мне скучен"!

И здесь мы подходим к сути проблемы – взаимоотношениям Художника и Власти, Власти находящейся на пике своих тоталитарных проявлений. Минувший двадцатый век был богатым на супертоталитарные режимы. В Германии тридцатых годов вопрос с творческой интеллигенцией был решен просто, с немецкой аккуратностью – несогласных первоначально отпустили за границу, а оставшаяся на Родине интеллигенция полностью перешла на сторону власти, усердно ее обслуживали. О коммунистическом Китае времен Мао Дзедуна по данному вопросу говорить сложнее из-за недостатка информации, мыслящие люди там были отправлены "на перевоспитание в деревню", практически уничтожены. Зато подобные процессы в России и СССР хорошо известны и имеют тысячи различных оттенков.

Прибегнуть к конформизму в своих отношениях с властью или воспротивится ей – вот основной вопрос, который стоит перед Художником в тоталитарном обществе. И это квадратура круга, задача, не имеющая положительного решения. Лучше всех, на мой взгляд, суть проблемы удалось передать Максимильяну Волошину.

Темен жребий русского поэта
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, - Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
И в кровавой луже поскользнусь…

Редкий художник, мастер может преодолеть в себе искусы, предлагаемые всеподавляющей Властью, пренебречь ее угрозами. Пушкин в последние часы жизни сожалеет о том, что сторонился милости Николая Павловича, Горький поддается уговорам Сталина и возвращается в Москву с острова Капри. Но в любом случае Художнику идущему даже на малейшее сотрудничество с властью тирана не удается избежать горького поражения, цена которому в большинстве случаев - собственная жизнь. Деспот легко улавливает любую неискренность в поведении Художника ("Батум" Булгакова, "Если б меня наши враги взяли…" Мандельштама, "Последний решительный" Мейерхольда) и воздает по заслугам. Можно, как говорится, "наступить на горло собственной песне", попытаться "принять новую власть душой", но финал, в конце концов, окажется трагичным (Маяковский, Фадеев – пуля!). Можно пуститься в безудержное пьянство или надорвать душу перманентной депрессией, трагическая развязка необратима (Есенин, Цветаева – петля!). Попробуй выступить открыто (Пильняк, "Повесть непогашенной луны") – прощения не будет! Притворись человеком далеким от политики, живущим в собственном, созданным самим собой иллюзорном мире (Гумилев, Платонов, Зощенко, Ахматова), но ничего не изменится. Не попадаться на глаза, тихо жить в провинции (Тициан Табидзе, Егише Чаренц, Паоло Яшвили), и там тебя настигнет железная рука. Пойти на сознательный конформизм, как поступили Катаев и Эренбург, чтобы к концу жизни осознать глубочайшее разочарование и раскаяние, которому никто не внемлет? Другой вариант – бросить Родину, уехать заграницу (Бунин, Мережковский) и оттуда злобно и тоскливо наблюдать за происходящим? То, что Пастернак, переживший неописуемые мытарства и мучения, умер в своей постели в возрасте семидесяти лет, является всего лишь исключением из правила. Но есть и конформисты "по призванию", Сергей Михалков, например, он верно и прилежно служил Сталину, Хрущеву, Брежневу, Горбачеву и умудряется прислуживать даже Путину, только вот Художником его никак не назовешь! Так как же быть?!

Любой честный Художник по определению не может, не имеет права на существование в тоталитарном обществе, будет им раздавлен, сметен, уничтожен. "Кто не с нами, тот против нас"!

Покойный Марк Вайль наверняка осознавал неизбежность фатального для себя исхода, но старался всеми силами оттянуть роковой конец, надеялся переждать лихие времена. А что ему оставалось делать? Конечно, можно было бы уехать заграницу, режиссеру его ранга наверняка были бы предоставлены лучшие подмостки в России, Германии, Израиле, но это значило оставить Ташкент, источник его вдохновения, не всегда приживается дерево на чуждой почве, а если и приживется, то перестает плодоносить. Тем более нельзя представить себе Марка Вайля, воплотившего на сцене прекрасную жизнь узбекского народа во времена Тамерлана, или спектакль, где ведущие актеры нараспев декламируют "пять принципов президента Каримова"!

Уже после смерти Марка Яковлевича в прессе появились заявления, что его детище - театр "Ильхом", якобы являлся органичной частью сегодняшнего Ташкента. Позвольте не согласится с этим утверждением – "Ильхом" в столице Узбекистана был абсолютно инородным телом, простите за примитивизм, - "лучом света в темном царстве", лучше не скажешь. И в тоже время это была соринка в глазу режима. Все вокруг – прозаики, поэты, художники, актеры и эстрадные звезды воспевают счастье народа, завоевавшего независимость под предводительством бессменного президента, и лишь один "Ильхом", чуждый царящему вокруг ражему оптимизму, представлял зрителям какие-то допотопные, полузабытые драмы или "замшелую классику". Конечно, власти без особых усилий смогли бы создать такие условия, при которых театр был постоянно на зарубежных гастролях, стал бы брендом страны, "экспортный вариант", это у актеров очень хорошо получалось, но, поди знай заранее, что может заявить его (театра) режиссер в очередном интервью.

Нет, разумеется, никакой реальной угрозы для узбекской правящей элиты Марк Вайль не представлял, как может мотылек угрожать танку, но являлся как бы постоянным раздражителем власти предержащих. Не восхищается нашими достижениями, правда, так ведь и не бранит, но как он смеет не восхищаться?! Театр, видите ли, считает себя независимым, главный режиссер позволяет себе не обивать пороги министерств и униженно не просит средств на существование! Почему этот пресловутый режиссер не умоляет о покровительстве Главную Ценительницу всех искусств Узбекистана?! Это просто возмутительно!

Думается в произошедшей трагедии нельзя винить лично президента республики. Ислам Каримов давно уже не нуждается, пересыщен похвалами со стороны деятелей искусств, ему были бы даже зазорны дифирамбы от лица "еврея-гомосексуалиста". Но вот президентское окружение, спецслужбы…. В этих кругах вполне могло созреть желание преподнести Исламу Каримову нечаянный, но приятный сюрприз. Убивать Марка Вайля наверняка никто не собирался, но основательно припугнуть - это вполне укладывается в стиль работы узбекских чекистов. И никто не мог заранее предположить тот международный резонанс, который вызвало ташкентское убийство. Что и говорить, топорно сработали люди с "горячим сердцем и чистыми руками".

До сих пор не опубликована официальная версия убийства, а таковая озвученная через известный Интернет-сайт, на мой взгляд, не выдерживает критики. То, что Марк Вайль был убит не профессионалами, подтверждается, якобы, малыми размерами клинка. Утверждение, прямо скажем, смехотворное, скорее уж наоборот. Два юноши, наверняка наркоманы, будто бы встретились режиссеру в подъезде его дома, а он пустился увещевать их, наставлять на путь истинный. Какая чепуха! Любой человек владеющий азами психологии, а тем более нарколог разъяснит вам полную абсурдность данного предположения! Наркоман, не получивший свою "дозу", гонимый муками абстиненции, будет агрессивно рыскать по улицам в надежде раздобыть желанное зелье, а не отсиживаться в подъезде. Далее, удовлетворив свою потребность, наркоман теряет агрессивность и желает только одного, чтобы его оставили наедине со своим блаженством. В таком состоянии он не представляет общественной опасности и вполне умиротворенно может отсиживаться в каком-нибудь укромном уголке, в том же подъезде. И уж совершенно невероятным представляется то, что здравый взрослый человек, каким являлся Марк Вайль, встретив поздней ночью в подъезде незнакомых юношей, просто не пройдет мимо, а станет назидательно вещать о вреде наркотиков!

Я не сомневаюсь, что
>убийцы вскорости будут "найдены" и по ставшей привычной для Узбекистана схеме они окажутся теми самыми "нариками", срочно признаются во всех грехах, а само убийство будет объявлено вульгарной "бытовухой". Хорошо, допустим, что в данном случае имела место роковая случайность, но чем же тогда объяснить согласное молчание официозной прессы, не удостоившейся даже просто сообщить о смерти человека, по популярности в мире, как правильно замечено, уступающего разве что Исламу Каримову? Помните как погиб Михоэлс, другой великий режиссер, просто "задавила" его неизвестная машина, так объяснили. Но нам-то доподлинно известны истинные виновники смерти ташкентского Мастера, будим надеяться, что не за горами и их час, час расплаты! Все это так, но Марка уже не вернешь…. Можно согласиться с авторами тех высказываний, согласно которым режиссер предчувствовал свою смерть, воспроизведя нагромождение убийств в новой пьесе, премьеры которой он так и не дождался. Как не дождался Марк Вайль и того, что в его любимый Город вернется та светлая радость, так запомнившаяся ему с юности.
Не дождался…
-И в кровавой луже поскользнусь…

^Ядгор Норбутаев
ydgrnrbtv@yandex.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1190237040


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх