Б.Бокизода: Земельная реформа в Таджикистане - кто в выигрыше 13:16 27.09.2007
>Вопрос о земельной собственности в нашей стране является не экономической или политической категорией, а просто-напросто критерием выживания нации, так как, несмотря на то, что Таджикистан с его горным ландшафтом является одним из самых малоземельных государств в мире и площадь сельскохозяйственных угодий составляет лишь 5% от общей территории страны, большая часть населения поддерживает свое существование только при помощи земледелия и скотоводства. Но и эти земли используются крайне неэффективно. По свидетельству председателя Госкомитета по землеустройству страны Давлатшо Гулмахмадова более 97% земель Таджикистана охвачены деградацией из-за неправильного использования. По его словам, этот процесс приобрел практически необратимые формы и происходит, главным образом, за счет неправильного орошения и засоления земель. Раньше 70% земель республики орошались при помощи насосных станций, но в последние годы из-за изношенности оборудования и нехватки электроэнергии многие поля лишились централизованного подвода воды и попросту высыхают. Этот вопрос остро стоит как на юге, так и на севере страны.
Поэтому от ответа на вопрос - кому, и на каких условиях, будет принадлежать земля, зависит очень многое. В 1995 году в республике началась земельная реформа, и первые 75 тысяч гектаров земли были розданы крестьянам в аренду, а бывшие колхозы начали реорганизовывать в частные фермерские хозяйства. В основном эта реформа завершилась к концу прошлого года, но, как считают эксперты и сами дехкане, в процессе были допущены серьезные просчеты. Сам порочный принцип распределения земель позволил тем, кто в силу клановой или родственной принадлежности стоял ближе других к "раздаточному окошку", получить лучшие земли, причем, зачастую, без учета реальных возможностей по обработке земли, имеющихся у данного хозяйства. Таким образом, большая часть земель попала в руки не дехкан, а новоявленных латифундистов, способных теперь диктовать остальным условия игры.
Согласитесь, что довольно трудно считать заслуженным скотоводом главу Национального банка Таджикистана Муродали Алимардонова владеющего самыми большими элитными табунами в республике. Неутешительные итоги реформы таковы, что большинство людей, получивших в ее ходе землю, не имеют прямого отношения к сельскому хозяйству. Зато теперь они могут нанимать на своих кабальных условиях рабочих из числа местных безземельных жителей, и как в старые недобрые времена, припеваючи существовать, присваивая результаты их труда. Тот же г-н Алимардонов, апеллируя к мировому опыту, ратует за создание земельного рынка, где сельхозпроизводители смогут использовать сертификат на землю в качестве залога для получения банковских кредитов. К сожалению, как показывает практика, иностранный опыт плохо переносится на нашу многострадальную почву, а значит в "железную хватку" банка попадет не крупный землевладелец, никак не заинтересованный в интенсификации сельского хозяйства, а тот мелкий арендатор, которому все же повезло получить малую толику столь необходимой ему земли. И очень может быть, что в самое ближайшее время именно банки и "новые капиталисты" станут хозяевами земли. Станет от этого жить лучше простой дехканин? Ответ очевиден, а значит и дальше слово "таджик", на просторах СНГ, будет синонимом безропотного раба, не нужного собственной родине и согласного работать на чужбине за жалкие гроши...
^Бахритдин Бокизода b-bokizoda@yandex.ru
|