М.Калантаров: ЭлектриФИГация Таджикистана 00:56 29.09.2007
>Электричество в Таджикистане – проблема традиционная и на нынешнем этапе практически не решаемая. Из-за постоянных отключений электричества большим спросом пользуются вручную собранные выпрямители тока стабилизаторы. Без них вся, с трудом приобретенная бытовая техника, "летит" за милую душу. Необходимые закупки угля, дров и керосина на зиму, составляющие неотъемлемую часть потребительской корзины среднего таджикистанца, не более чем противоядие от политики, проводимой руководством республики в области энергетики. В первый раз электричество надолго отключили в первую зиму после объявления Таджикистана независимым государством. Потом лампочка, горящая по три часа в сутки даже в самых густонаселенных районах столицы, стала делом привычным. К быстро наступающим сумеркам и отсутствию телевизора душанбинцы относятся так, как будто такой порядок был заведен при Исмоиле Сомони.
Энергетики, как представители технической интеллигенции, понимающей, что без электростанций электричества не получить, признают свое бессилие, "Еще два-три месяца и у жителей Таджикистана начнутся обычные проблемы с электричеством", - считает пресс-секретарь Государственной компании "Барки тожик" Нозим Едгори. То же самое, но уже с более разумных позиций озвучил академик Петров на прошедшей недавно конференции, в частности отметивший, что причиной одной из основных проблем современного Таджикистана – дефицита электроэнергии, возросшего с середины 90-х годов прошлого века до настоящего времени от 1,5 до 4, 5 млрд. кВт. в год, является низкая эффективность экономики. Он также отметил практически полную остановку развития электроэнергетики, и даже некоторое снижение производства электроэнергии по сравнению даже с концом 80-х, началом 90-х годов прошлого века. Среди других причин дефицита энергии, по его мнению, является резкое, в десять и более раз уменьшение собственного производства минерального топлива: угля, нефти, газа, разрыв экономических связей с соседними странами в результате распада Советского Союза, тупиковое расположение республики и слабое развитие транспортной инфраструктуры.
Таджикские политики и энергетическое руководство страны занимают куда более неземные позиции. Святящиеся окна в домах таджикистанцев – цель, которую надо достигнуть любой ценой, но без участия государственного бюджета. Очень обрадовал опыт фермеров в селе Гиссар, в котором бывший депутат республиканского парламента Усмон Сабзов, из личных средств оплатил не только возведение электростанции, но также установку радиотелевизионной антенны и водокачки. Правительством тут же была разработана программа развития "малой энергетики", по которой уже к 2020 году в каждом таджикском селе будет реализована за счет частных инвесторов, вроде Сабзова и кредитов международных финансовых структур. К сожалению, депутатов и других госслужащих, способных внести свой вклад в развитие энергосистемы Родины, не так уж много.
Реальная ситуация выглядит приблизительно следующим образом. Для вывода выработки таджикской электроэнергии на необходимых уровень требуется порядка 3 миллиардов долларов США. В настоящий момент Таджикистан, располагающий префицитом электричества в 2 млрд.кВт/ч в летний период, остро нуждается в 3 - 3, 5 миллиардах тех же киловатт зимой. Естественно, летом Таджикистан пытается продать свое электричество, а зимой его купить. Основным рынком сбыта является Афганистан, куда почти круглогодично уходят до 10 миллионов кВт. В соседний Узбекистан уходят 350 миллионов кВт. летом, в обмен на 600 зимних.
Реальная себестоимость производства электроэнергии на предприятиях Таджикистана сегодня, в условиях тяжелого экономического положения населения и заниженных тарифов, не отражает необходимых затрат и является существенно заниженной. Из более чем полумиллиарда кВт.ч./год вырабатывается что-то около 16ти. В настоящее время тариф для населения составляет 0,038 сомони ($ 1=3, 4387 сомони) за кВт/ч по сравнению с 0,034 сомони, действовавшим ранее. При этом устанавливается льготный объем электроэнергии из расчета 250 кВт/ч на одну семью. В пределах этого лимита электроэнергия будет продаваться по 0,024 сомони. Для промышленных предприятий тариф превышается на 22 % до 0, 044 сомони за кВт/ч, а для коммерческих структур и сельскохозяйственных предприятий на 20% до 0, 077 сомони за кВт/ч.
Вся энергосистема, включая действующие станции, морально и технически устарела и нуждается в капитальном ремонте. Трансформаторы передачи электрического тока, установлены еще при Брежневе. Даже небольшое похолодание, при котором население включает электрические обогреватели – катастрофа для бедных таджикских электриков. Половина подстанций выходит из строя из-за сгоревших предохранителей и аварий на линиях электропередач. Еще одно яркое подтверждение обветшалости – авария на таджикской ГЭС "Памир – 1".
Для покрытия ежегодного зимнего дефицита в 3,5 млрд. кВт/часов, Таджикистан уже договорился о поставках 600 млн. из Узбекистана, 302 млн. – из Киргизии.
26 июля, вернувшийся из Ашхабада министр энергетики и промышленности Шерали Гулов, выложил на стол контракт об еще одном ежегодном миллиарде кВт, которые придется покупать у Туркменистана по завышенной цене в 2,1 цента за кВт/ч, в течение трех лет. Остается приблизительно миллиард. Это при условии, что денег, собранных с населения Таджикистана за коммунальные услуги, хватит для предоплаты за туркменскую электроэнергию, что вызывает особые сомнения. Работы на Сангтудинской ГЭС-1, первый агрегат которого правительство обещает запустить в декабре текущего года, идут очень медленно.
А пока жители республики, с тревогой думая о зиме, запасаются альтернативными источниками энергии. С приближением холодов население, негромко поругивая правительство, начинает закупать уголь, дрова, керосин. В сельской местности обогреться не так уж сложно – там широко используется органическое топливо, в больших количествах предоставляемое домашним скотом и бережливо высушиваемое на зиму хозяйственными фермерами. В городах сложнее. Здесь почти у каждого в доме буржуйки, на балконах и в гаражах мешки с углем. Может быть ситуация изменится, но как говорят старые люди, это случится тогда, когда для того согреться в холодной душанбинской квартире, где нет отопления и не работают электроплитки, сожгут первый портрет Эмомали Шарифовича.
^Михаил Калантаров misha-kalantarov@yandex.ru
|