Э.Гасанов: Азербайджан зарусофильствован надолго. В Баку русский язык считается культовым... 13:04 03.10.2007
Азербайджан зарусофильствован надолго.
В Баку русский язык считается культовым до сумасшествия, не то чтобы этот язык в Баку знают и любят, его боготворят. Неоднократно был свидетелем, когда нерусскозячный азербайджанский парень прекрасно владел английским, испанским, но не знал русского языка, и его в Баку считали (и считают) низкосортным человеком. Де, он не знает русского языка, следовательно, его жизнь на ниточке.
Я знаю лично Мамедова Тофика, он владеет испанским, читает в оригинале Лопе де Вегу, свободно владеет венгерским языком, но плохо говорит на русском, и он по автомату превращается в плебея. Более того, в Баку человек из элиты обязан (!) говорить на русском языке без акцента, прононса, диалекта, это категорически запрещено, иначе вы мигом превратитесь в деревенщину, вас окрестят "деревней".
Забавно. Я азербайджанец, мой дед - азербайджанец, прадед тоже, я жил и живу в Азербайджане, а не в Саратове или Бобруйске, но я должен говорить на русском чисто и четко, без малейшего акцента, иначе главные двери куда то (хотел бы знать куда) для меня заперты. Что за русофилия?
Главное то, что такое вы не встретите нигде кроме Баку. В странах Прибалтики говорить на русском опасно, идентично в Грузии. В западной Украине, скажем во Львове, в Сумах, на русский язык наложен запрет. В Таджикистане русский язык не популярен, как и в Туркмении. По мнению русскоязычных бакинцев, они тоже плебеи. Не знаю. Я не против русского языка, и языка вообще, русский язык важен, на нем говорит 1/6 части суши.
Русский язык - официальный язык, он входит в число семи языков ООН. Это весьма почетно. Скажем, турецкий язык на это не претендует никак. Но есть же определенная грань, полоса, где знание русского языка переходит в русофилию, русоманию. Есть желание, есть страсть, болезнь.
Русскоязычный бакинец - горожанин должен понять: все равно он на русском языке будет говорить и писать намного хуже, чем любой московский журналист из "Независимой газеты", это законно и нормально, ибо москвич – журналист живет в России, в русской среде, у него предки русские, у него все русское, воздух русский.
Но >бакинца не перебудишь, для него русский язык - самоцель, он считает на предмет языка, что переплюнет самого Солженицына. Это типичное сатирическое русофильство, да другого сорта. Тут много причин, я бы разделил азербайджанскую русофилию в плане языка на три категорию.
1. Лентяйство. Лень, обычная лень. Многие бакинцы говорят на русском языке правильно, чисто, любят демонстрировать это (не понятно зачем), считают это достаточным, даже гордятся этим, не хотят изучать новый язык, заново учить инглиш, или немецкий язык. Никто не хочет начинать с нуля, белого, серого листа. Сон еще не сошел с сонных лиц. Лень. 2. Тут немного позитивная причина, ибо русские дали азербайджанцу многое, чего не дали и не дают США, Турция, Франция, Иран. Россия дала Азербайджану Идею коммунизма (какая бы она ни была, но это была ИДЕЯ), обучила языку, заставила читать Толстого и Достоевского в оригинале, а какая может быть идея у американца дяди Сэма, он с сигарой в зубах думает лишь о долларе. За счет Москвы, и только Москвы (!) многие азербайджанцы, сыновья пастухов, батраков, стали академиками, врачами, учеными, профессорами. Но тут не оправдание, ибо это касается не только Азербайджана, Россия дала образование не только нам, а всем бывшим республикам Союза. Но заметьте, никто кроме азербайджанца не является на предмет языка консерватором, все идут дальше, кроме Баку. 3. Знание русского языка безоговорочно принимается за культуру, за джентльменство, мол, гляньте - ка, как он шпарит на русском, видать образован. А то, эти районские понаехали тут, русского не знают, не читали Гоголя, Чехова, Платонова, все эти нерусскоязычные - быдла, хамье и только!
▪▪▪
И дело в том, что эти "районские", то бишь сельские азербайджанцы тут же пасуют, стесняются, сдаются, подымают руки. Начинают усиленно изучать русский, пытаются подражать, не получается, спиваются, уезжают за рубеж. Виновны они сами, сами не русскоязычные азербайджанцы, эти "районские". Они слабые, сами себя принижают, ведут себя по плебейски. Дело в том, что старые характеры еще не перевелись, и, кажется, еще долго не переведутся, потому что на все надобен срок и везде природа. Я говорю о характерах нашего интеллигентного общества. Здесь настойчиво и с упором замечу: что и не хорошо было бы, если б "районский" азербайджанец вдруг как флюгер изменился, потому что самая противная вещь в наших интеллигентных характерах именно это свойство легковесности и бессодержательности. Она напоминает что-то лакейское, лакея, рядящегося в барское платье. Одно из свойств, например, нашего джентльменничанья, если мы почему-нибудь раз прикоснулись к богатым и знатным, к чему то элитарному, говорящему на русском, и особенно если к ним проникли, - это представительность, потребность обставить себя широко. Хочу отметить несколько штрихов всем известного характера нашего интеллигентного бакинца. Человек, например, ничтожный, деревенский, в малом чине, без гроша в кармане, вдруг попадает в высшее общество или хоть почему-либо соприкоснется с ним. И вот у бедняка, ничего не имевшего, кроме способности профильтроваться в высшее общество, вдруг является своя машина, квартира, в которой "возможно" жить, прислуга, костюмы, духи, перчатки, белая трость. Может быть, он хочет сделать карьеру, выбиться в люди, но чаще всего бывает так, что просто подражать хочет: все, дескать, так живут, как же я-то? Тут какой-то в нем стыд, которого никак нельзя пересилить, одним словом: честь, порядочность и интеллигентность понимаются как-то странно, собственного же достоинства не оказывается никакого. В параллель этому непониманию такой первейшей вещи, как чувство собственного достоинства, своего языка, можно поставить, мне кажется, лишь непонимание, чуть не всем интеллигентным веком нашим, свободы, в чем состоит она, - но об этом потом. Вторая и опять-таки почти трагическая черта нашего азербайджанского интеллигентного человека - это его податливость, его готовность на соглашение. О, есть множество богачей, биржевиков, противных, но стойких мерзавцев: есть даже и хорошие стойкие люди, но их мало ужасно, в большинстве же порядочных азербайджанцев царит именно эта скорая уступчивость, потребность уступить, согласиться. И вовсе это даже не от добродушия, равно как далеко не от трусости, а так, деликатность какая-то или неизвестно уж что тут. Уступили же мы Карабах, а ранее Зангезур, еще ранее еще что - то. А впереди сколько уступок. Сколько раз азербайджанцу приходилось в разговоре с упорным, например, человеком, налегавшим на него и требовавшим его отзыва, согласиться и уступить его мнение или его даже голос в каком-нибудь заседании, хотя он - азербайджанец, может быть, внутри себя и вовсе бы того не желал. Это цепная реакция: "районский" уступает горожанину, горожанин уступает иностранцу. Увлекает тоже азербайджанца слово все: "я как и все", - "я с общим мнением согласен", - "все идем, ура!" Но есть тут и еще странность: азербайджанец сам себя обольстить, прельстить, увлечь и уговорить очень любит. Бывают в этом слое интеллигентных азербайджанцев людей типы, с некоторой стороны даже чрезвычайно привлекательные, но именно с этими несчастными свойствами азербайджанского джентльменства, на которые я сейчас намекал. Иные из них почти невинны, почти Гомеры; их незнание "дел" придает им почти нечто трогательное, но чувство чести в них сильное: он застрелится, как Хлудов, если, по своему, мнению, потеряет честь.
^ЭЛЬЧИН ГАСАНОВ, rufinat@mail.ru elcin_gasanovv@yahoo.com
|