КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 06.10.2007
16:09  Мушарраф победил на президентских выборах в Пакистане
15:30  В ЕврАзЭС создается таможенный союз, а новым генсеком избран Таир Мансуров
14:27  Г.Хидоятов: Тюрки - самый древний этнос ЦентрАзии. Ч. 4 (глава из книги "Крушение Саманидов")
12:44  Н.Пак: Приятное с полезным. Во время саммита глав государств СНГ два президента отметят юбилеи
12:41  Д.Сатпаев: Душанбинский саммит СНГ - площадка для дискуссий
12:37  Грузия и Туркмения не подписали концепцию развития СНГ. Азербайджан подписал с "особым мнением"
11:57  Казахстан призвал AES к расплате. Инвестору выставлен счет в размере его десятилетних инвестиций в страну

11:35  О.Панкратов: О росте цен, или Кыргызская экономика глазами обывателя
10:59  "Рахмон опоздал к началу церемонии, которой должен был руководить", репортаж А.Колесникова с душанбинского саммита СНГ
10:55  C.Мамедов: Баку меняет стратегию. Азербайджан инвестирует в экономику соседей миллиарды долларов
09:04  "Къ" > Постсоветский союз. Москва объединяет ОДКБ и ШОС
08:15  Пакистан c утра выбирает президента
01:12  Муфтий Р.Гайнутдин предложил считать Коран "Третьим Заветом", но православные и иудеи его не поняли
00:46  В.Москаленко/П.Топычканов: Пакистан накануне решительной схватки
00:41  С.Сангинов: Победа паранойи - охота на узбекские песни в Таджикистане!
00:31  А.Тожибой угли: "Если я стану президентом Узбекистана, то выполню справедливые требования пенсионеров"
00:19  Е.Новикова: Щит для Мушаррафа. Он заинтересован в том, чтобы Бхутто сыграла роль камикадзе
00:09  Превратили диктатора в "баловня",- открытое письмо кандидата в президенты Узбекистана С.Абдуллаева
00:07  Председательство в СНГ перешло к Киргизии
00:01  Т.Алапаев: "Чума" XX века в Кыргызстане
Пятница, 05.10.2007
21:35  Лидеры СНГ утвердили "Концепцию развития Содружества" и "Декларацию по согласованной миграционной политике"
20:27  А.Попов: Форум двух президентов. О чем конкретно договорились Путин и Назарбаев в Новосибирске
20:04  Исполнительным секретарем СНГ стал глава внешней разведки России C.Лебедев
17:21  Г.Фонд: Диалог с "Хизб-ут-Тахрир" - перспектива или катастрофа?
16:52  Т.Якубов: В Джизакской области хокимы продолжают... избивать людей
15:36  Под Нефтеюганском найден уникальный золотой клад древних булгар
14:48  Газета.Ру > Содружество неуправляемых государств
14:40  Н.Замараева: Борьба за президентское кресло в Пакистане
14:26  Е.Примаков: Новая тактика США в Афганистане?
14:16  "Политическое давление". Киргизия и Украина продолжают спор о госдолге и ВТО
13:25  "НУ" > Узбекистан мукой и хлебом обеспечен. Перебоев нет
13:15  Б.Чориев: Экономическая ситуация в Узбекистане (продолжение)
12:53  К.Абдымен: Ожидаемые подвохи референдума в Кыргызстане
12:48  Д.Шарипов: Несмотря ни на что на президентских выборах в Узбекистане выиграет Солих
12:37  Д.Ашимбаев: Политическая система Казахстана: реформы, выборы, кадры
11:40  В.Ядуха: На саммите в Душанбе ожидается сенсация - создание Русско-китайского НАТО
11:25  Г.Наумова: Париж стоит намаза. Как казахи Наполеона победили
11:12  А.Эсенбекова: Алгебра кыргызской дисгармонии
10:52  И.Айдаралиев (губернатор Джалалабадской обл.): Выборы по партспискам должны положить конец трайбализму (интервью)
10:45  Э.Рахмону юбилей - 55 лет
10:42  М.Захидов: Как на скандалах разваливалось оппозиционное и правозащитное движение в Узбекистане. Ч. 5
10:34  А.Муйбиллаев назначен директором Финансовой полиции при правительстве Кыргызстана
10:30  "НРС" > СНГ обретает "второе дыхание"?!
09:23  М.Нуров: "Город любви" возвращается на карту. Сверкающий золотом Ашхабад
09:04  А.Кудряшов: Легенды Алатоо. Высокогорное озеро Сон-Кель - край непуганых птиц и забытых преданий
08:59  Н.Назарбаев и В.Путин в Новосибирске договорились нарастить объем торговли до $20 млрд
08:56  М.Иманалиев: Проблемы безопасности в Азии и роль СВМДА
08:20  Россия собирается экстрадировать Ирину Колесник обратно в Туркмению
08:15  А.Тер-Погосян: Политика Китая в Центральной Азии. Растущая важность
01:34  Казахстанский продюсер Р.Дайрабаев разоблачает гомосексуализм певца Н.Баскова
01:03  Б.Шихмурадов: Всепрощение по-туркменски. В Туркменистане ожидают традиционную акцию помилования
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Г.Хидоятов: Тюрки - самый древний этнос ЦентрАзии. Ч. 4 (глава из книги "Крушение Саманидов")
14:27 06.10.2007

Крушение Саманидов
Главы из книги
Часть 4

Т Ю Р К И

Арабская экспансия в Центральной Азии вызвала мощную волну сопротивления тюркских народов, составлявших основную организованную силу национально-освободительного движения. Кутейба считал их главными врагами своей экспансионистской политики и поэтому свой первый удар он нанес по их южным цитаделям в направлении Бадгис-Балх-Баглан, где проживало самое крупное тюркское население - карлуки. Тюрки оказывали отчаянное сопротивление и не уступали ни пяди своей земли без борьбы. Никто не хотел умирать, но и жить в рабстве у грабителей и насильников никто не хотел.

Кутейба был неукротим в своей слепой страсти подавить или уничтожить всех, кто оказывал ему сопротивление. Он был беспощаден, дик и неумолим в борьбе против тюрков и не признавал никаких правил ведения войны. Он культивировал школу ненависти, используя самые низкие средства в достижении своих целей, не зная преград в вероломстве и насилии.
Первая его встреча с тюрками произошла у реки Мерверуд, где в жестокой битве сошлись тюрки и арабы. Арабский историк Ат-Табари писал: "Подошли тюрки с теми, кого они собрали и расположились около них (арабов - Г.Х.). И сражались они с тюрками по утрам и вечерам, а ночью отходили от них и так было некоторое время". Тюрки отступили в Балх, где царствовал Низак-Тархан. Отсюда Кутейба вытеснил их в Баглан, где ему удалось обманом захватить город и взять в плен Низак-Тархана и близких ему людей. Низак вместе с двумя племянниками был распят у истока Вахша, а Кутейба в этот день уничтожил 12 тыс. человек.

В 715 г. Кутейбу заменил другой наместник Хорасана Йезид ибн ал-Мухаллаб, который в этом же году совершил во главе 100-тысячной армии новый поход против Мавераннахра. Он захватил Дихистан, город, расположенный в юго-восточной части Прикаспия и ат-Табари дал в своей книге жестокую картину триумфа победителя: "Он вступил в город и захватил имущество и сокровища, бывшие в нем, и пленных в несчетном количестве; перебил 14 тысяч пленных тюрков". После Дихистана последовала очередь Джурджана. Осада города длилась семь месяцев и разъяренный победитель, ворвавшись в город, устроил настоящую кровавую оргию над жителями города. Ат-Табари писал: "Он забрал в плен их детей, перебил их бойцов и распял их на протяжении двух фарсахов (фарсах - около 6 км - Г.Х.) по правой и левой сторонам дороги. Двенадцать тысяч из них он вывел к ал-Андерахшу, джурджанской реке. И он заставлял течь воду в реке с кровью, ею приводились в движение мельницы, чтобы молоть зерно их кровью... И он смолол зерно, испек хлеб и поел." По мнению ат-Табари, Йезид перебил в Джурджане 40 тыс. жителей.

Во всех антиарабских выступлениях тюрки принимали самое активное участие. Наршахи утверждал, что большую часть повстанцев в восстании Муканны составляли тюрки. "Много войск пришло из Туркестана" . Наршахи также пишет, что в 777/778 гг., когда арабы начали штурм Согда, в городе скопилось много людей в "белых одеждах", т.е. сторонников Муканны и тюркских войск. В этом же году в Самарканде арабы сражались с тюрками и людьми в белой одежде.

Арабы не смогли завоевать Центральную Азию. Им довольно легко удались кампании в Сирии, Иране и Ираке, которые они одолели за десять лет, но здесь 200 лет упорной борьбы практически не дали ощутимых результатов. На западе они практически без крупных сражений утвердили свое господство на огромной территории до Пиренейского полуострова, в Африке дошли до Судана и Эфиопии, создали династические государства, но в Центральной Азии они не продвинулись далее Амударьи. Рейды, совершенные Кутейбой до Таласа были эпизодами в этой жестокой захватнической войне арабов, прикрытой флагом джихада.
На пути арабов встали тюркские народы. Они являются одним из самых древних этнических образований в мире. Их первоначальной родиной является Центральная Азия, которая уже в первые годы нашей эры называлась Туркестаном, а ее жители тюрками или тюркестанцами. А.Беруни отмечал, что в Центральной Азии еще в XIII в. до нашей эры существовало "царство тюрок", а царем был там Тудж по прозвищу Афросиаб. Российский ученый академик С.П.Толстов, поддерживая эту концепцию, добавлял, что в Центральной Азии проживали древние носители кельтеминарской энеолитической культуры, "выступающие в позднейшей традиции под именем тюрков Афросиаба" . Кельтеминарская культура существовала в Южном Приаралье за три тысячи лет до нашей эры. Махмуд Кашгарий (XI в.), составитель первого в истории тюркского словаря считал, что его настоящее тюркское имя было алп Эртунга, он был тюркским правителем, носившим титул хакана, т.е. главного хана, а его сыновья имели титул ханов. Махмуд Кашгарий приводит также факты о битвах тюркских войск под командованием царя Шу против Александра Македонского в окрестностях Ходжента.

Таким образом легенда и наука единодушно утверждают, что тюрки являются самой древней этнической общностью Центральной Азии и уже в первом тысячелетии до н.э. сформировали свои государственные объединения. Отсюда они расселились в Сибирь, Алтай, Монголию, Волгу, Северное Причерноморье. Все эти регионы были связаны между собой великой степью, протянувшейся от Амура до Днепра и от Енисея до верховьев Амударьи. Равнинный ландшафт степи, не пересеченный непроходимыми горными хребтами, позволял свободному движению материальных и духовных ценностей, способствуя созданию общей культуры.
Древние греки называли их одним общим названием . скифы, подчеркивая тем самым общность происхождения, этнических особенностей, языка, материальной и духовной культуры, истории, традиций, обрядов, обычаев. Древние тюрки внесли неоценимый вклад в мировую цивилизацию. Суровые климатические условия, господствовавшие в великой степи, заставили их создать новые виды одежды. Они впервые изобрели штаны, которые до сих пор являются обязательным предметом туалета всякого цивилизованного человека; они приручили лошадь, которая стала основой их домашнего хозяйства, изобрели седло, стремена, узду. Впервые они создали музыкальные смычковые инструменты, которые затем преобразовались в скрипки, виолончели и альты.

>Различные условия жизни породили у тюрков различный образ жизни. В северных регионах (Монголия, Сибирь, Алтай, Урал, Волга, северный Казахстан) они в течение длительного времени сохраняли кочевой образ жизни, являясь преимущественно кочевниками-скотоводами, а в более южных районах, в основном между Сырдарьей и Амударьей, в южном Казахстане они занимались земледелием, составляя оседлое земледельческое население.

В этом регионе в VII в. до н.э. наблюдается бурный процесс урбанизации, образовавший целую систему городских поселений. Он выражается в повсеместном распространении в древнеземледельческих оазисах укреплений и цитаделей, создании на важных торговых путях военно-опорных пунктов, формировании высокого уровня развития гончарного и металлургического ремесла, строительства и архитектуры, образовании обширных сельскохозяйственных угодий рядом с городами и новейших ирригационных сооружений.

Выдающийся американский востоковед Р.Н.Фрай и турецкий ученый Айдын Сайылы в 1944 г. выразили свое мнение о расселении тюрков в Центральной Азии до прихода арабов.
"Наши исследования позволяют сделать заключение, что вопреки высказывавшимся предположениям об исключительно кочевом образе жизни и малочисленности тюркского населения:
а) тюрки уже жили в областях Хорасана и Мавераннахра во время арабского завоевания и оставались там после победы арабов; таким образом тюркизация этих районов началась задолго до Сельджуков;
б) тюрки были горожанами и сельскими жителями всюду, за исключением тех мест, где природные условия вынуждали их к кочевой жизни;
в) тюрки в этот период составляли значительный процент населения Средней Азии и в относительно большом количестве проникли на Ближний Восток".

В различных областях современного Узбекистана археологи обнаружили и раскопали древнейшие города. Возраст некоторых из них составляет не менее 2700 лет. Под их руинами сохранились мощные оборонительные стены, цитадели, остатки ремесленных мастерских и жилых домов, следы былых улиц и площадей. К таким городам относятся Афросиаб (Самарканд), Коктепа (долина Зарафшана), Кызылтепа (долина Сурхандарьи), Узункыр и Еркурган (долина Кашкадарьи) и др. Одни названия не оставляют никакого сомнения в том, что они создавались тюркскими народами и были населены ими же.

В результате раскопок советских археологов были обнаружены древние поселения тюркских земледельцев в районе Семиречья, в низовьях Сырдарьи, некоторые тюркские племена жили рыбной ловлей на Аральском море. Р.Фрай и А.Сайылы утверждали также, что тюрки, сыгравшие выдающуюся роль в сопротивлении арабам в VII и начале VIII в., были не кочевниками внешних степей, а собственным коренным населением Мавераннахра. Согласно их теории, надо различать этих местных тюрок и тюркские отряды кагана тюгю, которые приходили сюда из степей.

Ряд арабских источников также указывает на широкое расселение тюрков в Центральной Азии и в близлежащих регионах. Так, арабский географ Джахиз в своем трактате о достоинствах тюрок, написанном в IX в., писал, что тюрки и хорасанцы, по существу, являются одним народом, имеют сходные характеры и населяют смежные земли, и подчеркнул мысль о глубокой тюркизации Хорасана.

Поражение от Китая и все возрастающее давление Поднебесной империи вызвали миграцию тюркских народов на запад. Они проникали сюда в различной форме, в том числе и как рабы, но вскоре стали господствующей силой на всем протяжении территории до Египта. К.Босворт писал: "Источники IX и Х вв. обильно иллюстрируют ведущую роль тюркских гвардейцев в возведении на престол и свержении халифов и общий рост военного насилия и нестабильности в Ираке того времени" .Некоторые матери халифов (аббасидских) явно были тюрчанками. Так, мать халифа ал-Муктафи (902-908 гг.) звали Чичак (т.е. цветок - тюрк.). Правителем Дихистана был тюрок по имени Сул, у халифа аль-Мутасима (833-842 гг.) вся гвардия состояла из тюркских воинов. Практически уже в IX в. тюрки захватили военную власть во всех владениях халифата на Среднем и Ближнем Востоке и даже выдвигали претензии на политическую власть. Они создали профессиональную регулярную армию и им широко раздавали в качестве платы за военную службу земельные участки в виде икта. Попытка ущемить их привилегии дорого обходилась халифам. В 847 г. халиф Муттавакиль был убит, когда хотел конфисковать наделы тюркского военачальника в Исфахане.

На западе тюркские военачальники стали практически независимыми в Египте и Сирии, проложив дорогу для наступившего вскоре триумфа фатимидов, которые использовали многочисленных тюрок в рядах своих многонациональных армий. Тюркская кавалерия стала ударной силой всех правителей мусульманского мира. Карьера Сабук-тегина и возвышение Газневидского государства, ставшего самым мощным государством в Центральной Азии, показывают типичный путь таких военачальников.
В связи с этим К.Босворт писал: "В итоге в период до начала XI в. произошло глубокое проникновение тюрок в военные и государственные учреждения почти всех мусульманских стран к востоку от Египта. Сами тюрки еще не приобрели нужного образования и искушенности, чтобы самим вести дела управления, но их контроль над окончательными решениями властей и над вооруженными силами позволял повсюду осуществлять их волю. Количественно это проникновение не было большим, однако, историческое значение процесса оказалось куда более значительнее, чем его непосредственное влияние в обществе Ближнего Востока" .
Арабские историки единодушно считают, что тюрки нанесли огромный ущерб халифату и видят в них главную причину, приведшую его к упадку и бессилию. Видимо, именно тогда появилась "национальная антипатия" арабов к тюркам, еще до периода османского владычества, которому арабы, как утверждает К.Босворт, и сейчас приписывают многие из своих бед и несчастий.

В VIII в. тюркские военачальники полностью господствовали в Багдаде и были практически хозяевами в его политической жизни. По их требованию назначались и смещались высокие должностные лица вплоть до великих визирей. Вместе с тем воины-тюрки распространились по всему Ираку. Они оседали на всей территории страны и получали земли взамен жалования. Так, они полностью заселили Басру и Хузистан. Некоторые военачальники получали "на корм" целые районы и от поступавших налогов платили жалование своим солдатам. Между Вазитом, Ахвазом и Басрой было 348 районов, где налоги шли полностью на жалование тюркским солдатам. По мере возрастания политической напряженности и обострения борьбы за власть в Багдаде тюркские воины наряду с денежным содержанием стали получать и наследственные удельные земли.

Роль халифов в IX-X вв. была ничтожной. Они уютно устроились в Самарре (недалеко от Багдада), занимались интригами и сплетнями, но у них не было средств оплачивать тюркским воинам, которые сами добывали себе средства на жизнь. Еще больший моральный ущерб был нанесен халифам вторжением византийской армии в Ирак в 971-972 гг. Халиф сидел пассивно и, казалось, ему была безразлична судьба халифата. Командующий тюркскими войсками Себук-тегин потребовал объявить джихад, но он ответил отказом, т.к. практически был лишен исполнительской власти. Тогда Себук-тегин сам взял в руки всю полноту власти в Багдаде и разгромил в 974 г. византийские войска.

Число тюрков быстро росло в IX-X вв. во всех государствах Ближнего Востока. В ряде районов на месте бывших военных лагерей (орда) создавались города, преобразовывавшиеся впоследствии в государства. Бывший тюркский раб Алп-тегин дорос до командующего армией и в 961 г. стал правителем Хорасана. Скоро он стал независимым и создал новое государство газневидов на юге Афганистана со столицей в Газни. Американский ученый Р.Фрай подчеркивает: "После этого не только в Иране, но и повсюду на Ближнем Востоке тюрки создали государства и с этого времени во многих других государствах управление этими государствами перешло в руки этого выносливого воинственного народа" . Такими государствами были государства тулунидов в Египте и Сирии (868-905 гг.), происходивших из тюркских рабов, доставленных из Бухары, их сменили ихшидиды, которые являлись потомками правителей Ферганы. Они правили в Египте и Сирии в 935-969 гг. и в их владения входили Мекка и Медина. Закономерным результатом этого процесса утверждения господства тюрков на Ближнем и Среднем Востоке было завоевание в 1052 г. Багдада тюрками-сельджуками, пришедшими с берегов Сырдарьи и основавшими в Малой Азии конийский султанат. Тюрки-сельджуки принесли с собой новую форму феодального землевладения . икта, бывшего военным леном, постепенно перешедшим в феодальную собственность. На основе икта произошел во всех мусульманских странах переход от раннесредневековой системы хозяйства с государственной собственностью на землю к системе феодальной собственности. Автор предисловия к сборнику "Мусульманский мир" М.Б.Пиотровский замечает, что вместе с утверждением новой формы собственности во всех мусульманских странах в сфере культуры и искусства появляются новый стиль и новые черты. Это "новое искусство", условно названное им "сельджукским", породило многое из того, что позднее стало характерным для всего мусульманского искусства и стало основой процесса мусульманского ренессанса, нашедшего бурное развитие при Тимуре и тимуридах.

Культурное развитие тюркских народов Центральной Азии связано с Шелковым путем и городами, которые образовывались на всем протяжении его трассы. На территории между Согдом и Бактрией археологами найдено более 600 памятников-поселений и из них более 400 в Каршинском оазисе. Новая феодальная собственность . икта . отразилась и на процессе урбанизации. В связи с этим, главным отличием тюркской эпохи от предшествующего периода являлось то, что центром будущего города становился замок (кешк). Феодальный замок становился опорой господства тюркских владетелей и вся торговля шла через них. Элементы города стали складываться вокруг этих феодальных владетелей. Они создавались большей частью в V-VI вв. н.э. Сами названия свидетельствуют о их тюркском происхождении. Одним из древнейших городов был Еркурган, известны также города Нигузтепа, Касантепа, Шайхалитепа, Пенджикент, Кампыртепа и др. Во всех городах обнаружены кварталы мастеров обработки железа, гончаров, жилые застройки, благоустроенный пригород.

В условиях Центральной Азии трудно установить какой-либо определенный процесс формирования этнических групп с четко выраженными собственными чертами, т.к. здесь шли постоянные тектонические сдвиги этнических пластов, шло нагромождение новых этнических групп, происходило вторжение новых племен, разрушение старых и образование новых. В 176-164 гг. до н.э. "большие юечжи" сдвинулись из восточного Китая в Центральную Азию, что вызвало новое размещение племен. Этот период современные ученые датируют началом нового этапа в становлении тюркского этноса, характеризующегося определенным синкретизмом материальной культуры и смешением населения.

Выросшие в условиях степи, тюрки отличались выносливостью, мобильностью, силой, смекалкой. Некоторые исследователи даже считают, что само название "тюрк" означает "сильный, крепкий" . Они могли выжить, прожить и утвердиться в любых условиях. Среди них были искусные земледельцы, жившие оседло, были и скотоводы, ведущие кочевой образ жизни, в лесах они становились лесорубами, звероловами, охотниками, на берегах рек и озер рыболовами и корабелами, они легко адаптировались к природным условиям - в горах, степях, равнинах, пустынях, лесах и тайге всегда могли обеспечить себя жизненными средствами. Они впервые в истории стали культивировать домашнее животноводство, приручили дикую лошадь Пржевальского, которая стала основой их кочевого хозяйства.
Тюрки внесли большой вклад в мировую материальную и духовную культуру. Суровые климатические условия жизни побудили их создать новые виды одежды. Впервые они изобрели штаны, которые до сих пор являются непременным обиходом мужской одежды. Они создали седло, стремена, узду. Впервые они создали смычковые инструменты, которые стали основой современной скрипки и виолончели.

Характерной чертой тюрков была большая рождаемость. Степь была безграничной и давала возможность пропитания огромной массе населения. Численность тюрков постоянно росла. Формировались новые роды и племена, которые отделялись от старых и уходили по разным направлениям великой степи, расширяя границы территории проживания тюркских народов.

Большое значение в становлении тюркских народов и формировании общности их сознания имели первые государственные объединения на территории Центральной Азии. Первым шагом на пути создания тюркской государственности имела империя Огузхана (214-176 гг.). Тюркские народы являлись решающим этносом в создании государства кушанов и эфталитов. В результате уже в начале нашей эры возникает вполне определенное этническое значение . тюрки. Н.Бичурин приводит отрывки из работ китайских авторов, которые убедительно свидетельствуют об этом. Так, в китайском источнике 25 г. н.э. Хоу ханьшоу фигурирует название "тюркистанец" и "тюрки" . Сам Н.Бичурин добавлял: "На всей полосе Средней Азии от Восточного океана (т.е. Тихого - Г.Х.) на Запад до Каспийского моря искони обитали те же самые народы, которые и ныне населяют сию страну, вели тот же самый образ жизни, какой ведут потомки их по прошествии 2000 лет, находились в тех же пределах, в которых последние и ныне живут" . Речь шла, несомненно, о тюрках, да и сам Н.Бичурин неоднократно называл Центральную Азию Тюркистаном, т.е. страной тюрков - К VI в., т.е. периоду создания Тюркского каганата практически вся Центральная Азия была заселена тюркскими народами. Они фигурировали под разными названиями, но их связывали общность языка, традиций, образа жизни, территории, психического склада, т.е. все черты единого этноса. Само создание Тюркского каганата, протянувшегося от Монголии до Каспийского моря, явилось важным ускорителем в углублении процессов этнического единства, Проживавшие здесь прежде отдельные группы ираноязычных народов были оттеснены в горные местности, из которых составился впоследствии народ, называемый гарча, т.е. горцы. Видимо, и Хорезм, который ранее был заселен иранскими племенами, оказался полностью заселенным тюрками. Китайский историк Таншу писал в VII в.: "Это древние земли города Юегань (т.е. Ургенч - Г.Х.), принадлежавшего малому кангюйскому владетелю (кангюйцами китайские историки называли тюрков - Г.Х.)". И далее: "Из всех тюркских владений только здесь есть волы с телегами". Он дает подробное описание рек и озер, городов и селений, которые находились в "тюркистанских землях" и географическое расположение не дает оснований сомневаться, что речь идет именно о Центральной Азии - Тюркский каганат трудно назвать сложившимся централизованным государством, скорее всего он представлял собой конфедерацию могущественных тюркских племен, прочно обосновавшихся на занятых ими территориях. Центральная Азия входила в состав каганата и на ней отразились все общие процессы, происходившие в этой части тюркского мира. Это давало, в первую очередь, возможность усиления интеграционных процессов среди тюркских народов этого региона.

Тюркский каганат контролировал весь Шелковый путь от границ Китая до Волги. Тюркские правители создали его надежную защиту и минимальные удобства для купцов и караванов. Города Центральной Азии процветали на этой торговле по Шелковому пути. Здесь развернулось массовое строительство караван-сараев, складских помещений, таможенных сооружений, таможни взимали огромные пошлины, выручка от которых шла на строительство дорог, дорожных станций, разведение одногорбых верблюдов бактрийской породы, незаменимого проходчика по безводным степям и пустыням, через которые пролегала большая часть пути. Огромная масса шелка, бархата, парчи, кожаных изделий, оригинальных китайских и индийских товаров проходила по нему, оседая в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Мерве, Кашгаре, Суябе, Куче и Турфане, превращая их, в свою очередь, в богатые центры международной торговли и ремесленного производства.

В период тюркского каганата формируется тот оригинальный хозяйственный механизм Центральной Азии, в котором сосуществовали и тесно сотрудничали два социально-экономических уклада жизни - кочевая орда и оседлое земледелие, соседствовали и сотрудничали кочевник-скотовод, оседлый крестьянин, богатый городской купец и ремесленник. Это было дополнительным стимулом хозяйственному развитию региона. Быстро росли города и благоустраивались старые, развивались строительная техника и архитектурное искусство. В строительстве стал широко применяться жженный кирпич вместо сырца.

Появилась новая архитектура: феодальные замки-кешки, крепости, богатые городские и загородные дворцы, дома, созданные на основе новых принципов планировки и обогащении приемов декора. Живопись, резьба по дереву и ганчу стали непременной чертой украшения домов и служебных помещений. К лучшим произведениям архитектурных памятников той эпохи принадлежат комплекс в Балалык-тепе, дворцовый комплекс в Варахше, дворец правителей Самарканда на Афрасиабе, ансамбль храмовых, дворцовых, жилых и других сооружений в Пенжикенте и во дворце правителей Уструшаны в Шахристане. В настенных росписях Варахши, Самарканда, Пенжикента, Шахристана, Топрак-Калы (Хорезм) ведущее место занимает блистательная сюжетная живопись, отличающаяся ярким колоритом и тонким вкусом.

На волне экономического подъема в регионе складывался свой внутренний рынок, который усиливал связи между отдельными областями, городами и кочевыми племенами. В Варахше каждые пятнадцать дней проходили базары, куда стекались товары из самых отдаленных мест. В конце года состоялась международная ярмарка, которая длилась двадцать дней. Столь же оживленная торговля наблюдалась и в других городах Центральной Азии, особенно в долине Зарафшана. Пайкенд называли, например, городом купцов, а про Самарканд китайский путешественник Вай Цзе писал: "жители все - искусные торговцы: когда мальчику исполняется пять лет, его начинают учить грамоте, когда он начинает читать, его заставляют учиться торговому делу; прибыль высоко ценится большинством жителей" .

В политическом отношении Центральная Азия была раздроблена на мелкие удельные владения. Источники говорят о "дехканах и знатных людях", которые пользовались большой властью и большим влиянием и часто были владельцами больших городов. Почти во всех городах и сельских местностях образовались свои правители, которые носили громкие титулы "царей". Был отдельно "царь Ферганы", "царь Афшины", "царь Тарабенда". В ряде мест должность царя была наследственной, а иногда в одной местности было сразу несколько царей. Власть таких правителей была, разумеется, непрочной и при надобности их легко можно было свергать и ставить на их место других. В то же время многие из них были связаны узами кровного родства и в случае опасности приходили на помощь друг другу. Каждое из таких царств представляло собой феодальное владение в виде укрепленного города с небольшой сельской округой.
Но складывались и более крупные политические объединения, которые, не будучи централизованными государствами, состояли из ряда мелких, полузависимых княжеств. Такой была Согдиана (Согд). Китайские источники утверждают, что начиная с III-IV веков Согдиана представляла собой фактически союз девяти княжеств, некоторые из них утверждают, что их было десять, но четыре находились на значительном расстоянии от других, поэтому чаще говорится о союзе шести, самыми крупными из которых были Самаркандское княжество, Бухара и Кеш . По-видимому, это объединение обладало определенным влиянием и его жители постепенно расселялись не только в пределах Центральной Азии, но и на всем протяжении Великого Шелкового пути вплоть до Китая. "Это было связано,- пишет А.Г.Малявкин,- с их феноменальной активностью в межгосударственной торговле, их многочисленные и богатые колонии широко распространились вдоль торговых путей вплоть до Чаньаня - столицы Танского государства" .
Ремесленное производство тюрков находилось на уровне самых высоких требований цивилизованного мира той эпохи и могло не только обеспечить внутренний рынок всем необходимым, но и успешно конкурировать на внешних рынках. В Центральной Азии производилось мыло, которое распространялось по всей Азии и вывозилось в Европу. Высоким качеством отличались парча, зимние плащи, кожи, медная посуда, изящество которой производит впечатление и поныне. Производились овечья шерсть, меха, воск, рыбий клей, ковры, лодки, шелковые ткани, посуда, стекло и знаменитая самаркандская бумага, совершившая переворот в производстве бумаги. К концу Х в. самаркандская бумага в мусульманских странах совершенно вытеснила папирус и пергамент.

Особое место в ремесленном производстве получили текстильные отрасли, в частности, производство одежды и материалов из хлопка и шелка. Неутомимые труженики - ткачи пряли нити и ткани, которые высоко ценились на международных рынках. Из кунжутных и хлопковых семян производилось растительное масло, которое вывозилось в Византию.
Но гордостью тюркского ремесленного производства, конечно, было производство изделий из железа и гончарное производство. Тюрки имели огромный опыт добычи и плавки железа и, пожалуй, бли самыми древними производителями изделий из железа. Они плавили высококачественное железо, а далее мастера изготавливали из него отличные ножи, топоры, стремена, удила, мечи, сабли, наконечники копий и стрел, круглые котлы подвесные и стоячие на конической основе. А.Вамбери пишет, что в Центральной Азии производилось лучшее в мире оружие и арабы, захватывая тюркские города, в первую очередь бросались за добычей к оружейным мастерским - Центральная Азия имела самые тесные экономические связи с Китаем, который оказал определенное влияние на развитие местной материальной и духовной культуры. Искусство китайских живописцев, их достижения в области раскраски тканей, производство фарфора, стекла и многое другое, несомненно, оказали значительное воздействие на экономическое и культурное развитие тюрков Центральной Азии.

Период Великого тюркского каганата имел решающее значение в формировании тюркского этноса и становлении его как оригинального народа, многоликого и многогранного, со своим оригинальным историческим почерком. Прежде всего появляется письменный тюркский язык, отраженный на каменных стелах орхоно-енисейских надписей. И.В.Стеблева на основе изучения самых значительных из них приходит к следующему выводу: "В древности на обширной территории Центральной и Средней Азии и Южной Сибири имел распространение общетюркский литературный язык" .У И.В.Стеблевой для такого смелого утверждения находится достаточно аргументов и она достаточно убедительно доказывает свое положение. И.В.Стеблева обращает внимание на одно замечательное свойство этих надписей - ярко выраженная идея национальной принадлежности, осознания своего этнического единства, идея тюркской государственности. В поэме о Ильтериш-кагане (VIII в.), например, говорится:
Вверху небо тюрков,
Тюркская священная земля-вода так сказали:
"Да не исчезнет тюркский народ!" - они сказали,
"Да будет он народом!" - они сказали.
В орхоно-енисейских надписях появляется важное слово - эль, которое можно одинаково понимать как Родина, народ, а чаще их смысл объединяет и то, и другое: родина-народ.

Писалась древнетюркская литература руническим письмом и в ней господствовала форма поэтическая аруза, характерная для арабской и персидской поэзии. Но у проблемы есть и другая сторона. Ведь руническое письмо было официальным письмом Согда (Согдианы) и есть основание полагать, что от Каспийского моря и до Монголии, до долин Орхона и Енисея, где были найдены орхоно-енисейские надписи, господствовал единый тюркский язык с местными особенностями и диалектами.
Развитие тюркского литературного языка и общего тюркского языка как средства общения шло довольно быстро и в X-XII вв. достигло высокого уровня. Конечно, большую роль в этом сыграл Великий шелковый путь. Тюрки контролировали его на всем протяжении от Китая до Волги. Деловые отношения, торговые сделки, переговоры велись на тюркском и китайском языках, это обогащало тюркский язык за счет практической активности и во многом за счет активного взаимодействия с китайским языком, который по тем временам достиг высшего уровня развития во всех областях языковой практики.

Уже в 1074 г. появился первый труд по истории, культуре и литературе тюркских народов: "Девону лугати турк" ("Сборник тюркских слов"), написанный выдающимся ученым-энциклопедистом Центральной Азии Махмудом Кашгарий. В нем были собраны слова, пословицы, образцы поэтических произведений тюркских народов. Причем впервые были представлены различные диалекты тюркского языка. Большая часть этих слов вошла в состав современного узбекского языка, часть вошла в уйгурский, казахский, киргизский, туркменский языки. Сборник Махмуда Кашгарий убедительно обосновал общность духовной культуры тюркских народов. Тюркский язык уже в этот период был довольно развитым, на котором вполне можно было писать поэмы, создавать философские и научные труды, писать дипломатические документы, вести политическую полемику.

За гигантской мировой популярностью фарси и арабского тюркский оказался как бы в тени и не мог претендовать на такую же популярность и на такое внимание утонченной публики. Но тем не менее у него были собственные жемчужины и алмазные россыпи, которые ни в чем не уступали произведениям выдающихся персидских и арабских поэтов. Прав Л.Гумилев, когда писал, что "значение древних тюрок в истории человечества было огромным, но история этого народа до сих пор не написана" , как и их огромный вклад в мировую культуру.
Махмуд Кашгарий приводит отрывки из поэм, стихов, пословицы и поговорки, в которых раскрывается богатый мир образов духовной жизни древних тюрков. Вот один из них:

Ее глаза горят огнем волшебным,
Чужеземка она и лицом как луна полнолунна.
Ее взгляд прострелил мое сердце насквозь
И навечно унес моей жизни покой.

Таких стихов Махмуд Кашгарий приводит массу и каждый из них ни в чем не уступит ни Хафизу, ни Саади.
Между тем тюрки Ценитральной Азии имели накануне арабского нашествия огромные достижения в области науки, образования и искусства. Существует ошибочная точка зрения, что Центральная Азия развивалась в культурном отношении благодаря тому, что была частью исламского мира, что здесь культура и наука развивались как часть арабской и исламской культуры или же как одно из подразделений багдадской "академии Мамуна". Следует в связи с этим подчеркнуть важную мысль, высказанную в свое время В.Бартольдом. Он писал: "Крайний Восток тогдашнего мусульманского мира не только подвергался влиянию более культурных областей Передней Азии, но и сам оказывал влияние на характер общемусульманской культуры" . Здесь в Центральной Азии, которую В.Бартольд называл "крайним Востоком мусульманского мира" аккумулировались огромные потенциальные силы в культурном развитии благодаря существованию в свое время традиций греко-бактрийского государства, хорезмской цивилизации, буддизма, манихейства, кушанской империи и тюркского каганата. Благодаря восприимчивости тюркских народов к науке и образованию, их чувствительности к культурным импульсам, семена этих великих культурных и социально-политических учений пали на благодатную почву и дали прекрасные ростки в виде своей оригинальной локальной цивилизации, которая, конечно, должна занять достойное место в мировой цивилизации.

В.Бартольд дал высокую оценку этой цивилизации и объяснил основные факторы ее становления и формирования. По его мнению, главную роль в культурном развитии тюркских народов сыграли Индия и Китай, которые были в древности самыми развитыми и передовыми странами цивилизованного мира . В буддийских монастырях, пишет он, ученые монахи не только давали уроки нравственного очищения, но и проводили большие исследовательские работы в области философии, математики, астрономии и медицины . Балх и Термез были своеобразными перевалочными пунктами материального и культурного обмена между тюрками Центральной Азии и Индией. Отсюда передовые идеи науки и культуры достигали Самарканда, Бухары, Хорезма, Ташкента и Ферганы. Сформировался своеобразный треугольник Центральная Азия - Китай - Индия, который превратился в один из очагов развития мировой цивилизации.

Благодаря этому взаимодействию и сотрудничеству в Центральной Азии еще в доисламский период сформировались свои научные школы, которые дали миру удивительных ученых мирового масштаба - Аль-Фаргани (VIII в.), Аль-Хорезми (785-850 гг.), Беруни (973-1050 гг.), Абу Али ибн Сина (980-1037 гг.). Можно смело полагать, что именно эта плеяда замечательных ученых, уроженцев Мавераннахра внесла значительный вклад в утверждение мировой славы исламской цивилизации.

Тюрки создали свою религию и находились на пути к единобожию. Они не собирались менять ее на ислам. Но тюркская религия была близка к исламу и поэтому исламу удалось впоследствии мирно внедриться в массы Центральной Азии и завоевать ее. Небо в тюркской религии было главным и всеобъемлющим божеством. Оно называлось "тангри" и до сих пор на всех тюркских языках оно означает бога и стало синонимом "аллаха". Древнее тюркское божество "тангри" и "аллах" употребляются совершенно идентично. Правда, в религии тюрков была еще священная "земля-вода", но тангри в орхонских надписях обладало не только покровительствующей, но и карающей функцией.
Тюрки не приняли Авесту и более того отвергли зороастризм. Вполне допустимо, что они не понимали его языка. Но были и другие обстоятельства. Они отвергали Авесту за культивацию расистских взглядов, которые были чужды им, за культ насилия, смерти, войны, которыми насыщен зороастризм, за восхваление арийского превосходства. Тюрки отвергали также те отвратительные похоронные обряды зороастрийцев и их обычаи. Тюркская цивилизация и культура развивались в постоянной борьбе против зороастрийских идей. Тюркские народы были терпимы в религиозных воззрениях. Поэтому в Центральной Азии сохранялись общины манихейцев и маздакитов, был распространен культ предков, шаманизм, буддизм и др. Но Авеста была отвергнута. Памятники зороастризма сохранились лишь в Хорезме, где он возник и откуда он уходил вместе с арийскими племенами на юг, в Иран.

^Г.А. Хидоятов- узбекский историк
Email - niagra@mail.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1191666420


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев встретился с директором Оксфордского центра исламских исследований
- Законопроект по регулированию движения мопедов одобрили депутаты в первом чтении
- Олжас Бектенов ознакомился с цифровыми инструментами по поддержке отечественных товаропроизводителей и прогнозу паводковой ситуации
- Подготовка к пожароопасному периоду: Канат Бозумбаев поручил безотлагательно устранить нарушения в регионах
- Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве угольных ТЭЦ
- Омбудсмен Артур Ластаев: "Распространяемое "мнение" о том, что закон якобы будет способствовать отъему детей – откровенный фейк"
- Подрядчик, завысивший стоимость строительства водопровода в Алматы, выполнит дополнительный объем работы за свой счет
- О пресеченном наркоканале
- Сотрудник СпецЦОН арестован за причинение ущерба в размере 3 млрд тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх