КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 05.11.2007
23:01  Права человека - на заднем ряду. Еврокомиссары зря пляшут вокруг Туркменбаши II
22:19  "В смерти журналиста Алишера Саипова замешан Ташкент", - прямым текстом заявил омбудсмен КР Т.Бакир уулу
21:54  А.Тынышбаева: Долгое эхо друг друга. Чем закончился ташкентский саммит премьеров ШОС
19:31  М.Эмилбаев: Бишкекские тайны, или Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник…
18:25  "Лебединое озеро" по-пакистански. Кинут ли американцы Мушаррафа?
17:37  А..Балакешова: Коррозия МИТТАЛа. Карагандинские шахты обречены на трагедии
16:35  Двойной форсаж. Переговорному процессу по проекту Кашаган дали второй шанс

15:39  Умер народный артист Казахстана театральный режиссер Райымбек Сейтметов
15:29  А.Кызылкулова: Признает ли Чингиз Айтматов долг перед казахской литературой?
14:38  Ш.Ахмаджонов: Сговор гонителей. За что меня задерживает ташкентская милиция?
14:06  ЦентрАзия рекомендует полную базу восстановленных среднеазиатских фотографий Прокудина-Горского
13:50  "КазПравда" > Звучное имя "Барлау" -разведслужба Казахстана
12:24  Мушарраф испортился? США приостановили переговоры с Пакистаном
11:52  "С учетом ужасающего положения туркменского общества", - обращение ТИПЧ к ЕС
11:48  Е.Румянцев: Вперед, к победе капитализма. Китайская компартия обнаружила признаки идеологической мутации
11:26  Е.Примаков: "Иранские" санкции США - путь в никуда
11:20  Исполнится ли угроза Чынгысхана? Его могилу ищут в киргизской горе Казынак
10:55  Как бы чего не вышло. В Туркмении гостайна даже... театральный репертуар
10:34  Е.Щукина: Иссык-Куль – дверь в Шамбалу. Подводный город Пржевальского
10:30  Страны Центральной Азии консолидируются и создают свой Институт ЦАРЭС
10:26  "Эпитафия на политической могиле". Легендарный госсекретарь Акаева О.Ибраимов поехал дипломатом в Англию
09:59  А.Хамидов: Плевок на закон. Безнаказанный, или Чем занимается узбекская генпрокуратура
09:54  Н.Бухари-заде: Таджикистан. Борьба за учителей
08:16  Курорт по-бостанлыкски. Узбекские "хозяева" не хотят отдавать санаторий "Хумсан" россиянам
08:03  М.Захидов: Энтомология узбекской оппозиции
07:52  М.Бушуев: Кризис перепроизводства... мака в Афганистане. Урожай этого года - 8200 тонн
01:50  Казахи не желают быть казахстанцами. Обращение 73-х видных интеллигентов
01:37  У.Бабакулов: Своими глазами. Великий шелковый путь сегодня. Часть I
01:21  Как фабрикуют "дела" в Узбекистане. Судьба Ромитанского хокима Нозимова и его семьи
01:12  Б.Жеткизбай: Чего мы ждем?.. Напряженная ситуация в Шымкенте
01:11  Р.Безертдинов: В гибели империи Чингисидов виноват... ислам
00:55  "НГ" > Клубная карта ШОС. Москва пытается прописать для партнеров правила игры в энергетике
00:53  Д.Сорокин/В.Вашанов: Стратегическое развитие СНГ - амбициозные планы России и Казахстана
00:51  А.Пулат: Мировые державы и Узбекистан - общие интересы и проблемы
00:22  С.Веревкин: Талибан разбухает... Военно-политическая обстановка на севере Афганистана
00:10  Ташкентский театр "Ильхом" учредил премию имени Марка Вайля
Воскресенье, 04.11.2007
15:12  Голосуй за "Ветер догнать". Песни узбекистанки Согдианы бьют рекорды в хит-параде "Русского Радио"
14:11  Н.Злобин: Новая эпоха конкуренции. Часть 3. Развивать ли демократию в Евразии?
13:57  С.Абдылдаев: И вечный бой... Старт-линия киргизской предвыборной гонки
11:14  С дозора не вернулся. На казахстанско-узбекистанской границе поставят памятник казахстанскому пограничнику Ерлану Ниязову
11:08  В Пакистане идут аресты активистов оппозиции. В крупные города введены войска
11:06  Туркменбаши признал наличие инфляции. "Ее темпы – умеренные"
11:04  Дети на хлопковых полях. Посольство Узбекистана в Лондоне "опровергает"
10:47  В Британии арестован коллабарант-экс-лидер "Тамильских тигров" полковник Карун
10:38  Узбекский боксер Аббос Атоев стал чемпионом мира
06:43  В автокатастрофе вместе с семьей погиб российский актер Александр Дедюшко
02:52  Август 2009 года... Сценарий мирового энергетического кризиса от Securing America"s Future Energy
02:43  Стратегия на $19 млрд. В Душанбе проходит 6-я встреча министров ЦАРЭС
02:40  Т.Ансари: "Дипломатическая ловушка". Успех переговоров Ирана с МАГАТЭ в реальности может приблизить силовую развязку
00:07  Ю.Шафраник: России и ЦентрАзии нужна согласованная ценовая политика на газ (интервью)
Суббота, 03.11.2007
23:53  Президент Мушарраф ввел ЧП и отключил Пакистану телевизор
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
ЦентрАзия рекомендует полную базу восстановленных среднеазиатских фотографий Прокудина-ГорскогоЦентрАзия рекомендует полную базу восстановленных среднеазиатских фотографий Прокудина-Горского
14:06 05.11.2007

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 года в г. Муром и провел свое детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

Вернувшись в Россию в середине 90-х годов XIX века, женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) - дочери известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя. В 1898 Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступает с сообщением "О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)". Уже в то время он является крупнейшим российским авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

2 августа 1901 года в Петербурге открывается "фотоцинкографическая и фототехническая мастерская" С. М. Прокудина-Горского, где расположилась лаборатория и редакция журнала "Фотограф-любитель".

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии [1], а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового красочного вещества делал бромо-серебряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал цветной фотографический портрет Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель "особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах". Кроме того, известны сделанные им фотографии Шаляпина и царской семьи.

30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошел показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз - экспонатов Эрмитажа - впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Уже в то время Сергей Михайлович задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, ее культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в 1909 году получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю..

Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Всю съемку Сергей Михайлович проводит на свои средства, которые постепенно истощаются.

..работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий.

...

Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.

С. М. Прокудин-Горский. Храм св. Николая в МожайскеВ 1909-1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретенный им киноаппарат для цветной киносъемки; впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. После начала Первой мировой войны Прокудин-Горский делал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолетов аэрофотосъемке.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года стал профессором учрежденного А. В. Луначарским фотокиноинститута. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года, но вскоре после этого Прокудин-Горский покинул РСФСР, увезя с собой почти все сделанные фотопластины, за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского - Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Технология

В начале XX века еще не существовало многослойных цветофотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал обычные черно-белые фотопластинки и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика - профессора Мите). Через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три черно-белых позитива. Для просмотра таких фотографий использовался проектор, работающий через соответствующие светофильтры. При проекции изображений с фотопластинок на экран получалось полноцветное изображение.

Состав нового красочного вещества, запатентованного Прокудиным-Горским делал бромо-серебряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. "Петербургская газета" сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать "моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено". Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.

Прокудин-Горский внес свой вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: путь уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду); и, во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. Он также выступает на международных конгрессах по прикладной химии.

Снимки производятся не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном расположении, что позволяет ускорить процесс съемки, производя сдвиг пластины.

Прокудин-Горский работает над конструкцией киноаппарата для цветной съемки по его методу и производит с съемку в Туркестане в 1911. Для совершенствования своего изобретения - цветного кинематографа он учреждает в 1913 году акционерное общество. Сергей Михайлович Прокудин-Горский продолжает исследования и добивается новых успехов. Он патентует в Германии, Англии, Франции, Италии способ изготовления дешевых цветных пленочных диапозитивов для синематографии.

В 1922 году он получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трех негативов через светофильтры.

Существовал также способ, с помощью которого изображение с фотопластинок можно было получить на бумаге. Для этого использовалась литография. Однако, в связи с трудоемкостью перевода изображения на литографский камень, лишь считанные фотографии Прокудина-Горского были опубликованы в цвете при жизни фотографа. В их числе - портреты Ф. Шаляпина и Л. Толстого.

Только коллекция русского изобретателя сохранилась так хорошо и в такой полноте.

Коллекция фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США и долгое время лежала в архивах.

Компьютерная обработка его фотографий

Процесс получения цветного изображения.Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Имперской России в цвете.

В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку "Империя, которой была Россия". Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера восстановлены 122 цветные фотографии.

Тем не менее, оказалось недостаточным просто совместить три изображения в распространенном графическом редакторе. Во время процесса экспонирования на пластины происходило механическое перемещение пластины негатива менялось во всех трех измерениях, вследствие чего от кадра к кадру возникали перспективные искажения различной степени. Для минимизации искажения нужно проводить пространственные преобразования, которые невозможно выполнить вручную. Для поиска оптимального преобразования используется численный алгоритм Левенберга-Маркардта.

Инструментов для контроля баланса белого у Прокудина-Горского не было, поэтому кадры имеют тональный сдвиг. На данном этапе развития науки о цвете не существует объективных методов цветокоррекции для решения этой проблемы. Поэтому цветокоррекция проводилась вручную профессиональным фотографом на основании его опыта и вкуса. Так библиотека конгресса подготовила 122 фотографии для выставки.

Текущая вода, движущиеся по небу облака, дым и практически незаметные движения лиц давали цветовое искажение в виде зрелищного радужного эффекта. Эти искажения практически невозможно было исправлять вручную. В 2004 году был заключен контракт с Блез Агвера и Аркас на разработку инструментов для автоматической коррекции цифровых фотографий, полученных при помощи сканирования черно-белых позитивов.

Всего коллекция Прокудина-Горского насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сегодняшний день.

Все отсканированные снимки в доступны всем желающим на сайте Библиотеки Конгресса. В связи с этим возник Народный проект восстановления наследия Прокудина-Горского. (Википедия - www.ru.wikipedia.org).

Фотографии царской России и среднеазиатских территорий размещены как в восстановленном (реставрированном) виде, так и в оригинальном.

Полезно всем интересующимся историей Средней Азии.

http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/index.html
http://prokydin.photosight.ru/

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1194260760


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх