Б.Мусаев: "На войне как на войне…. но, не хотел бы я крови". Памяти Алишера Саипова 11:31 10.11.2007
Алишер Саипов: "На войне как на войне…. Но, не хотел бы я крови".
Эти слова я услышал от Алишера Саипова в один из октябрьских дней 2005 года, будучи с ним в Стамбуле по приглашению лидера оппозиционной Демократической партии "Эрк" Мухаммада Солиха. Разумеется, каждый из нас приехал к нему не для получения инструкций как бунтовать народ, потому что ни он и ни я не состояли в названной партии. Более того, Алишер Саипов являлся гражданином Кыргызстана…. Да и насколько располагаю информацией, включая и прежние личные контакты, переписку с активистами, объявленных вне закона режимом И.Каримова партий "Эрк" и "Бирлик", таковую цель никто и не ставит.
Впрочем, разговор, который я желаю предложить, точнее, начать, не о делах оппозиции. О чем же он должен быть!? Как я теперь, спустя два года, ясно представляю: мой молодой собеседник, быть может, и сам не осознавая, обозначил повестку дня, связанную напрямую со значимостью поистине судьбоносной роли Правды в жизни нашего общества, о Совести….
Мы сидели с ним на берегу азиатской стороны Босфора, смотрели на противоположный его берег, откуда принято считать начинается Европа и шутили, что там свобода, наверное, оттого мы уже ощущаем себя нормальными людьми, дышим чистым воздухом. Слово за слово, замечаю, что в голосе моего юного друга появляются заметные интонации гордости, когда он стал говорить о мартовской революции 2005 года и о том, что у них в политическом воздухе Кыргызстана появились атомы, молекулы свободы. В ответ ему мне пришлось высказать свои суждения о степени зараженности наших соотечественников бациллами рабства в Узбекистане. Помимо всего прочего, я спросил его: Алишер, ты живешь на границе с Узбекистаном. Представляешь ли себе возможные последствия своих контактов с врагом №1 президента Узбекистана. Надо было видеть резкую перемену его взгляда. Это было лицо взрослого мужчины.
Не раз и не два после страшного известия о гибели Алишера, здесь в сердце Европы недалеко от Северного моря я вспоминал тот вечер у Босфора. И сейчас будто вижу его воочию, мгновенно посуровевшего и слышу, сказанные им тихо, но прозвучавшие громко слова: "Бахадыр –ака, я знаю, что на войне как на войне". Вот он замолчал, а после небольшой паузы добавил: "но, не хотел бы я крови".
Я не нашел собственных слов, которые бы выразили адекватно мое потрясение от известия, что убит журналист, с которым я был знаком и общался совсем недолго, но который успел стать мне глубоко симпатичным человеком, заслуживающим уважения и внимания как личность. Известно, лучшая Память - слова собственные, идущие от Правды Сердца, как сама Правда, рыцарем которой был и остается Алишер Саипов. Вот таким образом я воспринял и почувствовал масштаб потери, связанный с его убийством, читая слова написанные и сказанные в час прощания его друзьями, коллегами и самыми близкими людьми.. ..
В переписке с другом, моим земляком и соотечественником, художником Вячеславом Ахуновым, который в настоящее время находится в Вермонте по делам творческим, я сообщил ему о случившемся и привел слова журналиста о войне и что меня гнетет, гложет необъяснимое чувство вины перед ним. В ответ я получил строки следующего содержания.
"Война есть Война. Значить будут убитые, победители и побежденные. Но не кровь за кровь! Еще будут убитые! Еще будут жертвы, даже убийца есть жертва собственного заблуждения. Нет вины. На войне как на войне… игры не для нас"
А вот и еще одна маленькая реплика, присланная от ташкентского приятеля – обществоведа. Не стану называть имя и фамилию по известным обстоятельствам. Она представляет, на мой взгляд, также особенную ценность в качестве информации для размышления:
"не знаю, что и сказать, то Марк Вайль, теперь Алишер Саипов. Кто следующий? Мы заняты "выборами", нам не до мирской суеты".
В действительности, как сказал исполняющий обязанности президента Узбекистана И.Каримов на IV съезде ЛДПУ: "Прежде всего, сама жизнь требует верховенства свободы для волеизъявления граждан и избирателей, обеспечение необходимых условий для тайного и равного голосования, иными словами, неукоснительного соблюдения демократических норм и стандартов".
Я не стану комментировать приведенные суждения. Пусть над ними задумается каждый, кто читает эти строки. Тем не менее, в качестве напутствия рефлексирующему я бы рекомендовал не забывать, что нет оправдания злу. Это с точки зрения богословия, а равно верующего, смертный мир обречен и осужден демон зла Иблис (Люцифер). Искренне верующий верует в то, что Бог взял и Царствие ему небесное. Но мы то живем в мире земном, а именно в мирской суете и заботах о хлебе насущном. Словом, как бы высказался с позиций того же самого богословия верующий: мир любит свое.
И как представитель этого земного мира скажу: Правда и только Правда пробудит Совесть и спасет наши Души. Наверное, за эту Истину положил свою жизнь Алишер Саипов. Видимо, говоря" "на войне как на войне", он с пронзительной ясностью представлял, чем это может для него закончиться. По иному он и не мог, так как искренне переживал, наблюдая состояние деградации, в котором находилось узбекистанское общество, погружаемое изо дня в день в зловонное болото лицемерия, ханжества и насилия. В этом лично я убедился, слушая, например, одно его выступление, заявленное под названием "Теракты в Центральной Азии, как эхо политики существующего режима в Узбекистане" Это было в Алматы в декабре 2004 года на конференции, посвященной мартовским (2004) событиям в Ташкенте, которую организовал Лондонский институт по освещению проблем войны и мира. "Режим И.Каримова, - обобщал свои тезисы доклада 23-й летний журналист, - создает социальную напряженность в своей стране и проблемы всему региону". "Политика режима, - сказал Алишер Саипов, завершая выступление, - подталкивает радикалов к тому, чтобы взять оружие. Проявление экстремизма, теракты – следствие политики, проводимой режимом власти И. Каримова".
>Наш друг и брат Алишер Саипов был не только отважным и идеалистом, а главное, человеком цельным, жизнь и поступки которого, образцы журналисткой деятельности еще послужат примером для всех, стремящихся внести посильный вклад в приближения часа, когда рядовой обыватель, живущий в махалле, перестанет трястись в страхе перед участковым милиционером, льстиво кланяться председателю махаллинского комитета и верить всякой ереси местного муллы. Я говорю и о том времени, когда народонаселение Узбекистана обнаружит, наконец, признаки воли, становления гражданского и национального самосознания, начнет жить по человечески, не будет больше юлить в своих нечистотах, крича при этом на весь мир, что они самые - самые вкусные, потому что мы де не хуже остальных, обретет фактическую способность реально оценивать – что есть добро и что есть зло, повернется лицом к своим подлинным традициям и истории, отречется от антигероев и признает своих настоящих сыновей.
^Бахадыр Мусаев, независимый социолог.
10.11.2007 Гамбург.
|