Р.Арслонзода: Попытки Душанбе переписать узбеков Таджикистана по названию племен могут привести к большой беде 14:36 13.11.2007
Попытки Душанбе переписать узбеков Таджикистана по названию племен могут привести к большой беде
Распад - явление в жизни государств не новое и универсальное, дающее о себе знать во многих странах. Другое дело – различия в причинах сепаратистских тенденций и формы, их обуславливающие. Это могут быть испытываемое представителями тех или иных народов ощущение ущербности и "второсортности" в обществе, элементы дискриминации или их бытовые аспекты.
Распад СССР стал для граждан Таджикистана не только основой для перехода к новой модели государственности. События тех лет стали отправной точкой для развития, не разрешившегося до сих пор кризиса таджикской идентичности – национальной, гражданской и политической. Таджикистан долгое время оставался протогосударством. Следствием этого стали рост внутриэтнической напряженности, сегрегация по принципу "крови и земли", вызвавшая кровавый межтаджикский конфликт. Боюсь, происходящие сегодня в Таджикистане процессы могут привести к дезинтеграции страны. Как и более 10 лет назад, над Таджикистаном нависла угроза раскола на четыре и даже более "мелких эмиратов и ханств". Однако причины распада с тех пор "модифицировались". Теперь победители - "кулябцы" решили включить в число остальных "поверженных таджиков" и узбеков.
Ясно как день, что поиск Рахмоном "пятой колонны" в виде узбеков и других "примитивных тюрков" как причины всех трудностей в стране есть лишь ширма от надвигающейся (но еще не неизбежной) национальной катастрофы. И отбросим политологические рассуждения о том, что любому автократическому или тоталитарному правителю для отвлечения внимания народа от внутренних проблем позарез нужен "внешний враг" (например, как Гитлеру - евреи и коммунисты). Вождю всех "кулябских таджиков" нужно уяснить, что организованные им нападки на братьев-узбеков уже всколыхнули у "некулябских" таджиков незаживающие воспоминания о собственном поражении в гражданской войне, нереализованных с тех пор обещаниях, обманутых надеждах и мечтах.
Для того, чтобы осознать всю картину опасной тенденции, приведу некоторые факты. Известно, что для таджиков огромное значение имеет не столько национальное, сколько кланово-региональное самосознание. В этой связи, на протяжении веков они были разделены по географическому принципу на три основные группы: северную (ходжентцы), центральную (кулябцы, каратегинцы, гиссарцы) и южную (памирцы). Поэтому таджики до сих пор обладают очень слабо выраженным национальным самосознанием, являясь больше патриотами своего оазиса и долины, нежели всего таджикского народа. Таджикский язык в условиях исторически сложившегося многоязычия региона также мало способствовал процессу самоидентификации.
Консолидация нации не завершилась и к началу XXI века: в Таджикистане продолжаются этнические процессы ассимиляции восточно-иранских по языку памирских народов и ягнобцев. Горные памирцы, такие как язгуламцы (згамик), шугнанцы (хугни или хунуни), бартангцы, ишкашимцы, ваханцы (хик или вахи), рынцы, рушанцы (рхен или рушни), сарыкольцы, мунджанцы, зебакцы, хуфцы, баджуйцы, абсолютно не понимают язык таджиков, которые селятся в низинах, поэтому общаются исключительно на русском. Даже такое священное место для любого таджика, как "дом" (по фарси "хона"), памирцы называют по другому - "чид" или "чод".
Памирцы не считают себя таджиками. Соперничество между равнинными и горными жителями продолжается веками. Даже по внешним данным горные жители не похожи на равнинных, которые скорее схожи с узбеками. Видимо, за это надменные равнинные обзывают горных "кохистони". Более того, племена Горного Бадахшана, в силу своей обособленности и своеобразного уклада жизни, а также отличного от общетаджикского языка, вообще не считают себя принадлежащими к таджикскому этносу. В этой связи, некоторые наблюдатели отмечают, что происходящее вытеснение малых языков, приведшее, например, к утрате оригинального памирского языка населением Ванчи Болор ("Высокого Ванджа"), и замена на общий для Таджикистана таджикский вариант фарси вызывают открытое недовольство памирских народов.
В отличие от таджиков, народности Памира исповедуют исмаилизм, шиитскую разновидность ислама. Памирцы гораздо менее набожны, чем таджики-сунниты: молятся всего три раза в день и не соблюдают пост. На территории Горного Бадахшана нет ни одной исмаилитской мечети. Понимая перспективы таджикских узбеков, многие в стране открыто сочувствуют им. Согласно переписи населения СССР 1989 г., в ТаджССР проживало 5,92 млн. человек, из них узбеков - 1 млн. 197 тыс. 841 чел. (23,5%). То есть, каждый четвертый в Таджикистане был узбеком. Сегодня узбеки компактно проживают во всех регионах страны, в том числе в Душанбе, кроме Горно-Бадахшанского АО, центральных и юго-восточных районов Таджикистана. Однако перепись населения в 2000 г. уже указала на "сокращение" узбеков до 936,7 тыс. человек (15,3%). В то же время, перепись 2000 г. неожиданно выявила т.н. тюркские племена Таджикистана (лакайцев, кунгратов, катаганов, барлосов, юзов и других), составляющих 7,5% от общего числа жителей РТ. Они выведены из состава узбеков РТ, что ни разу не делалось прежними переписями в 1926-1989 гг., причем в то же время кунграты, указавшие родным казахский язык, учитывались как казахи. А что, разве официальный Душанбе не знает, что лакайцы - это одно из наиболее крупных кочевых племен узбеков, которое образовалось в результате раздробления узбекских кочевых племен бывшего Дешти-Кипчака? Или что дурмены или кипчаки являются одними из наиболее древних узбекских племен? Или Душанбе надо напомнить о том, что деление узбеков на племена, в том числе в РТ, изжилось в конце XIX века, что подтверждается российскими научными работами?
Объяснение нашлось у самих таджикских ученых. Представитель РТ Саодат Олимова, выступая на Международной конференции "Миграционные процессы, миграционная политика и законодательство в постсоветских странах как отражение произошедших перемен" в г.Суздале в октябре 2005 г. объяснила падение численности таджикских узбеков на 9% за 10 лет в 1989-2000 гг. не столько узбекской эмиграцией, сколько активно идущими процессами насильственной ассимиляции узбеков таджиками, вернее созданием новых "национальностей" по-таджикски.
Но что поразительно - простой просмотр материалов конференций и документов официального Таджикистана, а также баз данных Интернета показывает, что выделение из узбеков конкретных тюркских племен и их официальная регистрация в качестве отдельных этносов сегодня производиться лишь Душанбе, и нигде больше в мире! Что же тогда мешает Душанбе "раздробить" кыргызов и казахов, в состав которых также вошли некоторые роды кунграт или дурмен, а англичан - на кельтов, саксов, бриттов и норманнов?! Таким "масовским" методом деления в мире можно сразу вычеркнуть не только узбекский, но и около 1000 других народов, включая американцев, австралийцев, турков.
Рост доли таджиков в общем населении РТ за 10 лет стал неожиданным для всех, но только не для официального руководства Таджикистана. По сравнению с итогами переписи 1989 г., доля таджиков выросла на 17,6% - это рекорд среди всех стран СНГ и Балтии по темпам роста доли титульной нации. Особенно удивительно столь высокая доля титульного населения сейчас выглядит в связи с тем, что на протяжении 1937-89 гг. доля таджиков колебалась незначительно, оставаясь в пределах 53-62%.
Ученые утверждают, что реальная доля титульной нации все же немного ниже, чем показывают официальные переписи. Во всех советских переписях, как и в первой переписи независимого Таджикистана, в число таджиков искусственно включали памирские народности, которые до сих пор сохраняют самостоятельное этническое самосознание. К 2000 г. официальная численность памирских народов превысила 135 тысяч, ягнобцев - 5 тысяч человек, однако на деле их намного больше. Вместо того, чтобы реализовывать задачи формирования государственной системы, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям, а также историческому опыту Таджикистана, в стране растет "кишлакизация". В наличном населении количество горожан упало в 1989-2000 гг. до 1623 тыс. человек, а сельское выросло до 4504 тысяч человек. Таким образом, доля городского населения всего за 11 лет упала с 32,5% до 26,5%. Сегодня усилиями Рахмона и вопреки мировой цивилизационной тенденции, Таджикистан по-прежнему остается самым сельским государством СНГ. Не напоминает ли это целенаправленные действия Пол Пота в Кампучии в 70-х годах? Пришло время таджикам воскликнуть "гузаронди!" Ложь слишком глубоко въелась во власть, стремящуюся обмануть своих граждан разного рода заявлениями о Таджикистане как "подлинном союзе равноправных народов" (из выступления Э.Рахмона в честь 10-летия Дня национального единства, 26 июня 2007 г.).
Строительство идеологии, основанной на той или иной форме этнического превосходства, чревато для таджикских граждан различной этнической и конфессиональной принадлежности полным крахом представления о Таджикистане как об общей родине, стране общей судьбы и общей перспективы. В конечном итоге, такой вариант приводит к этнической сегрегации, распаду единого социо-культурного пространства и, как следствие, к распаду государства.
Создается впечатление, что именно для легкого восприятия разрушительных идей "этнопревосходства" и "внешнего вредительства" Рахмон благоприятствует в Таджикистане всеобщему обнищанию, разрушению и разграблению страны. Среди таджиков растет чувство безысходности, отсутствие уверенности в будущем и, самое ужасное, происходит духовный и нравственный распад таджикского общества. Официальный Душанбе не осознает, что его политика, на самом деле, заключается в том, что в Таджикистане (как нигде в мире) фактором провоцирования сепаратизма выступает государственная политика подавления "поверженных таджиков" и массированная, бездумная "арийская" пропаганда против нацменьшинств, в частности, таджикских узбеков. Таким образом, узкая национал-шовинистская внутренняя политика Душанбе целенаправленно подрывает в Таджикистане национальный статус-кво, сформировавшийся после окончания гражданской войны. Это скоро приведет к большой беде, которую с таким трудом пытаются забыть.
>Необходимо предложить таджикскому руководству альтернативный путь удовлетворения собственных амбиций на основе истинной науки, на не бреда национал-шовинистов из его окружения. И тогда не нужна будет никакая "арийская идея" для объединения всех народов Таджикистана, включая узбеков.
^Рахматжон Арслонзода raxmatarslon@list.ru
|