Л.Илюхин: Турецкий гамбит. Возможна ли сегодня реанимация идеи объединения тюркских народов ЦентрАзии 19:23 10.12.2007
Турецкий гамбит или возможно ли сегодня реанимировании идеи объединения тюркских народов Центральной Азии
Часть 1. Пантюркизм как легкая форма "турецкого гриппа" с тяжелыми осложнениями
Как известно, вспышки птичьего гриппа фиксировался и в Турции. В нищих турецких селеньях, где дети спят вповалку с курами, а перелетных птиц употребляют в пищу в антисанитарных условиях, просто идеальные условия для передачи гриппа от птиц человеку. Сами турки переносят его весьма легко, но вот гражданам других стран достается здорово. Болезнь птичьего гриппа можно было сравнить с распространениями идеи пантюркизма со стороны официальной Анкары.
История пантюркизма начинается в середине XIX века в Казани. Там в 1843 году было создано движение "Джадид" впервые выдвинувшее идеи национальной идентичности тюрок. Приехав в Турцию, Исмаил Гаспринский, Юсуф Акчура, Ахмед Агаев и другие джадиды с удивлением обнаружили, что называющие себя османами сибаритствующие беи Босфора никак не соглашались признать свое родство с тюрками Центральной Азии, называя последних "немытыми пастухами".
Вообще, слово "турок" в Турции до сих пор имеет едва ли не бранное значение, обозначая "простофилю-деревенщину".
В начале 90-х г. XX в. кардинальные геополитические изменения, связанные с разрушением Советского Союза у Турции появились хорошие шансы сближения с новыми независимыми тюркоязычными государствами. Языковая, культурная и религиозная близость народов этих государств как нельзя лучше способствовали такому повороту событий. Плюс к этому, элиты этих государств присматривались к ситуации в Турцию, даже были попытки опробовать ее модель развития.
Но официальная Анкара вместо того, чтобы предложить взаимовыгодное сотрудничество стала навязывать идеи пантюркизма народам Центральной Азии. Она метила на роль "старшего брата", ставшую вакантной после распада СССР. Хотя для такой, на первый взгляд, благородной и альтруистской цели не имелось ни экономических, ни, тем более, политических предпосылок. Но у Анкары не было иного выхода и приходилось делать акцент на пантюркизм.
И в Центральную Азию ринулись турецкие эмиссары, начавшие приглашать студентов для учебы в своих религиозных заведениях. Основной упор турецкой стороной делался на подготовку кадров, предназначенных стать проводниками пантюркистской идеологии и турецкого влияния в регионе.
По данным Министерства образования Узбекистана, одним из приоритетных направлений стал студенческий гуманитарный обмен между Узбекистаном и Турцией. В Узбекистане с 1993 года, на основании межправительственных соглашений функционировала более 30 узбекско-турецких лицеев, в том числе, больше половины из них являлись частными, работающими в соответствии с договором между Министерством народного образования и турецкой фирмой "СИЛМ", образованным приверженцами религиозного течения "Нурчилар". Из 300 турецких преподавателей в Узбекистане, более 120 человек не имело стажа педагогической работы, и соответствующего образования. Больше половины сотрудников турецких лицеев принадлежали к различным политизированным и религиозным организациям. Все они проводили активную религиозно-пропагандистскую обработку учащихся и их родителей в духе пантюркизма и панисламизма, заманивая в учебные заведения Турции с религиозным уклоном. Выпускники лицеев организовывали религиозные ячейки "Нурчилар", вербуя в них друзей и знакомых. Выпускникам выплачивались денежные средства. Кроме того, миссионерская деятельность представителей "Нурчилар" осуществлялся также с позиций сотрудников турецких фирм и СП, аккредитованных в Узбекистане.
Студенты многих учебных заведений Узбекистана были направлены на учебу в крупные турецкие университеты. Всего за период с 1992 по 1999 годы в различных вузах Турции прошло обучение более 2 тыс. узбекских студентов. Студенты подвергались массированной обработке панисламистском и пантюркистском духе, втягивались в деятельность этих организаций. Религиозная и пантюркистская пропаганда нацеливалась, прежде всего, на менее образованных лиц из отдаленных районов республики, которые легче поддавались обработке. Так, в частности, влиянию представителей "Нурчилар" и партии "Рефах", в большей мере были подвержены студенты-выходцы из сельских местностей Ферганской долины, Самаркандской и Бухарской областей. Представители крупных городов и областных центров Узбекистана отдавали предпочтение таким политизированным движениям и группировкам, как "Турк учоги" и "Бозкурты"
В Центральной Азии красивые лозунги пантюркизма о едином народе обернулись попыткой турецкой стороны превратить молодые государства в своих вассалов. Новоявленный "старший брат" организовал массовый вывоз за бесценок художественных ценностей и природных богатств этих республик, взамен на поставку неликвидной на мировом рынке продукции, устаревших технологий и оборудования. И сегодня в правоохранительных органах знают – если сделка идет через турецкую фирму – наверняка она связано с воровством в особо крупных размерах.
В конечном итоге Центрально-азиатские государства вынесли из турецкого опыта одну хорошую мысль – опираться надо на свои силы, свой народ и свою идеологию.
Что касается "турецких братьев" то в начале 20-х годов прошлого века у них уже был опыт приобщения народов Центральной Азии к панктюрской идеологии и создания здесь панктюрского государства.
Бывший в годы первой мировой войны турецким военным министром Энвер-паша, прославившийся практикой массового уничтожения нетурецкого населения (в частности, армян и ливанцев) на территории Оттоманской империи, попытался, не без помощи большевиков из Коминтерна, продвигать идеологию пантюркизма и панисламизма в Центральной Азии. Примечательно, что пока он был под охраной Красной Армии, ему удавалось пудрить мозги "борьбой тюрков с британским империализмом". Но когда он попытался от имени Бухарского эмира возглавить басмаческое движение, то очень быстро поссорился с местным населением. В результате его "армия" была разгромлена еще до подхода красноармейцев, а сам высокообразованный, прекрасно разбирающийся в стратегии, но зараженный бациллой пантюркизма генерал был безжалостно зарублен шашкой.
Попытки Турции подчинить себе весь тюркский мир провалилась. Эксперты отмечают, что Турция во взаимоотношениях с тюркоязычными республиками всегда в первый план ставила только собственные интересы. Именно эта и сыграло роковую роль в поражении внешней политики Турции в Центрально-азиатском регионе.
К сожалению, печальная судьба Энвер-паши, и современных прожектов, ничему не научили сторонников пантюркизма в самой Турции. Они по прежнему обхаживают всех отщепенцев, выброшенных из Центрально-азиатских государств и не оставляют попыток через свои идеи навязать тюркским народам свое влияние.
Леонид Илюхин
|