С.Рахимов: История временщикам не подвластна. Исмаил Самани – псевдооснователь таджикского государства 16:07 11.01.2008
Идея шовинизма прочно легла в основу политики руководства Республики Таджикистан. Данная тенденция особенно проявляется в искажении со стороны некоторых таджикских ученых истории Центральной Азии. Достаточно припомнить двухтомник известного историка Б.Гафурова под названием "Таджики", изданный в начале 90-х годов прошлого столетия. В обеих частях этой книги вся история Маварауннахра приписывается к истории Таджикистана.
Исмаил Самани – псевдооснователь таджикского государства. Продвижение подобной идеи, ничто иное, чем попытка, направленная на искажение истории. (Да, именно попытка, так как человечество не может изменить историю). Руководство Таджикистана лезет из кожи вон, чтобы доказать всему миру, что его народ якобы из другого теста, нежели жители соседних стран по региону. Само слово Таджикистан в качестве субъекта Узбекистана появилось на страницах истории только в 1924 году, когда в результате национального государственного размежевания была образована Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Узбекской ССР. До этого периода нынешняя территория страны являлась составной частью Бухарского эмирата, а затем и Бухарской Социалистической Республики (БСР). На основании этой карты можно еще раз убедиться, что территория нынешней РТ, граничащая с Афганистаном, Индией и Китаем входила в состав Бухарской Социалистической Республики. Таджикская АССР была образована из 12 волостей Самаркандского и Ходжентского уездов и Восточной части БСР. В первые годы этого периода множество жителей страны, а именно таджики получили специальное образование и приобрели специальности в вузах и на заводах Узбекистана. Развитие экономической инфраструктуры и промышленности при непосредственной помощи УзССР создали условия для преобразования страны в союзную республику. Будучи более развитой республикой, УзССР, оказывала всестороннюю поддержку Таджикской АССР. В частности при помощи Узбекистана Таджикистану удалось существенно продвинуться в сфере народного хозяйства, науки, культуры, государственного, предприняв важнейшие шаги в политическом и экономическом, а также социально-культурном плане. Успешно была реализована земельно-водная реформа. Все эти заслуги были отмечена в телеграмме II съезда Советов ТАССР на имя Центрального Комитета КП(б) Узбекистана: "Растущий Узбекистан служит примером для Таджикистана. В составе Узбекистана, Великом Союзе Советов под руководством Компартии Таджикистан развернутым фронтом, преодолевая все трудности, идет смело по пути социалистического переустройства кишлака". 12 июня 1929 Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР постановил преобразовать Таджикскую АССР в союзную республику, что было воспринято с одобрением со стороны руководства Узбекистана. В целях практической реализации данного решения ЦИК УзССР образовал комиссию под председательством Юлдаша Ахунбабаева, которая осуществила государственно-правовую оформлению Таджикской АССР. В формировании Таджикистана в качестве государства большую роль сыграли такие политические деятели УзССР как Юлдаш Ахунбабаев, Файзулла Ходжаев и Акмал Икрамов. Даже после формирования Таджикской ССР, зачастую государством правили этнические узбеки выходцы из Бухары. 2 октября Узбекистан передал в состав новой республики Ходжентский округ. Это в свою очередь способствовало увеличению численности жителей страны до 1 156 015 человек, и явилась одним из важных факторов в преобразовании Таджикистана в союзную республику. Во II съезде Советов ТАССР, состоявшейся в апреле 1929 года и в котором был утвержден Конституция ТАССР и констатировано, что Таджикистана добился значительных успехов, находясь в составе Узбекской ССР. Следует отметить, что у нового государства не было своей национальной интеллигенции. Наукой и культурой в Таджикистане ведали выходцы из Самарканда и Бухары. Огромное содействие со стороны УзССР было оказано в развитии образовательной системы молодой республики. Так, в августе 1918 года ЦИК Туркестанской республики утвердил Положение "Об организации дела народного образования в Туркестанском крае". Была опубликована декларация о введении в республике всеобщего бесплатного обучения на родном языке и отделении школы от церкви. Тогда же в северной части страны было открыто 15 новых школ. В 1924 году руководство Узбекистана направило 36 работников просвещения для создания аппарата Народного комиссариата просвещения в Таджикской АССР. Первым наркомом просвещение был выходец из УзССР - Аббос Алиев. Руководил он министерством с 1924 по 1927 год. Комиссариат просуществовал до 1940 года и, кроме школ и образования, занимался культурными учреждениями и книгоизданием. До создания данного ведомства в Таджикской АССР работали всего 67 учителей. В 1925 - 1926 годах в республику из Узбекистана для постоянной работы приехала еще одна большая группа преподавателей, и это дало возможность увеличить число школ в стране. До тридцатых годов прошлого века в республике не было ни одного высшего учебного заведения. Выпускники общеобразовательных школ получали направление на учебу в вузы других союзных республик, в частности Узбекской ССР. Чтобы ускорить подготовку педагогических кадров, Народный комиссариат просвещения Узбекистана в 1925 году открыл в городе Самарканде курсы обучения и воспитания. На них обучились представители Таджикской АССР. В 1925 году аналогичные курсы были открыты в Душанбе, Гарме и Курган-Тюбе. Их окончили 80 человек, в том числе и такие деятели науки как Б.Гафуров, М.Аминзаде, А.Бакозода, Б.Раджабов, С.Максуди, А.Джамилзода. УзССР внесла существенный вклад в формирование национальной интеллигенции молодой республики. Необходимо также подчеркнуть, что заслуженный учитель, ученый-физик Хошим Содиков, занимавший пост министра просвещения Таджикской ССР на период 1943 по 1947 год являлся уроженцем города Самарканд. Развитие народного образования потребовало массовой подготовки педагогических кадров. Вместе с Россией большую помощь в этом Таджикистану оказал Узбекистан. Значительную роль в подготовке научных и научно-педагогических кадров для страны сыграл Среднеазиатский государственный университет (нынешний Национальный университет Узбекистана). В 1927 году в целях полного удовлетворения потребности страны, ЦИК Узбекистана возложил на Комиссариат образования Таджикской АССР, образовать Таджикский институт просвещения, который сначала действовал в Ташкенте, а с 1947 по 1957 гг. - в Самарканде. Он превратился в крупный центр по подготовке учителей для таджикских школ. Выпускниками данного института являются известные ученые, писатели и государственные деятели как М.Турсун-заде, С.Улугзода, Б.Ниезмухаммадов, Мулло Эркаев, Б.Искандаров, М.Тошмухаммедов, З.Саломатшоев. Джалол Икроми с именем, которого связано рождение таджикской драматургии, родился в Бухаре. Здесь он окончил институт просвещения. Д. Икроми в 1930 переехал в Душанбе, где работал научным сотрудником в Комитете по изучению Таджикистана, который в дальнейшем был преобразован в Научно-исследовательский институт. Выдающейся ученый, доктор медицинских наук терапевт-гастроэнтеролог, академик Академии Наук Таджикистана, лауреат Государственной премии имени Абу Али Ибн Сино профессор Хамид Мансуров является выпускником Самаркандского медицинского института. В стенах этого учебного заведения получил образования и профессор Негматулло Усманов - доктор медицинских наук, хирург, академик АН и заслуженный деятель науки Таджикской ССР. Доктор биологических наук, академик Академии Наук Республики Таджикистан профессор Ислом Абдусалямов, чей научный путь берет свое начало из Узбекистана. Он в 1950 году окончил Самаркандский государственный институт. А академик Гулям Алиев относиться к ряду выпускников Самаркандского сельскохозяйственного института. В 1931 г. открылся Таджикский высший агропедагогический институт (ныне Таджикский государственный педагогический университет имени К. Джураева), сформированный на базе педагогического факультета Среднеазиатского государственного университета (САГУ). Его организация сыграла важную роль в решении задач культурной революции, создании и развитии новой системы народного образования, в формировании национальной интеллигенции. САГУ передал Таджикскому агропедагогическому институту денежные средства из годового вузовского бюджета и значительные материальные ценности, чтобы институт смог начать учебные занятия. Руководство института сосредоточило внимание на следующих социально-педагогических проблемах: укрепление научно-педагогической и учебно-материальной базы, а также набор студентов на новый учебный год. В марте того же года по решению Среднеазиатского экономического совета в г. Худжанде открылся Среднеазиатский плодоовощной институт как филиал САГУ. Он готовил специалистов для народного хозяйства по профилям: плодоводство, виноградарство, овощеводство, защита растений и экономика сельского хозяйства. Садриддин Айни – уроженец Гиждувана нынешней Бухарской области является основателем антологии таджикского национального творчества "Образцы таджикской литературы" и патриархом таджикской литературы, заслуженным деятелем науки Таджикской ССР, доктором филологических наук, первым президентом Академии наук Таджикской ССР. Начал он свою творческую деятельность в Узбекистане, а точнее в Самарканде. Именно в этом городе его тепло встретили просветители, в частности их духовный лидер Махмудходжа Бехбуди, погибший в 1919 году в Карши от наемной убийцы Эмира Бухары Мир Саида Олимхона. Садриддин Айни в Бухаре сложился как поэт, в Самарканде он стал знаменит и как прозаик, ученый-филолог и публицист. Однако, переехав в Душанбе, С. Айни не мог творить. Однажды писатель сказал родным: "Я должен вернуться в Самарканд, сесть за свой письменный стол, взять свое перо в руку, воткнуть его в чернильницу и тогда смогу написать что–то новое". В касыде "Бухара и Самарканд" выражена огромная его любовь к обоим этим городам, колыбелям древней культуры. Дом, расположенный в старой части Самарканда недалеко от площади Регистан, где жил и творил С.Айни, в 1978 году был превращен в дом-музей выдающегося литературоведа и филолога. Высоко почитаемый таджикским народом выдающейся поэт Великий ученый и поэт-гуманист, блистательный ученый, знаток музыки, богослов Абдурахмон Джами высот совершенства достиг на Самаркандской земле. Свой путь восхождения к вершинам поэзии и науки Джами начинал именно здесь. В те времена всюду – на Востоке и Западе, на Севере и Юге – гремела слава этого города, являющегося крупнейшим научным центром мира. Самаркандский период жизни оставил большой след в творческой биографии Джами. Он знаменуется полным расцветом его поэтического мастерства. Вернулся он в Герат уже зрелым ученым, окончательно сложившимся поэтом. Еще один великий Абу Абдаллах Рудаки свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы и богатства не слышав при этом слова "таджик". Другой известный поэт и крупный деятель суфийской литературы Суфи Аллаяр родился в селении Минглар на территории нынешний Каттакурганского района Самаркандской области. С 10 лет учился в Бухаре, стал муридом (учеником) Шайха Навруза. Не менее прославленные литературоведы – сатирик и баснописец Хоки Самарканди, поэты Матлуби Толиб и Месневий также являются выходцами этого великого исторического города. Важной вехой в истории Таджикистана, связанной с Узбекистаном является авиация. В сентябре 1924 года был осуществлен первый авиарейс из Бухары в Душанбе на приобретенном в Германии самолете Юнкерс-13. Специалисты УзССР внесли неоценимый вклад в создании инфраструктуры гражданской авиации Таджикистана. К их числу относиться первый и заслуженный авиатор Узбекистана Атаджан Ибрагимов, который 18 августа в Самарканде отпраздновал свой 90-летний юбилей. 1954 году руководство Среднеазиатского управления Министерства гражданского воздушного флота СССР поручило А. Ибрагимову, как талантливому организатору, возглавить Сталинабадский (ныне Душанбинский) аэропорт, затем новую Ленинабадскую (Ходжантскую) объединенную отдельную эскадрилью. С этими задачами он справился блестяще. Все это всего лишь небольшие фрагменты из истории Центральной Азии. Нельзя игнорировать содействие Узбекистана и России в формировании социально-экономической и образовательной инфраструктуры, а также национальной интеллигенции в Таджикистане. Выдвижение таких бредовых идей как "Таджикское государство" и "Исмаил Самани – основатель великого таджикского государства" являются ни чем иным как попытка самоизолирования от сопредельных государств, с которыми у Республики Таджикистан много общего. История современного Таджикистана - это неотъемлемая часть истории Маваруннахра. Исповедание единой религии, в подавляющем большинстве сунитов ханафитского мазхаба является одним из объединяющих факторов узбеков и таджиков. Кроме того, народ Таджикистана по культуре, происхождению, менталитету, традициям и обычаям больше близок к своим тюрко-язычным соседям, нежели персам. История - судья суровый и беспощадный, она ничего не упускает. Все обязательно, с течением времени, всплывает наверх, все расставляется по своим местам. Можно о чем-то умолчать или даже временно сфальсифицировать, но изменить историю нельзя.
Санахан Рахимов
sarahimov@rambler.ru>
|