Б.Мусаев: Постандижанский Узбекистан Ислама Каримова. Из записок инакомыслящего. Ч. 3. 03:26 23.01.2008
ПОСТАНДИЖАНСКИЙ УЗБЕКИСТАН ИСЛАМА КАРИМОВА. Из записок инакомыслящего (продолжение 3). Бахадыр Мусаев.
"…постоянное насилие интенсивно разрушает человеческую общность, а также бытие, которое мы в силу этой общности имеем". (Камю А. Бунтарь.)
Казалось бы, совсем недавно это было, когда я в один из последних дней ноября 2006 года поехал к приятелю в гости, теша себя надеждой погреться у него, так как отопительная система в моем доме была в плачевном состоянии. "Холодно…мать..! Надо менять систему". Этими словами возмущения и выражения отчаяния, вместо приветствия, встречал меня друг в своей квартире, которая находится в другом конце Ташкента. И здесь термометр в помещении показывал +11. Теперь же зимой 2008, судя по информации интернет - сайтов температура жилых помещений во многих городах, различных населенных пунктах Узбекистана приближается к минусовой. Холодно, голодно и совсем не комфортно на душе…Может, действительно, мать…! Менять следует систему. "Дело идет о жизни и смерти. Другой принцип гласит, что первую стадию можно лечить уколами, вторая чаще требует хирургического вмешательства, а третья…неизлечима" О чем говорю? Это из Законов Паркинсона. Хотя, лично я не знаю, найдется ли такая сила, которая бы смогла воспользоваться ими правильно и успешно применительно к нашей убогой действительности, где большинство людей, кажется, привыкли также к теперешнему положению, как и "свыклись" со своей бедности, перестали ее стыдиться. На мой взгляд, это свидетельствует о факте деморализации общества и что налицо появление признаков его деградации. А что же власть? Носители ее вступили в новый 2008 год со старым президентом. По-видимому, они будут закреплять свои позиции. Я говорю, в первую очередь, о тех, кто "сплачивается" вокруг своего "папы" (хозяина). Наблюдаемая с января 2008 г ротация кадров по существу ничего не меняет в природе режима. Все продолжают работать на семью, т.е. президента И.Каримова, его родных и приближенных к ним – кругу настоящего первого эшелона власти. Под словом "все" следует разуметь мощную в своей алчности и косности армию бюрократии, возглавляемую аппаратом президента, Службу Национальной Безопасности при президенте, Министерство Обороны, Министерство внутренних дел. Это, обращаясь к ним, Ислам Каримов частенько употреблял ранее любимую заставку" "барака топкунлар" (Вы, ищущие блага"). Если подумать над смыслом данной фразы, то станет ясно: президент обращается явно не по адресу, ибо они не "топкунлар" ("ищущие"), а "топканлар", то есть, уже нашедшие, немало "заработавших" благ и продолжающие их увеличивать, благодаря использованию "законных" средств своей власти. На самом деле, страна поделилась на два лагеря. Первый составляют те самые, что "сплотились" вокруг президента. Это, скажем так, уже награбившие и продолжающие всеми правдами и неправдами обогащаться. Второй лагерь состоит из массы людей, которые воистину и есть та самая часть населения страны, основательно обедневшая, испытывающая превратности судьбы от нужды и царящего в стране бесправия, тщетно ищущая благ, не осознавшая четко, что этому не бывать пока сохраняется настоящий режим власти, созданный И Каримовым и работающий на семью.. Все же нашлись люди из города Андижана, которые в свое время не согласились с таким порядком вещей. И произошла история с предпринимателями, которые продемонстрировали пример неповиновения тем, кто начал прибирать к рукам и ресурсы Андижана. Противостояние "возмутителей спокойствия" "верхам" и клану, именуемому "семья" было недолгим, расправа скорой. Состоялся неправедный суд над предпринимателями, представленный властями, как суд над околорелигиозными экстремистами. Дальше, известно по законам социальной психологии и неизбежности результата подавления основных базовых инстинктов людей случилось то, что и должно было случиться - массовое проявление социального недовольства. Следом произошла акция устрашения, которая помогла "семье" закрепить позиции во власти, чтобы и дальше иметь ничем неограниченные возможности систематического и последовательно нарастающего масштаба разграбления национальных богатств, нещадной эксплуатации населения страны.. Словом, процесс не столько пошел, а, сколько приблизился к своему завершению в смысле становления нерациональной бюрократии с ее духом "постоянных интриг и коррупций". Изложенного, вполне достаточно для того, чтобы высказать следующие тезисы. Полагаю, несмотря на метафоричность формулировок, они воспримутся не метафорой нашего бытия, а скорее политической реальностью.
1.Государство с названием "Республика Узбекистан" отнюдь не представляет нормальное полноценное государство, выражающее волю народа, служащее его интересам и будто строящее свою деятельность на принципах социальной справедливости, законности, как провозглашает Конституция страны . На самом же деле, выражаясь образно, это мертворожденный выкидыш, которому свойственны патологические отклонения, не совместимые с жизнью. Но парадокс состоит в том, что выкидыш стал монстром. Он "живет", растет за счет крови, плоти всего общественного организма.
2.Именуемое народом, население Узбекистана поражено болезнью, ставшей хронической. Я бы назвал ее синдромом слепоты, ибо это сообщество людей уподобилось, как ни горько признать, стаду, молчаливо – покорно идущему за своим матерым вожаком. Это пол беды. Плохо то, что независимо от того, слеп ли вожак или нет, но до сих пор он водил и вероятно, не один еще год будет водить в аккурат новые ватаги того же самого стада на обыкновенную живодерню, как это уже было в мае 2005–го, вот в чем фокус. Не знаю, к месту ли будет сказано. Я не верующий, читая и воспринимая Библию не Словом Божьим, а Памятником Культуры, часто возвращаюсь к мыслям о деяниях выкидыша – монстра (или читай равно, т.н. "государства – реформатора"), о слепоте и сплошном молчании общества. Складывается впечатление, что тьма объяла не только "верхи", а стала и признаком общества. Между прочим, никто не создавал зла, которое бы существовало как некая субстанция, например, добро – свет. Бесспорно, что существует как физическая субстанция лишь свет, тьма же (или зло) – это отсутствие света (читай и добра). Правда, время от времени раздаются голоса правозащитников, представляющих отдельные нелегитимные организации, редких одиночек – бунтарей, но они тонут в молчании толпы. Словом, абсолютное большинство смиренно принимает заведенные порядки и тем не менее, ощущение такое, что будто люди терпеливо ждут, как кто–то принесет им свободу. Иначе говоря, состоялся "перелом" сознания. Названный "перелом" по сути можно объяснить следующим обстоятельством. Массовое сознание, прежде было развращено советским политическим строем утопической идеей о коммунизме как светлым будущим всего человечества. После провозглашения независимости люди некоторое время одурманены иной идеологией, обещавшей каждому взамен коммунизма более конкретное, ограниченное "очень - очень светлым будущим" (Ислам Каримов) в рамках Узбекистана. Ныне же, собственно, содержание "перелома" состоит в том, что окончательно рассеялись иллюзии относительно пропагандируемой идеи – фикс "..светлого будущего" (читай "Узбекистан – государство с великим будущим"). Но процесс развращения сознания не останавливался, как и на новом витке, так называемого, эволюционного развития Узбекистана, якобы разумно направляемого, симулирующими реформы руководителями. Кто знает, какие зигзаги можно ожидать от совкового сознания людей, которые вплоть до распада СССР отдавали идеологии свою личность, свою нравственную свободу за обещанный рай. В этом смысле было бы правомерно утверждать, что история советского человека далеко еще не закончена. В качестве одного из доводов пользу названного утверждения достаточно сказать, что мы как жили, так и живем во лжи по всем линиям. Читаешь, например, добротную статью ташкентского журналиста Алексея Волосевича "Узбекистан: хроника избирательной компании – 2007", в которой он воспроизвел с протокольной точностью историю всех избирательных кампаний по выбору президента И.Каримова, невольно вспоминаешь программные и не программные его выступления, сопоставляя с действительностью. И в результате, полагаю, речи И.Каримова, в лучшем случае, напоминают вдохновенное вранье Хлестакова, литературного персонажа Гоголя, который верил в свое вранье, в худшем - "мемуарное" вранье блатаря в зоне, о чем писал Шаламов в книге "Очерки преступного мира". Если со мной не согласится читатель, то могу покаяться. Прав президент лишь в том, что "в Узбекистане, сегодня полностью искоренены такие инфекционные заболевания, как оспа, брюшной тиф, сибирская язва, бубновая чума, холера". Так он говорил 30 августа 2007 года в своем докладе на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата президента Республики Узбекистан, посвященном 16 –й годовщине Независимости Узбекистана. В остальном, как и всегда, это выступление президента И.Каримов не хуже и не лучше всех остальных, где он изрекает откровенную ложь типа того, что важнейшим приоритетом для нас была и остается реализация в полной мере принципа "Все во имя человека, во имя его будущего". Впрочем, говорить, где правда, а где ложь, это такие мелочи, если согласиться, что власть в Узбекистане, прежде всего, персонифицированная в лице президента И.Каримова, мало сказать, нагло, а цинично всегда переступала, переступила сейчас и станет дальше переступать через обязательства и законы. С этой точки зрения, именно цинизм и объясняет непредсказуемость поступков человека, занимающего всеми правдами и неправдами почти 20 лет должность президента, который к тому же, превратив Узбекистан в "большую зону", тем самым, предоставил себе абсолютную свободу самовыражения в унижении ее обитателей.
Тем не менее, с позиций здравого смысла, во всяком случае, лично я, считаю: выдвижение кандидатом в президенты И.Каримова и результаты выборов от 23 декабря 2007 года, это уже апофегей из хроники узбекистанского абсурда или просто тупик, прежде всего, для экономики, политической сферы. Разумеется, хуже обществу уже не будет лишь в смысле материального положения, так как оно достигло пределов падения, опустившись на самое дно. Остается агонизировать, "солидаризуясь" вместе с властью, той самой властью, которая расстреливает и убивает нищетой. Какой в количественном отношении период времени займет эта самая агония, месяцы или годы, нельзя определить. Одно, несомненно, что она деморализует все и вся. Власть, как ускорялась по пути движения к убийству Андижан – 2005, так и продолжает ускоряться в тупик навстречу новой катастрофе. Когда это произойдет вновь, страну будут ожидать теперь, если не ужасный конец, то ужас без конца, по той аналогии, что наблюдаем в странах подобных Афганистану. Озадачивая себя вопросом, на чем основаны тревоги, отвечаю, что это элементарно. Не помню, кто сказал, что у людей память долгая, они никогда не отводят взгляда от зеркала прошлого.
И еще напоследок отмечу: к добру ли это, если сегодня они в массе своей и в таком состоянии сознания или равно читай без царя в голове (признают лишь силу и только силу в качестве абсолютно верного способа решения всех проблем) не забывают творимое и сотворенное с ними зло?
Гамбург январь 2008
|