И.Асадуллаев: Принципы неограниченного обнажения и ислам 09:47 31.01.2008
Принципы неограниченного обнажения и освоения всех возможностей и ислам
В XX веке, когда набирал силу фашизм в Европе и на Дальнем Востоке, в резком противоречии с гуманизмом и человеческой этикой рельефно проявился принцип неограниченного освоения всех возможностей человека, а во второй половине прошлого века громко заявил о себе другой - принцип неограниченного обнажения всего и вся. Фактически их можно сегодня назвать единым принципом нограниченного обнажения и освоения всех возможностей. Как же это понять?
После разгрома фашизма человечеством было принято решение не использовать исследовательские материалы фашистских ученых-медиков, исследования которых были совершенно бесчеловечными. Они не ограничивали себя ничем. Особенно проявилось это у представителей германского и японского фашизма. Свои объекты исследования - военнопленных, они подвергали бесчеловечным экспериментам. Эта проблема не новая для человечества и науки. Например, проблемой ограничения научных экспериментов озабочены многие ученые, общественные деятели и политики. Они в неограниченных исследованиях, например, генетики видят угрозу всему живому на Земле. Ведь в результате безудержной генной инженерии могут появиться такие новые микробы, мутанты или иные живые организмы, которые способны принести человечеству неисчислимые бедствия. Это проблема безопасности и этики. Или, например, Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел и другие ученые с мировым именем после второй мировой войны в 50-х годах XX века начали движение за мир и не допущение использования науки против человечества и человечности. То есть во весь рост встала проблема не только безопасности, но и соотношения науки и нравственности. В ответ на обвинения в создании бесчеловечной атомной бомбы американский ученый Оппенгеймер оригинально ответил: научные открытия происходят не по причине того, необходимы они человеку или нет, а потому что становятся возможными. Несколько по-другому обстоит дело с принципом неограниченного обнажения всего и вся. Очень много любят поговорить о различиях Европейской и Восточной цивилизаций, но, к сожалению, совершенно не видят, например, проблему принципа неограниченного обнажения всего и вся в мире демократии и сохранения, расширения сокровенного исламом, идущего во имя этого на крайние меры.
Западная цивилизация, за немногими исключениями, движется по пути неограниченного обнажения всего и вся. Возникла сексуальная революция, бурно развертывающаяся и сегодня, поражая шоком Восток. На первый взгляд, принцип обнажения, казалось бы, опирается на принцип свободы и демократии, и уже эти два принципа питают друг друга. При этом кажется, что христианство слабо сопротивляется принципу обнажения и вписывается в демократию.
Но принципу обнажения, главным образом, сопротивляется ислам, защищая сокровенное и принимая ради этого радикальные формы. Между тем, исключительно тяжело жить на границе двух миров - восточного и западного. Все болезненное происходит на границе цивилизаций. Временами западный принцип обнажения прорывается на Восток, а восточный принцип на Запад. Вспомните проблемы мусульманских меньшинств во Франции - требование посещать вузы в хиджабах или платках.
Вспомним, какие бурные мировые события произошли в связи с вестернизацией шахского Ирана. Он мечтал, допустив во внутренней жизни страны принцип неограниченного обнажения, превратить страну во вторую Францию и стал одной из причин исламской революции. В этих аспектах нет чего-либо нового, но надо специально рассматривать особенно принцип обнажения на высоком уровне обобщений и проявления универсальных явлений для человечества.
Говоря о первом принципе, следует отметить, что всем биологическим организмам свойственно стремление к господству, но не всегда человеку. Биологические организмы осуществляют господство, как правило, при помощи насилия. Также и человек. Например, марксизм считает, что насилие и рабство возникли из привычки человека господствовать в природе.
Однако с самого зарождения человека для него возникает ограничение в насилии и поведении. Здесь надо обязательно отметить ограничения в иных помимо насилия сферах. Не все человек позволяет себе, и ограничения развиваются во всевозможных противоречивых формах, набирают силу на протяжении истории. Почему в познании действует неограниченный принцип обнажения тайн природы, а в теоретической и практической этике и политике принимает драматические и трагические формы?
На протяжении истории человечества мы видим постепенное облачение человека в различные "защитные формы от чужого глаза". Библейский Хам, посмотревший на обнаженного отца, был проклят еврейской религиозной традицией. Гораздо позже был Боккаччо со своим "Декамероном", поэзия вагантов, Европейский Ренессанс, отличающийся от Средне-Восточного и Китайского Возрождения. Сегодня евро-американский мир освобождается, хотя не во всем, от "форм защиты от чужого глаза", стремится к неограниченной публичности и неограниченному освоению всех открывающихся возможностей. В противоположность этому возник исламский фактор, ставящий не только вопрос о независимости восточных народов, но и вытесняющий из их сферы принцип обнажения всего и вся. При этом международный терроризм пытается по своему применять принцип освоения всех имеющихся у него возможностей. На наш взгляд, это кардинальная проблема диалога цивилизаций, современной политики и философии - этики, истории философии, социальной философии, культурологии, религиоведения, политических и других наук. Это проблема взаимоотношений Востока и Запада.
В связи с этим возникают следующие вопросы. 1. Обязателен ли принцип обнажения для демократии? Исходит ли принцип обнажения из принципов демократии? 2. Совместимы ли демократия и ислам или между ними стоит принцип неограниченного обнажения? 3. Насколько правомерен вопрос о том, препятствует ли принцип обнажения для принятия демократии исламским миром? 4. В какой степени цивилизационный конфликт по этому вопросу между Центральной Азией, Таджикистаном и Россией создаст политические проблемы в будущем? И какие это будут проблемы? Россия идет по пути неограниченного освоения всех возможностей принципа неограниченного обнажения всего и вся. 5. Не может ли нерешенность этого вопроса создавать внутренние напряжения в Таджикистане? 6. В какой мере принцип освоения всех возможностей будет применен Западом по отношению к Востоку в конфликте по поводу принципа обнажения? 7. Будет ли ограничен принцип освоения всего возможного в дальнейшем осуществлении принципа обнажения? 8. Можно ли найти компромиссы в этих вопросах между Западом и Востоком или все будет решаться в ходе развития конфликтов? 9. Религия священна, но понимание религии людьми может быть различным. Не приведет ли борьба против принципа неограниченного обнажения к ханжескому пониманию человека и религии? К неограниченному освоению несвободы в этом аспекте? 10. Можно ли ограничение принципа обнажения в советском Таджикистане принять за золотую середину в этом вопросе? 11. Есть ли вообще золотая середина в этих вопросах?
Искандар Асадуллаев доктор философских наук dr_asadullaev@mail.ru>
Газета "Нигох" январь 2008
2008-01-28
|