А.Альниязов: Роль и значение Ислама в формировании духовно-нравственных взглядов 13:21 01.02.2008
В последнее время в мире, особенно в странах Запада стали часто обращаться к таким понятиям и терминам, как Ислам, мусульманин, исламский фундаментализм, фанатизм и экстремизм. Хотя эти понятия носят, несомненно, разнородный характер. Поэтому одна из самых важнейших задач сегодняшнего дня - принципиально определить грань истинного Ислама.
Феномен активизации религиозного фактора в мире в последнее десятилетие нашел свое отражение и на постсоветском пространстве. Конечно, и в условиях прежней советской системы религиозная жизнь не замирала, она лишь приобретала весьма специфические формы. Но конец 80-х - начало 90-х годов прошлого столетия стало временем, с одной стороны, возрождения роли религии в обществе, с другой - формирования предпосылок к конфликтам на этой основе.
Ислам - самая молодая религия в мире - имеет более чем 1 миллиард своих сторонников. И важно, чтобы люди различных вероисповеданий в мире грамотно и рационально толковали суть этой религии. К сожалению, на сегодняшний день определенные политические силы, под лозунгом исламского возрождения используют Ислам для своих нужд и целей - как средство манипулирования людьми, правоверными, большинством простых мусульман. Пользуясь набожностью и простодушием людей, толкуют религию в собственных корыстных целях.
Ислам учит толерантности, терпению, почитанию родителей, уважению женщин, матерей, заботе о слабых, больных и обездоленных. Ислам учит быть образованными, гуманными, трудолюбивыми и порядочными. Сам факт устойчивого, на протяжении тысячелетий, существования различных религий, в том числе и Ислама, свидетельствует о том, что они имеют глубокие корни в человеческой природе, выполняют ряд присущих ей функции. Религия, являясь, прежде всего сферой духовной жизни общества, отразила общечеловеческие нормы нравственности. Узбекистан является неотъемлемой частью очень многогранного исламского мира. Наша страна - уникальный пример межрелигиозного согласия и толерантности. Сегодня в Узбекистане функционируют 15 религиозных конфессий.
Существующее сегодня в Узбекистане прочное межнациональное согласие имеет глубокие исторические корни. Наша благодатная земля в течение тысячелетий находилась на пересечении дорог Великого Шелкового пути. Здесь располагались центры мировой торговли, культуры, науки. Огромный импульс их расцвету давали свойственные испокон веков нашему народу толерантность, гостеприимство, доброта, уважение к другой культуре и религии. Поэтому всегда в нашем крае звучала разноязычная речь, действовали храмы всех мировых конфессий, бок о бок мирно сосуществовали и развивались традиции и обычаи многих народов. Подтверждений этого историки находят множество.
Следует особо отметить, что в освещении вопросов о сущности Ислама в мировых средствах массовой информации появилась опасная тенденция к необъективному освещению и негативизму, формированию неправильного толкования Ислама - как религии, как культуры, как цивилизации. И наиважнейшая задача сегодняшнего дня - учить людей отличать истинное от ложного, черное от белого, мнимое от истинного. Например, совершенно недопустимо употребление исламских терминов в отношении террористов. Употребление таких религиозных терминов как "шахид", "моджахед", "воин Аллаха" и других в отношении террористов в корне неверно и направлено в первую очередь на дискредитацию Ислама. Слова "шахид" и "моджахед" означают истинно верующего, богобоязненного человека, для которого убийство собратьев по вере или людей иной религии является самым большим грехом.
К большому сожалению, люди, употребляющие подобные выражения, не знают ни принципов, ни морали, ни идей Ислама. Как следствие, в сознании людей формируются неправильные понятия о нашей религии. Но здесь мы далеки от обвинения всей пишущей братии в необъективности. Но ход развития современного мирового общества показывает, что именно от СМИ зависит решение многих вопросов геополитики, аспектов информационной безопасности, предупреждение фактов субъективизма, ангажированности и предвзятости. Общепризнан тот факт, что Ислам, как и остальные мировые конфессии, является важным составляющим компонентом глобализирующегося мира. И освещение вопросов об Исламе - это очень деликатный процесс, требующий от журналистов высокого профессионализма, эрудированности, самоответственности и тонкой этики. Как гласит английская пословица, "ложь обойдет полсвета, прежде чем правда успеет надеть башмаки". И наша неотложная сегодняшняя задача состоит в том, чтобы, вооружившись принципами уважения и толерантности друг к другу, должны поскорее надеть эти самые башмаки и предотвратить путешествие лжи по свету.
Айтмурат Альниязов, заместитель директора института языка и литературы имени Н.Давкараева Каракалпакского отделения Академии наук, член творческого союза журналистов Узбекистана
alniyazov.aa@mail.ru
|