Э.Гасанов: Азербайджанцы - снисходительный народ! Многие лжепатриоты обсуждают и анализируют свой народ лишь глазами... 11:20 12.02.2008
МЫ СНИСХОДИТЕЛЬНЫЙ НАРОД!
В XVIII веке Жан Жак Руссо писал свои философские статьи в парижском журнале, тут же его узнала вся Франция. Достоевский в XIX веке печатался в "Современнике", о нем кричала вся Русь. Вопрос: а где печататься умным азербайджанцам, чтобы достучаться до сердца азербайджанского народа? Допустим, мои опусы не так глубоки, я не так умен, чтобы обо мне говорили. Хорошо, тогда пусть найдется иной публицист, который будет в центре внимания общественности.
Думаю, такие есть, но нет аудитории, для которой они бы писали. Азербайджанский народ беспечен, праздный, ему ничего не нужно, кроме дешевой торговли, жратвы и шоу бизнеса. В 2005 году Эльмар Гусейнов, покойный редактор радикального журнала "Монитор" был убит, он теперь уже забыт окончательно. Иногда его вспоминают соратники, оппозиционные журналисты. Тоже в равной степени касаемо Эйнуллы Фатуллаева, который ныне тянет срок в тюрьме.
Они забыты азербайджанцами, ибо подчеркиваю вновь: азербайджанцам ничего не надо. Мой народ читает книги и газеты не ради себя, а ради чтения, словно Петрушка читает журнал. Тут нет аудитории, до которой можно добрести. Это тоже самое, что пытаться продать полное собрание сочинений Конфуция ученикам первого класса средней школы города Уренгоя.
Руссо стал популярен не потому, что он гениален, а потому, что французский народ более цельный, монолитный, четкий. Достоевский при всей его неординарности был читабелен потому, что русский народ был народом, а не сбродом, не толпой. Азербайджанский народ размагничен, раздроблен на несколько частей. Одни русскоязычные, другие азербайджаноязычные, третьи тюркоязычные, четвертые - безязыкие. Расчлененное общество. Азербайджанцы не слитны, не собраны. Даже бакинская элита (так называемая) многолика: она делится на группировки, фракции, направления. Каждый тянет одеяло на себя. Я ненавижу богачей, они загребают жар за счет бедной толпы. Они подкидывают сельчанам 100 манат, и представьте, за эти сто манатов целое село кормиться.
Это живодеры и канальи! Недавно познакомился с одним очень интересным человеком, он долгие годы воспитывал своего мальчика в парниковых условиях. Его сынок был затворником, отшельником. Отец не давал ему выйти в люди, устроил ему школу на дому. - Ему не надо общаться с азербайджанской толпой, иначе он потеряет свою искру, - из его слов. "Я готовлю его для будущего. Я хочу, чтобы Фуад (так звали мальчика) вырос очень полезным для общества человеком. Чтобы он был полностью свободен. Не был рабом, и не порабощал никого" - подчеркнул его отец. Прав отец Фуада.
В Азербайджане я так и не увидел ни одного человека, который бы принес своими действиями пользу обществу, внес бы в копилку общего дела свою дань. Имею ввиду лишь чиновников - богачей, так как именно они что то решают, вершат судьбы, подписывают бумаги. От них что то зависит. От пастуха и доярки не зависит ничего вообще. Читая мировых классиков видишь, как Вольтер восхвалял бедный народ, принижал властьимущих. Все дело в том, что тут в Азербайджане все одно: и богачи, и серая толпа - одна и та же ужасная дрянь!
Я все это к тому, что даже в XVIII веке французы были более продвинуты, чем теперешние азербайджанцы. Я говорю то, что есть. Будто азербайджанец воин и борец, а вот я негодник, в упор это не видя, осуждаю свою нацию, ломаю ее. Но я не мизантроп, понимаю, что НОРМА встречается редко. Норма - это идеал, четкий портрет. Любой народ пестр. Он носит в себе противоречивые качества. В любой нации есть и мерзавцы и молодцы, и негодяи и патриоты. У всех народов есть и недостатки и достоинства. Все это приемлемо, хоть и странно. Все народы - результат одного и того же процесса эволюции.
Я не думаю о своем народе хуже, чем он того заслуживает. И все же хотел бы отметить парочку хороших черт азербайджанцев, это - доброта, всепрощаемость, гостеприимство. Таких качеств нет ни у кого. Я горд за это! У азербайджанского народа есть уникальный шанс простить армянам и Армении их оккупацию, их захват Карабаха. Помните слова Дейла Карнеги: "если вам дали оплеуху, то у вас есть отличная возможность не ответить своему обидчику, тем самым пристыдить его".
Мы - азербайджанцы добры и гостеприимны. Три дня назад в Баку приехала Сарина Топчиян, ереванский врач - окулист. 30 летняя симпатичная армянская брюнетка. Ее окружила толпа азербайджанских интеллигентов, стала приглашать к себе домой. Сарина была нарасхват, сама того не ведая, что ей хотят угодить. Рядом с ней ее грузинская коллега, Эка Мирзиани, и ей хотели угодить мои сородичи. И угодили. Женщины Кавказа были польщены. Такая наша земля, страстно гостеприимная. Это страсть и любовь к своей земле и чужому мнению. Многие лжепатриоты обсуждают и анализируют свой народ лишь глазами, а не всем своим существом, как это делаю я. Поэтому, улучив момент, я пригласил Сарину Топчиян к себе домой, устроив маленькую пирушку. На столе водочка "Дикий Гусь", свиной антрекот, горячий хлеб - тендир. Я курил "Кэптейн блек", она - армянские сигареты "Аринберд". На мое удивление она ответила: - Эльчин, все нормально. Эти сигареты армянские (показывая мне пачку на столе), но я их предпочитаю всяким иностранным, ибо они изготовлены на моей Родине. От них пахнет Арменией, Севаном, армянской болью, геноцидом. Водка нас подогрела, я приблизился к ней, стал щупать. - Сарина, я азербайджанец, я прощаю тебе ваш захват, пролитую вами кровь. Мы дарим вам Карабах. Берите нашу землю. Жалко что ли? Мы более снисходительны, мы вообще снисходительны… - говорю ей я. После этих слов она завалила меня в постель, накинулась как тигрица, находясь сверху, нагнувшись, кричала мне в ухо: - Ну так что, кто более снисходителен?! Она мне выжала все соки, неугомонная армянка. Я с ней не справился. И понял: мы проиграли достойной нации.
ЭЛЬЧИН ГАСАНОВ, rufinat@mail.ru elcin_gasanovv@yahoo.com
|