СиФ: Памятник Зульфие, или Лицемерие - важная опора узбекской тирании 03:46 14.03.2008
Лицемерие
Ужель допустим, жизнью дорожа, Тем правит нами, кто обесчестит дом?
Говорит Фемида: В древней Греции Зевс в наказание людям за похищение Прометеем огня поручил Гермесу создать женщину по имени Пандора, которая пленила своей красотой брата Прометея Эпиметея и стала его женой. У Эпиметея дома стоял сосуд, наполненный бедствиями и пороками и он строго настрого приказал своей жене никогда не открывать его. Но женское любопытство взяло верх и в его отсутствии она открыло его и оттуда выпорхнули все бедствия и пороки и распространились по земле. Оттуда и пошли все войны, вражда, зависть, злоба, несправедливость, предательство, лжесвидетельство, ложь, измена вероломство, предательство, пьянство, мордобитие, распутство.
Но дочери Зевса Афине показалось наказание рода людского слишком чрезмерным и она в противовес порокам создала добродетели, такие как скромность, воздержание, умеренность, аккуратность, доброту, целомудрие, смирение. Они должны были сохранить в людях человеческие черты и предохранить от многих бедствий.
Хитрый Гермес проведал обо этом и решил испортить дело Афины. Он устроил тайную встречу Смирения и Распутства и родилось от них существо неизвестно какого рода, ни рак, ни рыба, ни курица, ни птица, дни дама, ни кавалер, т.е. всего понемногу. Произросло, выровнялось и расцвело. И было этому существу имя также среднего рода- Лицемерие. Это существо отличалось смиренностью, скромностью, женской стыдливостью, скромно глаза опускающее, но из полузакрытых век блудливо высматривающее вокруг подходящих. А звали ее Амфитриона, богиня лицемерия. На статуях изображена с опущенными глазками, сложенными на груди руками, на щечках стыдливый румянец, ну прямо воплощенная царица целомудрия.
Амфитриона решила перевоспитать пороки, но их жизнь ей так понравилась, что захотелось ей жить их жизнью. Чтобы прикрыть свою измену, она стала прикрывать и оправдывать пороки. Она научила их различным изворотам и маневрам, которые должны были показать, что стыдиться своих поступков и отвергают свои пороки. То есть делать одно, на словах оправдывать их.
Часть пороков Амфитриона сделала своими союзниками. К ним относились Измена, Предательство, Вероломство, Двурушничество и др. Они стали почвой для соглашения. Когда Лицемерие, вернувшись сделало отчет Добродетелям, что она установила союз и соглашении с пороками, было единогласно признано, что вражда между пороками и добродетелями устранена раз и навсегда и с тех пор и в Лицемерии должно установиться согласие великое. И так повелось с той поры, что у Лицемерия в одной руке Добродетели, а в другой пороки. Добродетели и пороки охотно помирились на Лицемерии и живут в дружбе и согласии. Пороки царят в жизни, а добродетели на словах. В этом вся суть лицемерия.
Во все времена лицемерие являлось важной опорой тирании. Оно позволяло тиранам обманывать народ мнимыми благодеяниями. Человеческая жизнь находиться во власти двух владык- надежды и страха, тираны старались воспользоваться ими обоими, чтобы властвовать над людьми. Лицемерие стало главной опорой внутренней и внешней политикой нынешнего правящего режима Республики Узбекистана. Но видимо мировое сообщество стало слишком зрелым , чтобы его модно было обмануть благими пожеланиями и добрыми словами. Расстреливать свой народ и в то же время говорить о заботе о народе, либерализме, демократии, свободах- никак нельзя связать в понятии о цивилизации. Узбекистан внесен в черный список десяти государств, где попирается человеческие жизни и права, где господствует тирания и человеконенавистничество. И никакими ухищрениями нынешнему режиму не удастся освободиться от того клейма , которое он заслужил. Злодеяние в Андижане 13 мая 2005 года будет вечным проклятием режиму и ничем от него откупиться.
1 марта этого года в Ташкенте открыт памятник народной поэтессе Узбекистана Зульфие. Ее имя знает и любит весь народ и в славословиях она не нуждается. Но ее именем режим решил воспользоваться, чтобы продемонстрировать свое уважение к узбекской культуре, традициям, великим личностям. Газета "Правда Востока" писала 4 марта 2008 года : "По инициативе президента Ислама Каримова большое внимание уделяется науке, культуре, литературе и искусству. Достойно оценивается заслуги перед страной и народом известных писателей, представителей науки и культуры, оставивших неизгладимый след в истории Родины. Проводиться широкомасштабная работа по увековечению их памяти, сохранению и изучению их наследия".
Памятник Зульфие установлен на том месте, где когда-то было мемориальная кладбище видных деятелей Узбекистана советского периода. Здесь покоился председатель ЦИК Юлдаш Ахунбабаев, муж Зульфии, выдающийся поэт Хамид Алимджан и др. несколько лет назад кладбище расчистили объявили , что прах и останки лежавших здесь переместили в другое более удобное и теплое место, а на его месте будет парк отдыха.
Однако несколько недель назад здесь началось необычное оживление, чистили, подметали, убирали аллеи, согнали массу людей- врачей, инженеров, учеников, учителей и никто не знал причину такого нового ажиотажа. Как всегда носились масса слухов. Старухи из близлежащих домов утверждали, что будут памятник ставить Каримову, потому и такой трудовой подъем.
Только за два дня открытия памятника стало известно, что это будет памятник Зульфие, народной поэтессе. Его долго не открывали, все ждали, что открывать будет "сам". Но потом все изменилось и открывал церемонию хоким города А. Тухтаев. Он видно понятия о поэтессе не имеет и говорил пустые абстрактные слова, подготовленные в президентском аппарате. Таким же было и выступление государственного советника президента по делам культуры и спорта Х. Султанова. Пышные, пустые, общие слова, посвященные больше президенту, чем поэтессе.
Сдернули покров. Всем собравшимся стало не по себе от вида этого произведения искусства, воплотившим безвкусицу, убожество мысли и отсутствие всякого представления, кем же была эта поэтесса для узбекского народа. Вся фигура и кресло, в котором она сидит облиты бронзовой краской.
Но дело даже не в этом. Мы уже привыкли, что в республике убито чувство прекрасного, уничтожены эстетические представления и все искусство подчинено надменному упрямству президента и капризам его старшой дочери.
Все обратили внимание на избранное для памятника место. Бывшее кладбище, где покоится прах ее мужа - Хамида Алимджана. И сам памятник возвышается аккурат на том месте, где в 1944 году хоронил его весь Ташкент. Ему было всего 35 лет, а он уже возвышался на уровне Алишера Навои и Бабура. Невосполнимую утрату понес узбекский народ. Теперь здесь установлен памятник его жене. О. если бы камни умели говорить!
Но как говорится в латинской пословице, они молчат- они кричат. Взгляд Зульфии полон горечи и стыда, в нем молчаливый и негласный протест против кощунства и святотатства тех, кому пришла в голову увековечить ее память именно в таком виде. И жгучее негодование против тех, кто так легко глумится над памятью ушедших навсегда в мир иной.
Воздвигнут этот памятник как презрение к тем, чей прах до сих пор лежит здесь, как презрение нынешнего режима и пристойности и святости.
Ночные сторожа музея искусств, расположенного в десятках метров от памятника, слышат по ночам стоны, несущиеся из под него. Видно придавил он чьи-то останки и потревожил вечный покой, лежавших здесь.
Совесть и Фемида sovest.and.femida@rambler.ru Март, Ташкент
|