КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 24.03.2008
20:24  Юбилейный подрыв. Потери войск США в Ираке достигли 4.000 человек
19:56  С.Туник: Для многомужества в Казахстане надо много мужества
18:58  Американский провайдер закрыл сайт голландского политика Г.Вилдерса, за размещение антиисламского к/фильма
18:45  Новый удар по Таможенному союзу. Москва объявляет металлургическую войну Казахстану
17:56  ВВС: Выборы в Бутане. Буддистская монархия хочет стать демократией
15:03  Г.Хидоятов: Каждая нация имеет свою историю, но не у каждой нации великая история
13:41  И.Омаров/Б.Сейдахметова: Обновленная Умма. К итогам XI саммита ОИК

13:09  Г.Бердымухамедов отбыл с официальным визитом в Турцию
13:06  К.Сыроежкин: "Ситуация в Тибете не повлияет на казахстанско-китайские инфраструктурные проекты"
13:05  Узбекистан переходит на выпуск новой Daewoo Nexia (фото)
12:55  А.Иманалиев > Киргизия: когда же американцы уберутся из Манаса?
12:47  Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе подала в отставку
12:32  В.Чертищев (экс-1-й секретарь Ашхабадского обкома КПСС): "У среднеазиатской элиты испокон веков принято делать подношения"
12:03  В Джалал-Абаде неизвестные забросали камнями иезуитскую часовню
12:01  Известный киргизский журналист Данил Кыштобаев убит... утюгом
11:53  О.Чебан/П.Аданова > Киргизская "тюльпановая революция": кому вершки, а кому корешки
11:46  Я.Бутаков: Тибет - ахиллесова пята Китая. Выдержит ли КНР натиск "миролюбивых" лам?
11:27  Р.Хабиев: Узбекский режим крепко держит оппонентов за кошелек!
10:49  Н.Бухари-заде: Праздник чистоты, тепла и света. Таджикистанцы встречают Навруз
10:26  Долгая череда противостояний. Битва Востока с Западом, - новая книга британского историка Энтони Пэгдена
10:00  П.Басанец: Харбин, своей неухоженностью, очень похож на российские города (путевые заметки)
09:58  Уго Чавес разоблачил американский заговор в Тибете
09:44  Новым премьером Пакистана сегодня станет 55-летний парламентарий Юсуф Реза Гилани
09:36  А.Евграфов > Киргизия: шипы тюльпанов все острее
09:33  Али Мырзабек: Пригласив этнических казахов на историческую родину, власти не создали им нормальных условий для жизни
08:54  М.Захидов: Потасовки и подтасовки узбекистанской правозащиты
08:48  Моджахеды лишили топлива коалиционные войска в Афганистане. Горят цистерны на афгано-пакистанской границе
08:46  "ВН": Сольются в Транскаспии. Туркмения поможет Турции превратиться в энергетический "хаб"
08:44  А.Дурани: В Афганистане Навруз отмечают под грохот канонады
08:43  А.Дубнов: Президент Бакиев жив. Его возвращение в Киргизию затмит курултай
08:27  "НГ": СНГ предложат перейти на рубли. "Газпром" готовит новый сюрприз постсоветскому пространству
08:23  "Къ": Курманбек Бакиев не поспел к торжеству революции. В Киргизии его не видели уже месяц
08:04  Хватит истерить. Убитая в Москве женщина не была таджичкой, - заявление пресс-службы Посольства РТ в Москве
07:59  А.Гударзи: Тень за открытой дверью. ВИЧ в Узбекистане
07:35  Г.Вайнштейн: Демократия в меняющемся мире - от "классической" к "новой"
07:32  В.Скосырев: Тайвань проголосовал за разрядку с КНР
05:10  Федерация еврейских общин России порвала отношения с Советом муфтиев. Из-за антисемитизма
05:00  "Я - сторонник российско-китайского союза", - интервью главы "Еврофинанса" М.Юрьева
01:35  Uzmetronom: В Узбекистане запускают программу принудительного ограничения рождаемости?
01:29  Я.Норбутаев: Растеряла птичка перья. Об интернет-прессе Узбекистана
00:56  "Монгол" овладел 21-летней "Никой". Казахстанский фильм С.Бодрова выиграл главную кинопремию России
00:19  И.Асадуллаев: Философия суфизма и историческое сознание таджиков
00:08  Результат финального матча футбольного суперкубка Казахстана аннулирован. У "Актобе" отняли победу
Воскресенье, 23.03.2008
18:28  Близ Гонконга протаранен и утонул украинский танкер "Нафтогаз-67": 18 моряков пропало без вести
13:28  "НРС": Новый альянс выбьет почву из-под ног Кремля?! Персоязычный саммит в Душанбе
12:39  "НП": Быть офицером казахстанской армии опасно - на старости лет можно остаться без крыши над головой
12:23  А.Гурьев: Пантюркизм шагает по планете. Анкара укрепляет тюркский фактор своей внешней политики
12:04  В.Проханов: "Мы сняли с бород бараний жир, Легли на ковры, и наполнил нас мир". Пакистанские этюды
11:34  Н.Харитонова: Энергетическое измерение Азербайджана. Атомная энергетика
11:31  Русофобия в России. 2006-2007 г. Аналитический доклад Русского информационного центра
10:00  Б.Сейдахметова: Пиковая дамба. Строительство Коксарая позволит Казахстану уйти от зависимости от Киргизии и Узбекистана
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Г.Хидоятов: Каждая нация имеет свою историю, но не у каждой нации великая история
15:03 24.03.2008

ХИЛДА ХУКХЕМ
ЗВЕЗДОЧЕТ ИЗ САМАРКАНДА
Вступительное слово Г. Хидоятова.

Недавно на филологическом факультете Казахского Национального университета (КазНУ) им. Аль-Фараби состоялась презентация третьей книги доктора филологических наук, профессора Аслан Жамелевича Жаксылыкова из тетралогии "Сны окаянных" По мнению специалистов, выступавших на презентации, она является "книгой-прорывом и новой ступенью в развитии казахской литературы ", "смелым откликом на литературные эксперименты третьего тысячелетия", " образцом нового мышления в искусстве". По словам самого автора, он вложил в тетралогию "максимум своих знаний о жизни и мироздания, своего понимания философии, филологии и психологии "Тема, по утверждению
Аслан Жамелевича, достаточно сложна, т.е. не старайтесь ее постигать. Все равно не поймете. Ведь это книга третьего тысячелетия. Да и связана она с магией и лукавством окаянного, т.е. сатаны. Так что бесполезно, читайте и наслаждайтесь этим божественным даром.

И все же он любезно согласился снизойти до упрощенного обьяснения своего образа мышления и содержания своей тетралогии, над которой он работал аж двадцать лет. В иитервью с журналистом он разъяснял:"речь идет о войне в истории человечества, о философии. Я пытаюсь понять, почему истории человечества непрерывно сопутствуют
войны". Аслан Жамелевич приходит к выводу:"причина войны заключается в природе мышления человека, в феноменологии языка, в господстве дуалистичности в нем, в непременном присутствии антитез - про и контра, "т. е."когда в языке начинают доминировать идеологемы и когда люди слепо отдаются во власть этих идеологем, тогда каким-то образом и складываются обстоятельства войны". Что за чушь, скажет читатель, какие были "идеологемы" Гитлера, когда он начинал вторую мировую войну?

Аслан Жамелевич снисходительно соглашается, что тетралогия трудна для простого читателя Да, сложна. И по стилистике, и по сюжету, и по "своей семантической многослойности". Но так я мыслю, подчеркнул он, и я не хотел преднамеренно облегчать труд читателя. А потом это книга для творческой интеллигенции . поэтов, философов, культурологов, художников,
музыкантов, мыслителей. Эта книга задает тонус искусству . без излишней скромности добавил мыслитель. Постижение книги должно проходить по мере ее прочтения.

По его мнению содержание книги не умещается ни в рамки реализма, ни
постмодернизма. В построении книги "задействованы" квантовая физика, релятивизм, философский мунизм. Здесь много терминов непонятных для простого читателя, которые трудно найти в современных словарях.
Казахский мыслитель третьего тысячелетия придумал оригинальную форму изложения своих откровений. Она построена на рассказах и толковании своих сновидений. Насколько они правдивы ведает один бог, т. к. человечество еще не научилось видеть чужие сны. Ну это на совести Мыслителя.

Его книга представлена как "историософский роман. "Конечно, это новый жанр в мировой литературе и недаром ее называют "территорией нового века". В ней изложена "магическая тайна бытия". До сих пор мы читали исторические романы А. Толстого, Л. Фейхтвангера, Генриха Манна, Ст. Цвейга, А. Дюма. Их отличительной чертой являлась простота изложения,
когда каждый грамотный человек понимал смысл изложения. Они не стремились раскрывать "магические тайны бытия", а простыми словами рассказывали великие истории великих людей ".Историсофский роман"звучит, конечно, оригинально, новаторски, в стиле постмодернизма, но насколько реально. Нет ли здесь спекуляции на новом термине, принеся историческую реальность в жертву мифотворчеству, которое столь бурно процветает в современном Казахстане?

Ведь что такое софистика? Она являлась способом рассуждения древних греческих философов, основанном на преднамеренном нарушении законов логики. Софистами называли также лжемудрецов, но в России и Византии София считалась "премудростью божией. " .Магическая тайна бытия обращается в магическую тайну словопользования

Каждая нация имеет свою историю, но не у каждой нации великая история. История состоит иэ великих войн, деяний великих личностей, формированием независимых государств, развитием национальных языков и культур, созданием городов и пр. История всегда была не
только предметом научного познания, но и важнейшим фактором в утверждении национального сознания, национальной психологии. Она скрепляет нацию, делает ее жизнеспособной, влиятельной, авторитетной. В современную эпоху история приобрела огромную общественно-политическую значимость. СМИ широко используют достижения
исторической науки в пропагандистских целях. По 26 каналу телевидения образована новая программа "История", которая занимается широкой пропагандой исторических знаний, реальных, а не выдуманных. Канал "Культура"большую часть времени посвящает трансляции
передач с историческими сюжетами. В центре внимания этих телевизионных передач две проблемы . история и современность и история и нравственность. Вместе с тем, как и у всякого научного и общественно-политического движения, у исторической науки появляются антиподы, которые используются в политических целях.

Так у истории появилась антиистория, которая занимается сочинением лжеистории, созданием надуманной "великой истории", с необоснованными сенсационными открытиями, передергиванием фактов, а подчас и фалсификацией их, идеализацией таких одиозных иторических личностей как Чингисхан. Достижение независимости открыло широкий простор для такого рода исторических работ.

Мания величия стала центральным пунктом в подобных лжеисторических работах. История стала дешевым товаром на рынке. тщеславия национальных амбиций. Вспоминается одна нашумевшая в свое время история. В 1972г. киностудия Мосфильм снимала фильм, связанный с историй Казахстана. Понадобился памятник древности. Проворные хозяйственники быстро нашли в степи камень. Его разрисовали, изобразили древние письмена, нарисовали животных. Фильм сняли, актеры с режиссерами и кино
режиссерами разьехались, а камень с " древними письменами"так и остался в степи. Набрел на него пастух. Пораженный таким невиданным чудом он решил сообщить. о нем в милицию.

Участковый доложил по инстанции. Прибывшие ученые из Академии наук установили: памятник относится к третьему веку до н. э. и является свидетельством древнего происхождения казахского народа. "Памятник"перевезли в Алмааты и поставили во дворе Академии наук. Д. А. Кунаев дал команду:"изучить и доложить". Начались семинары, всесоюзные конференции. Мудрые ученые высказывали различные догадки и научные гипотезы. Одни доказывали, что памятник был создан во втором тысячелетии до н. э. , другие считали, что его необходимо отнести к третьему тысячелетию, но все сходились в одном . это памятник казахской цивилизации Продолжалась эта научная комедия около года пока в газете "Комсомольская правда" режиссер фильма не рассказал правду о происхождении этого "казахского чуда". Произошло
как в последнем акте гоголевского Ревизора - сцена общего молчания. Камень исчез, но силы, вызвавшие мифы, связанные с ним, сохранились. Они получили новый импульс с формированием независимого казахского государства, став чем-то вроде государственной идеологии в форме мифотворчества о происхождении казахского народа, его исторических подвигах, битвах его батыров, мудрости его султанов
Недавно стало известно о принятом решении публикации 20-томного собрания - Философское наследие казахов. Прекрасно, когда государство проявляет такую заботу о духовном наследии нации, да вот беда, непонятно, как казахские историки, философы, политологи, этнографы будут искать такое наследие перед которым померкнут наследие Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки. Где могло оно зародиться у народа, еще до начала ХХв ведшего кочевой образ жизни, не создавшего своего независимого государства, не построившего своих городов, но, как полагается в цивилизованном обществе, приказы начальства не обсуждаются, а выполняются . Первой жертвой. новой волны казахизации духовного наследия Центральной Азии стал один из величайших ученых средневековья Абу Наср аль-Фараби (870-950гг. ). Его обьявили казахом поскольку место его рождения находится на территории нынешнего Казахстана, г. Фараб. Его именем назвали Казахский национальный университет в Алмааты. Правда факты никак не вяжутся со столь вольным толкованием национальной принадлежности. Аль-Фараби родился в семье сельджукского военачальника. Учился в Бухаре, а всю остальную жизнь прожил в Дамаске и Алеппо. Казахов тогда на этой территории не было и не могло быть. Ведь не зря же великий патриот казахского народа Чокан Валиханов в 50х годах ХIХ в. тщетно искал в исторических документах хотя бы одно упоминание о казахах." Это был сизифов труд т. е. труд обреченный на неудачу.

В 1897 г. царская администрация Туркестанского края провела перепись населения. Казахов в переписи не числилось. По переписи числились киргизы и кара-киргизы, но название казах отсутствует. Не приметили или игнорировали? В пояснении о переписи В. И. Масальский, автор капитального труда"Россия. Полное географическое описание нашего отечества" т. 19 (Спб 1913г. ), поясняет, что среди киргизов есть племена, называющие себя киргиз-кайсаками, т. е. отделившимися, беглыми, но при. этом. указывает:"наименование этого народа несомненно дано и то сравнительно недавно иноземцами"(стр. 366) Видимо это название появляется в русских документах, которые превратили слово кайсак в казак по аналогии с российскими казаками, которые также отделились и бежали на юг в поисках вольности.

Название казах появляется лишь после Октябрьской революции, оно должно было внести различие между казаками и жителями Казахстана. Впервые оно было использовано в книге К. Степняка "Материалы к истории Кенесары Касымова", изданной в Ташкенте в 1923 г.
В 1925 г. была образована Казахская АССР в составе РСФСР. Но в этой республике казахи составляли всего 12% населения, а население городов было интернациональным. Советую всем
интересующимся историей казахского народа внимательно прочитать том 2 сочинений В. В. Бартольда там представлена реальная история, а не историософия.

Этнические казахи не составляют значительную компактную группу в Центральной Азии. В самом Казахстане их численность не превышает 53% от общего населения. Большая часть этнических казахов живет в сельской местности, примерно на той территории, которой владели когда-то жузы. Большое место в национальном сознании казахского народа занимают родоплеменные традиции. В городах, в особенности на Севере, в Семипалатинске, Павлодаре, Караганде до сих пор преобладает русскоязычное население. Казахи составляют от силы 15% городского населения. То же самое мы видим в восточном и западном Казахстане. В целом, если взять весь массив Центральной Азии казахи составляют всего 15% населения, но разбросаны они по огромной территории в 2. 5 млн квкв км. Естественно, это затрудняет выработку единого национального сознания, образования общих национальных духовных ценностей, создание единой современной исторической концепции формирования современной
казахской нации.

Казахская интеллигенция русифицирована. Алаш Орда воспитывалась в Омске, который вплоть до конца Х1Хв. был столицей Сибирского края. Здесь же находилось Степное управление, в ведении которого находились казахские территории. Дети казахских султанов
учились в Сибирском кадетском корпусе, считавшимся одним из лучших в России. Здесь воспитывались будущие волостные и уездные управляющие царской администрации в степи из казахов и киргизов. Н. А. Назарбаев неоднократно повторяет . для казаха нет никого ближе и роднее русского. Нет, не кривит душой Нурсултан Абишевич, это действительно так.

Правда, в последнее время появились первые ростки нового поколения казахов - новые казахи, разбогатевшие в условиях рыночной экономики и процветания высшего государственного чиновничества. Они склоняются к западному образу жизни .Курят сигары, пьют только виски,
на вечера ходят во фраках, в беседах используют иностранные слова, детей учат в зарубежных университетах, - разъезжают на подержанных мерседесах и ауди и мечтают быть вторым Кувейтом. Их лексикон крайне беден и основывается , главным образом, на финансовой терминологии . аккредитивы, счета, баксы, консоли, тарифы, таможня и т. д. Голливуд едко
высмеял их в фильме "Барат", который с шумным успехом прошел во многих странах мира, показав, кто же создает в Центральной Азии новый Кувейт. Они напоминают героя комедии Мольера "Мещанин во дворянстве". . Ничто земное им не чуждо. Не обошла их и эпидемия новой социально-политической болезни, охватившая всю Центральную Азию после развала
Советского Союза.
Начались гонки за поисками событий и фактов, возвеличивавшими значение нации в истории. Появились сказочники, сочинявшие басни и легенды о героическом прошлом нации,
несостоявшихся победах, борьбе с врагами и пр. История превратилась в нагромождение сказок, в форме историсофии. Но на этом нельзя создать национальную историю и воспитывать чувство национальной гордости.
Национальное сознание формируется на основе реальных фактов с реальными личностями и реальными героями, признанными в мировой истории, отраженными в письменных источниках
и памятниках национальной культуры.
В одной из наших встреч Хилда Хукхэм спросила меня :
- А вы были в музее истории науки в Оксфорде?
Я признался, что еще не был, хотя каждый день проезжаю на автобусе мимо него.
- О, вы очень много потеряли. Советую вам посетить его. Ведь там целый раздел посвящен Улугбеку и выставлены хорошо сохранившиеся инструменты из его обсерватории.
- Но как они попали в Англию? Ведь обсерватория была полностью разрушена, а сам Улугбек был убит по приказу собственного сына
- Да, это так. Но и Абдал-Латиф прожил недолго после убийства отца. Ведь он не был сыном Улугбека, он был самозванец, родившийся, якобы, от наложницы Мне нравились беседы с ней. Она знала средневековую историю Узбекистана в мельчайших подробностях. Я всегда слушал ее не перебивая, настолько ярко и интересно она рассказывала о тимуридах

- Это была великая династия, изменившая ход мировой истории. А инструменты из обсерватории привез его ученик Али Кошчи. Он прятал их у родственника, а когда к власти пришел Абу Сайид (1452-1469гг. ) , он разрешил ему вывезти все чертежи, документы, инструменты, конспекты лекций для студентов, дав ему караван с охраной. Ему удалось без проблем достичь Константинополя, но создать здесь новую обсерваторию и продолжить работу Улугбека он не смог. Он продал все наследие своего учителя венецианскому купцу в Пере (квартал в Константинополе), который вывез его в Венецию, а там выгодно продал английскому купцу. Вот так документы и инструменты Улугбека оказались в Англии.
Несмотря на занятость я музей посетил. Увиденное повергло меня в шок. Каким образом Улугбеку удалось создать или приобрести столь совершенные для того времени инструменты!
Так это для меня и осталось загадкой. Хилда Хукхэм также терялась в догадках. В то время, по ее мнению, нигде в мире таких инструментов не создавали. Возможно, говорила она, сам Улугбек и его ученики произвели их.
- Я обязательно должна написать статью о нем в каком-нибудь научно-популярном историческом журнале, - сказала она
- Хилда Хукхэм выполнила свое обещание. В мартовском номере 1970г. в популярном английском историческом журнале "История сегодня"(History today) была опубликована ее статья под названием "Звездочет из Самарканда". Она прислала мне журнал со статьей. Я сохранил его, как храню все, что было связано с этой замечательной английской ученой, у которой не было высоких ученых степеней и званий, но была великая любовь к нашему народу. Статья не только не потеряла свою значимость, но стала еще более актуальной именно теперь, когда узбекский народ трудится над формированием и совершенствованием независимого государства и когда великие образы прошлого помогают ему преодолевать трудности развития.

***

HILDA HOOKHAM
STAR-GAZER IN SAMARKAND

Пять столетий назад перед тем, как с территории Центральной Азии в космическое пространство начали летать ракеты, правитель Самарканда вычислил положение звезд из своей обсерватории, располагавшейся на холме, возвышавшимся над окружающими степями. Астрономические таблицы, которые он создал, были широко использованы английским астрономом Джоном Флэстидом спустя три столетия в первой английской обсерватории в Гринвиче.

"Это был Улугбек, правитель Самарканда(1394-1449гг. ), любимый внук Тамерлана, представленного К.Марлоу ",бичем божием. Тамерлан готовил своего внука к управлению государством и перед тем, как отправиться в свой последний поход на Китай(1404г. ), он назначил его правителем своих владений, расположенных между Сырдарьей и китайской границей. Китайский поход не состоялся, т. к. грозный повелитель умирает в самом его начале. Но Улугбек на всю жизнь сохранил интерес к Китаю, к его истории, культуре Он обменивался посольствами с китайскими императорами, при его дворе часто бывали китайские торговые миссии, а некоторые здания в Самарканде и Бухаре были украшены работами китайских художников
Вместе с тем, Улугбек проявлял глубокий интерес к математике, космическому пространству. ,звездам В 1420г. он построил обсерваторию и собрал в ней самых знаменитых в то время. Ученых. Эта обсерватория рассматривается историками как звено в трансмиссии знаний Востока в западный мир. Улугбек и его сотрудники создали первый в мире оригинальный каталог звезд со времени Птолемея, в котором координаты звезд были представлены не только в градусах, но и минутах. Точность таблиц была удивительной, учитывая, что они были составлены визуально без использования оптических приборов.

Подобно Галилею Улугбек пострадал от религиозных фанатиков. Династический конфликт, раздутый мусульманскими шейхами, привел к уничтожению работ астронома и его убийству в возрасте 55 лет. Научные исследования Улугбека противоречили мусульманским догмам; его ученики изучали Коран, но в то же время читали книги неверных авторов. Наукам отдавалось предпочтение перед религией. Вопреки религиозным установкам и правилам во дворце всегда царила праздничная атмосфера и на веселые вечера всегда приглашались певцы, музыканты, танцоры, пили вино и женщины были постоянными участницами таких праздников. Но атака на религию обратилась в идеологию. Он постоянно говорил во всеуслышание: "Религия рассеивается как туман, государства разваливаются, вечной бывает только наука".

Его собственные научные труды были практически уничтожены полностью. Его сын Абдал-Латиф объединился с шейхами и сверг его. В 1449г. Улугбек потерпел поражение в решающей битве, захвачен в плен и предан суду. Ему было предписано в знак покаяния совершить паломничество в Мекку. С небольшой группой других паломников он отправился в путь, но недалеко от Самарканда он был остановлен и убит одним из телохранителей сына. Сотрудники, коллеги и ученики бежали, обсерватория была разрушена и разграблена. Спас остатки инструментов, таблиц, конспекты его близкий друг и соратник Али Кушчи, который спрятал их у родственника, а затем перевез их в Константинополь. Здесь ему удалось опубликовать под своей редакцией "Новые астрономические таблицы" Улугбека, включая теоретическое введение, написанное самим ученым. Работа была вскоре переиздана в Дамаске и Каире, а затем в Париже и Оксфорде, а в ХУ11в. с ней был знаком вес цивилизованный мир.

Работа Улугбека не поколебала системы Птолемея, так тесно связанную со средневековым мировоззрением. Хотя тремя столетиями ранее аль-Бируни уже высказывал предположение о возможности вращения земли вокруг солнца, но ни он, ни Улугбек и подумать не могли разрушить традиционную систему, т. к. это "означало бы не только революцию в астрономии, но и переворот в религии, философии и социальных науках".

Правитель-звездочет из Самарканда не представлял из себя нового типа государя. Его военные походы и внутренняя политика мало чем отличались от его предшественников. Научные и культурные достижения в Центральной Азии в тимуридский период, представлявшими подлинный " ренессанс", были связаны главным образом с активной ролью
среднего класса, который в эпоху тимуридов превратился в важную социальную силу. Это был период бурного развития торговых отношений по всему периметру Великого шелкового пути Изделия из Центральной Азии на западе доходили до Англии и Франции, а на востоке до Китая.

Когда археолог Вяткин в начале двадцатого века начал поиски обсерватории, практически не было следов ее сущестования. Только в начале 1908г. неустанные поиски привели к первым находкам. В этом году был обнаружен секстан огромных размеров. Найдена была также двойная арка из мрамора с инкрустациями, надписями и таблицами. Летописцы вспоминали, что картины и диаграммы на башне секстана представляли планеты и земные климатические пояса. Ничего не сохранилось.

Помимо таблиц, остатков секстана и инструментов необходимо выделить и другую группу его наследия. Одна из них его могила в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде, где он похоронен рядом со своим дедом Тамерланом. Он был раскрыт в 1941г. Скелет хорошо сохранился, но
голова была отделена от туловища. Смерть была насильственной. Другой являются мусульманские школы в Самарканде и Бухаре. Над входом в бухарскую школу до сих пор сохранилась надпись:"Постижение знаний является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки." Возможно надпись символизировала начало эпохи Возрождения просвещения, а возможно она свидетельствовала о новом стиле жизни его двора, где царила его мать - грозная Гавхар Шад. Или же быть может это признание распространенной на Востоке высказывания:"Мужчины думают, что они знают, но женщины все же знают лучше".

Гога Хидоятов, узбекский историк
niagra@mail.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1206360180
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Мажилис одобрил в I чтении законодательные поправки по вопросам защиты прав ребенка
- Премьер-Министр РК А. Мамин провел заседание Инвестштаба
- "Ак жол" требует обеспечить защиту законных интересов инвесторов, возвращающих в экономический оборот активы разорившихся предприятий
- А. Смаилов провел заседание Штаба по реализации предвыборной программы партии "Nur Otan"
- Депутат возмутился провалом программ по цифровизации в Казахстане
- Кадровые перестановки
- "Ак жол" предлагает Комитету госдоходов рассмотреть вопрос о синхронной отмене отчетности, дублирующей параметры СНТ
- Все силы на борьбу с достижениями
- Заработная плата преподавателей вузов повысилась в Казахстане
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх