Р.Жакупов: Перспектива вступления Ирана в ШОС и лукавая позиция Э.Рахмона 20:12 10.04.2008
О перспективах вступления Ирана в ШОС Шанхайская организация сотрудничества, учредителями которой являются Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, создана 15 июня 2001 года.
За годы своей деятельности ШОС набрала достаточный политический вес на международной арене, с которой начали считаться США, Германия, Япония, а также державы регионального масштаба - Индия, Иран и Пакистан. Эти страны проявляют неподдельный интерес к этой, с одной стороны загадочной, а с другой - открытой и попятной международной структуре сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи в решении самых актуальных проблем современности глобального характера -терроризма, экстремизма, сепаратизма, наркотрафика, оргпреступности. Одновременно, ШОС расширяла свою деятельность, постепенно, занимая видное место в мировой архитектуре международных отношений, и превратилась в крупную международную организацию, способную решать как проблемы безопасности, так и вопросы экономического и гуманитарного сотрудничества.
Организация является наблюдателем при ООН, установила партнерские отношения с другими региональными структурами, такими как ЭСКАТО ООН, АСЕАН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЭКО. Монголия, Индия, Иран и Пакистан стали наблюдателями в этой Организации. Иран и Пакистан намерены стать членами Шанхайской организации сотрудничества. Вокруг этого появляются различные оценки перспектив расширения ШОС и спекуляции относительно превращения Организации в антизападный блок.
В последнее время Тегеран, в отличие от Исламабада, настойчиво предпринимает шаги для получения статуса полноправного члена в ШОС. По сведениям Генерального секретаря ШОС Болата Нургалиева, распространенным ИА "КазИнформ" 27 марта 2008 года, официально оформленная заявка Ирана была получена в соответствии с положениями Хартии ШОС и обращение данного государства является не первым. Как отметил Б.Нургалиев, в организации имеется установленный порядок членства. Следующим этапом является выработка рекомендаций и критериев Советом министров иностранных дел для принятия на уровне Глав государств соответствующего решения. Процедура рассмотрения заявки Ирана пс завершена, и сроки принятия решения при этом не фиксированы.
Одновременно, Генеральный секретарь ШОС подчеркнул, что Шанхайская организация сотрудничества не является военно-политическим альянсом, и все спекуляции о том, что организация каким-то образом противостоит существующим военно-политическим группировкам совершенно беспочвенны. По его утверждениям, проводимые военные учения государств-участников носят антитеррористический характер. "Мы настроены на сотрудничество с международными структурами,
региональными организациями, которые имеют интересы в Евроазиатском пространстве",- заявил Болат Нургалиев.
Не так давно, специальный представитель президента РФ по делам ШОС, посол по особым поручениям МИД России Леонид Моисеев попытался "поставить точку" в этом вопросе. По сообщению газеты "Известия" (02.04.2008), российский высокопоставленный дипломат напомнил, что в ШОС существует мораторий на прием новых государств и заявка Ирана будет рассмотрена с учетом интересов шести членов Объединения. Он добавил, что Россия видит в таких заявках подтверждение растущего авторитета и притягательности ШОС для других. Л.Моисеев подчеркнул, что, несмотря на то, что в Хартии ШОС говорится об открытости этой организации, пока не выработаны единые критерии членства и порядка приема новых членов. "Такого прецедента за годы существования организации еще не было. В настоящее время Иран, наряду с Индией, Пакистаном и Монголией, является наблюдателем при ШОС и Организация активно работает над тем, чтобы дать возможность странам-наблюдателям плотнее включиться в работу ШОС",- заявил специальный представитель президента РФ по делам ШОС. Мотивы и стремления Тегерана, который ищет пути выхода из т.н. политической изоляции вполне понятны. Надо признать, что ШОС уже сделала очень много для этого, приняв Иран в свои ряды в качестве наблюдателя, что позволяет участвовать руководству этой страны в важнейших мероприятиях Организации, а именно во встречах глав государств. Однако, из высказываний российского дипломата видно, что, одна из причин невозможности присоединения Ирана к ШОС является отсутствие консенсуса по этому вопросу. Одна из предпосылок к такой ситуации уходит в далекую историю появления шиизма, самого радикального сектантства в мире со времени его создания.
Шииты - с арабского слова шиа - означает приверженцы, группировка, фракция, партия, сектанты. В узком смысле это понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников ("шииты-12"), которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али ибн Абу Талиб (двоюродный брат, приемный сын, зять Пророка Мухаммада) и его потомков по главной линии. Если так, то верховная власть в Иране должна принадлежать на самом деле потомкам имама Али ибн Абу Талиб четвертого Арабского халифа. Однако, в нынешнем руководстве шиитских иерархов таковых почти не имеется, также как и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи (азербайджанец) по своему генеалогическому древу не имеет никакого отношения к имаму Али ибн Абу Талиб.
Для шиитов роль имама значительно выше, чем для истинных мусульман - суннитов, которые, следуя за имамом, и вместе с ним поклоняются Аллаху. Более того, шииты воспринимают имама, подтвердившего свое звание формальным или неформальным путем, как толкователя прямой воли Всемогущего. С середины XVI века и до настоящего времени в этих шиитских молитвенных домах упоминают всех 12 шиитских имамов, публично отвергая и проклиная 3 правоверных мусульман - арабских халифов Абу Бакра, Умара I и Усмана, близких соратников по убеждению Пророка Мухаммада. Вместе с тем, шииты всячески обожествляют имама Али и это является сущностью пропаганды Алидских имамов. По легенде, придуманной шиитами, последний (12-й) имам исчез в возрасте 6 (или 9) лет не позднее 878г., он не умер, а находится под покровительством Аллаха и должен вернуться. Народные массы связывали с возвращением "скрытого имама" надежду на социальный переворот в религиозной форме. Его также называют сахиб аз-заман (властелин времени, мунтазар (ожидаемый махди-мессия)). Имам в шиизме (в отличие от суннизма) играет роль посредника между Богом и людьми. Он является носителем "божественной субстанции". Этим также объясняется восторженное почитание аятоллы Хомейни в шиитском Иране. Заметим, что ни в одной мусульманской стране нет сочиненных шиитскими сектантами духовных санов аятолл и муджтахидов, как, например, аль-узма (великий аятолла), мардже ат-таклид (источник исследования), худжжат аль-ислам (документы ислама).
Примечательно, что на территории Ирана нет ни одной суннитской мечети, есть только шиитские молитвенные дома. Это свидетельствует о непримиримости, жесткости и агрессивности, а также радикальном отношении к окружающему миру идеологии шиизма, которую с момента ее возникновения не изменили завоеватели из других культур и религий, пришедшие в Иран, а наоборот сами ассимилировались к шиитам. Монголы -хулагуиды, туркмены - ак-коюплу и кара-коюнлу, азербайджанцы -шахсевины кизилбаши, владевшие Ираном, также приняли догмы шиитов. Далее, Сефивиды закрепили установление шиитского догматизма, передавшие сектантскую эстафету каджарам, которые правили Ираном до 1925г. Большинство населения этой страны составляют персоговорящие тюрки, которые называют себя иранцами. Однако, в Иране выросло несколько поколений тюрков, зараженных радифизмом.
Теперь, мир ежегодно созерцает по ТВ их таазия - посвященный мучиническои смерти имама Хусейна и других шиитских имамов-мучеников. Самоистязание цепями, ножами, в т.ч. детей, демонстрируется по каналам телевидения Ирана и нынешнего иракского шиитского правительства, тиражируются в мировых СМИ. В эту вакханалию вовлечены миллионы людей. Ислам был всегда против подобных диких обрядов, который не допускает плакать мужчинам-мусульманам во время похорон мусульман. Это разрешается женщинам, которые остаются дома и оплакивают своих близких, в большинстве случаев, скрывая свою горечь от других глаз. Поэтому возникают закономерные вопросы - "Можно ли назвать этих сектантов мусульманами, которые по призыву раузаханов (с XVI века являются пропагандистами этой секты и поощряются нынешним руководством страны в шиитских центрах - Кум, Мешхед, Исфахан, Шираз и самой столице) во время этих радений плачут и стенают?"; "Может ли эта страна, которая распространяет идеи сектантства в Ираке, Афганистане, Ливане, Пакистане и некоторых странах Европы, Персидского залива и Африканского континента, среди таджикских шиитов-исмаилитов Бадахшана, подавляющего большинства хазарейцев, руководителем которой является шиит, стать членом ШОС?".
А ответ прост - нет. Идеологическая основа шиитов не позволит не только называть их мусульманами, но и принять Иран в ряды ШОС. Страны Центральной Азии не пойдут, несмотря на российскую и китайскую доминанту в ШОС, на принятие Ирана в Организацию. Они будут предлагать развивать отношения с Ираном в двустороннем формате.
В этих условиях, поддержка Э.Рахмонова выглядит неискренней. Зная, что вопрос о вступлении Ирана в ШОС не будет решен положительно, он пытается отработать выделяемые Таджикистану иранские денежные средства и отыграться перед Тегераном. В этом поведении Э.Рахмонова прослеживается присущие ему действия, основанные на конъюнктурах складывающейся ситуации и сиюминутной выгоде. По имеющимся сведениям, идею введения моратория на расширение ШОС первым поддержал, именно, Э.Рахмонов и активно продвигал эту идею и по сей день. Более того, глава РТ не является представителем шиитского сектантства и считается суннитом (возможно, он скрытый шиит?).
Духовенство Таджикистана не приветствуют сближение с Ираном даже на основе языковой общности, так как шиизм игнорирует правоверных мусульман. Закономерно, что Ирану нужно еще одно окошко - слабое звено в ЦА, такое как Таджикистан, для распространения своей радикальной шиитской идеологии и проникновения в регион, ослабления РФ и КНР, а также укрепления антиамериканских лозунгов на этом пространстве.
Рахат Жакупов rakhatzhakupv@rambler.ru
|