Махалля - всегда прав. Чем не угодила ташкентским хокимам Л.Кутепова? 00:00 29.04.2008
ВЗВИЛИСЬ "СОКОЛИКИ"! - Не пора ли крылышки подрезать?
Столько всего происходило в нашей стране, ковыляющей в некое великое будущее, что и удивляться, вроде бы, пора перестать. Однако нет: так порой взовьются махаллинские соколики, такими, понимаешь, орлами воспарят в своих самовозвеличивании и независимости от закона, разума и совести, что просто диву даешься.
Хотелось бы сразу выложить фактаж, но без отдельных общих заметок и предыстории здесь не обойтись - иначе может создаться впечатление, будто пташки эти единственны и неповторимы. А страсть к подобного рода полетам сжигает и люд чиновный и простых обывателей, чьи правомочия и дееспособность сведены по жизни к подъему и опусканию руки согласно команде "сверху". Что есть "махалля"? Исторически это нечто вроде "общины", возникшей среди близко живущих с целью взаимоподдержки и решения местных бытовых проблем, причем главным была возможность избежать вмешательства государственной власти. Решения доверялись жизненно опытным старикам. "Ок сокол" - "белая борода" в переводе – называли человека умудренного прожитыми годами и отсюда пошло употребляемое ныне словонаписание "аксакал". Советская власть, прибиравшая к своим рукам не только имущество, но и традиции, официализировала махалли и создала "махаллинские комитеты", которые должны были бы осуществлять местное, независимое от государства самоуправление, а практически занимались только выдачей справок о месте жительства и изображали наличие демократии. Впрочем, у председателя махаллинского комитета была и другая задача – подслушать что говорят и донести куда следует, за что, надо полагать, он и имел деньгу. После распада СССР охватившая страну мустакиллизация не обошла махаллю. Один, а через несколько лет другой закон об органах самоуправления граждан гласит о независимом общественном институте самоуправления, который должен служить противовесом управлению местному государственному. Все, вроде, чин чином: жители избирают "председателя схода граждан" - "аксакала", по его предложению избирают "советников". Образуется "кенгаш схода граждан", который, обладая весьма солидными полномочиями на территории махалли, призван быть рупором и рукой общественности. Это де-юре. Де-факто аксакал получает зарплату в хокимияте и любому понятно чья музыка будет оглушать махаллю. Де-факто, избранные сходом, но не устраивающие аксакала (читай хокимият) советники, чаще всего потихоньку дезавуируются, их место занимают "музыканты" из числа готовых за мелкие подачки и ощущение сопринадлежности к власти сыграть плясовую на похоронах. По отношению же к особо "упирающимся" и чего-то там лепечущим о законности и правах человека, принимаются меры посолиднее. Как, например, к Людмиле Ильиничне Кутеповой из махалли "Аль-Хорезмий", что расположена в Ташкенте на массиве Алгоритм Г-35.
В немилость власть предержащих Л.Кутепова, в прошлом известный и уважаемый специалист в сфере общего образования, впала давно - за ее обостренное чувство человеческого достоинства, за не на словах "на кухне", а воплощенное в действия стремление к законопорядку и справедливости. "Ответы" шли в форме организованного избиения в школе ее внучки, шепотка на ушко, что, мол, у нее "с головой не в порядке", в беспочвенных, но эмоционально раскаленных - точь в точь как у комсомольцев проклятых тридцатых годов – обвинениях в противодействии государственной политике. А в 2001-2002 годах терпение "хозяев" района и махалли лопнуло окончательно. Подумать только, она вскрыла хищения в милом сердцу хокимията товариществе собственников жилья (ТСЖ) "Бустон Аль-Хоразмий Альфа", стала председателем нового ТСЖ "Камол-ота Бебахо", в котором наводила законный, а не устраивающий "хозяйчиков" порядок, протестовала против своего противоправного отстранения от должности, осмелилась называть незаконным решение хокима о присоединении обезглавленного ТСЖ к прежнему товариществу, требовала избрать законным порядком достойного аксакала… В результате – уголовное дело с обвинением в злоупотреблении должностным положением и сокрытии печати, штампа и документов юридического лица. И хотя печать и штамп давным-давно были переданы указанному прокуратурой и хокимиятом лицу, хотя документы были открыто и нагло расхищены организованной группой неких пьяных мужиков (ни милиция, ни прокуратура на жалобы Кутеповой по сему поводу никак не реагировали), дело пошло в суд. Там запихали Кутепову "для отстрастки" в клетку для особо опасных в зале суда, а потом "милостиво освободили" от наказания в силу преклонных ее лет.
Другой сказал бы "Слава Богу, что не посадили!" и утихомирился бы, сведя свои правозащитные действия к высказываниям в той же домашней кухне, но не Кутепова. Почти пять лет, перенеся потерю зрения на почве стресса и сложные дорогостоящие операции по восстановлению, добивалась она – и добилась! – своей полной реабилитации, добилась компенсации от государства за незаконное привлечение к уголовной ответственности. Уверовав же, что в стране все-таки действуют законы и права человека не пустые слова, Кутепова с новыми силами, что называется "кинулась в бой". Против чехарды с назначениями аксакалов, против беспредела ТСЖ и поставщиков коммунальных услуг, против превращения жителей махалли в безмолвное и послушное стадо. Ее с дочерью Баженовой Викторией уже и грязью открыто поливали, и с собраний жителей силком выкидывали, и административное дело состряпали, и без тепла на зиму оставили, а она, мало того, что никак не "угомонится", так еще и в судах свою правоту отстаивает, авторитет кенгаша и хокимията, видите ли, подрывает! Мало того, что по реабилитации компенсацию получила, так еще и махаллинских зачинщиков дела против нее к суду призвала – за опорочивание чести, достоинства и деловой репутации! И не только их, но и – подумать только! – заместителя хокима района Т. Якубаева, который, говорят, очень плотно курирует правоохранительные органы и суды! Просто безобразное, знаете ли, поведение, на которое реагировать надо соответствующе…
И отреагировали! Документом, подписанным все теми же стойкими борцами с Кутеповой – Н. Закировым, Т. Эргашевым, Т. Черкас и иже с ними и содержащим такие перлы, что у правоохранительных органов и госбезопасности как минимум должны челюсти отвиснуть. Именуется он "заявление-справка", подан в Учтепинский межрайсуд по гражданским делам, содержит подписи и гербовую печать. После привычного путаного и бездоказательного шельмования Кутеповой в нем написано следующее (в официальном переводе с узбекского): "… на собрании схода граждан махалли принято решение о том, чтобы нигде ни в каких учреждениях (юридических) не принимать заявления жалобы Л.И. Кутеповой и направлено в районные организации, предприятия, махаллинским советам. На основании закона "Об органах самоуправления" Республики Узбекистан, конституции Республики Узбекистан решение собрания схода граждан махалли считается законным документом. Согласно настоящим сведениям просим не рассматривать заявление Л.И. Кутеповой в суде." Вот так, и не больше и не меньше! Кто такие там Президент и Олий Мажлис с "их" законами, что такое сами эти законы, что такое международные нормы, какие там еще права человека? – мы ("сходняк"???) вот так порешили!..
Конечно, можно говорить, что это "частный случай", и не стоило "шум поднимать" - ну, собрались не смыслящие в законах простаки, ну напартачили из боязни за себя – бывает, мол. Но тогда вопрос: не будет ли это закрыванием глаз наподобие того, что в СССР отрицали существование преступности как общесоциального явления и сводили все к отдельным случаям? Не имеем ли мы сегодня дело с превращением органов самоуправления в органы самоуправства? Самоуправства не мелко-бытового, а серьезного, несущего в себе заряд антигосударственности и приводящего в итоге к взрывам типа андижанских событий. Самоуправства возомнивших себя царьками лиц и их прихлебателей, которое вполне можно назвать антиправовым терроризмом. Именно он вызывает недовольство обывателей, склонных, как известно, во всем винить государство, создает социальную напряженность, подготавливает психологически почву для террористов с натуральными взрывчаткой и оружием. Надо, наверное, разобраться что и к чему в одной, хотя бы, махалле, чтобы другим неповадно было посягать на государственное устройство, на законы и права человека.
На этом бы и остановиться, да на других "птичек" взглянуть надо, да и душа не терпит. Представьте себе, что некто приходит к вам и требует деньги. "На каком основании?" – спрашиваете вы. "Потому что мы так решили!". Рэкет, вымогательство! – возопите вы и побежите в милицию или прокуратуру. Уголовное дело обеспечено, если только не… Если только "мы" не окажется товариществом частных собственников жилья (ТЧСЖ, сменившее ТСЖ). В этом случае вас отошьют в суд, который – уж будьте уверены! – грудью встанет на защиту этого "гнездышка". И потому, что местным хозяйчикам так хочется, и потому, что закон о ТЧСЖ весь в "дырах", через которые тараканами наползают в карман собственника всякого рода мошенники и хапуги, и потому, что судьи по большей части вообще не понимают что тут к чему, зачем, за что и почем. Понять же такие вещи как "свобода волеизъявления", "добровольность", понять и усвоить то, что есть здесь "субъект права" и им является исключительно отдельный гражданин – это, похоже, вообще сверх их сил и способностей. В итоге - фактическое возрождение крепостного, или его разновидности в виде коммунистического колхозного, "права" (в смысле бесправия) с их понудительной припиской людей к каким-то территориям и хозяевам. И это несмотря на то, что законы подобного не допускают. Вот и вылупливаются и оперяются в подобных гнездышках не "соколики" уже, а натуральные стервятники. И, вылетев, заклевывают Фемиду, гложут людей, терзают государство, пользуясь удобоглотаемостью его мелких махаллинских и тчсжешных частей. Ну, как же, ведь: - Мы!.. Стая…
P.S. Учтепинский суд в удовлетворении иска Кутеповой Л.И. отказал, чего и следовало ожидать исходя из состава ответчиков. Мотивы отказы и доводы суда станут известны после выдачи копии судебного постановления. Кутепова Л. намеревается опротестовать это постановление и надеется на объективность Ташгорсуда. Дай то Бог!- как говорится.
Н.Валиев Ташкент. Апрель 2008 года.
|