Т.Гудава: Синтез западной демократии и восточных авторитарных установок, при условии их просвещенности и гуманности - идеальная форма правления 10:17 24.06.2008
ИСТОРИЧЕСКИЙ СПОР НЕ ОКОНЧЕН
Самой большой иллюзией демократической революции 80-90 годов была вера в "эффект плотины" (эффект "снежного кома"): если в плотине образуется щель, ее разрушение и прорыв водной стихии неминуемы. Думалось, что и с демократией так же. Стоит только в тоталитарной плотине проделать малюсенькую дырочку ("диссидентство") и хлынет поток демократии, который укратить не может ничто...
Этот постулат оказался не просто антиисторическим, ибо в истории полно примеров того, что демократия прорывалась в суровый авторитаризм. Этот постулат оказался трагическим, так как водно-демократическая стихия смыла не только режимы, но и судьбы тех, кто с ними боролся. Получилась "китайская ничья", а точнее полная победа идей чекизма и "воровского закона", - сплав, скромно именуемый олигархизмом. В принципе, этот термин в применении к России не точен, т.к. классическое понимание "олигархии" - "власть богатых", а не власть воров или секретных служб. В любом случае, "олигархия" ничего общего с демократией не имеет – Аристотель считал олигархию дефективной аристократией и считал ее еще большим злом, чем демократия ("власть неимущих"): "Как бы то ни было, демократический строй представляет большую безопасность и реже влечет за собою внутренние возмущения, нежели строй олигархический. В олигархиях таятся зародыши двоякого рода неурядиц: раздоры олигархов друг с другом и, кроме того, нелады их с народом; в демократиях же встречается только один вид возмущений - именно возмущение против олигархии; сам против себя народ - и это следует подчеркнуть - бунтовать не станет" (Аристотель, "Политика"). Идеальной формой правления учитель Александра Македонского считал "политию" - синтез демократии и аристократии (монархии).
Я тоже убежден в том, что синтез преимуществ (технологических, в частности) западной демократии и восточных авторитарных установок, при условии их просвещенности и гуманности, есть некий рецепт для умирающего больного. Однако, рецепт достаточно экспериментальный. Он опробирован только в российском спорте, где голландские тренеры и школа НХЛ, в сочетании с российскими генами, дали хороший результат. И я убежден, что этот синтез надо расширять на всю систему общественных институтов, как делал Петр Великий и тот же Александр Великий, трагически стремившийся создать сплав Европы и Азии. Кстати, "китайское экономическое чудо" - тоже результат такого сплава, синтеза. А ранее "японское чудо" - из той же оперы. Все это по Гегелю: теза (демократия) – антитеза (авторитаризм) – синтез ("полития"!).
Проблема в том, что классическая западная демократия была хороша, когда приходилось мобилизироваться перед реальной угрозой тоталитаризма. По сути, правы были коммунистические пропагандисты, называя это явление "реакцией", и даже придумав эпатажный термин "реакционер". При реакции мировой демократии на угрозу мирового тоталитаризма, выступали наружу самые яркие черты первого и второго. В СССР покоряли космос и создавали лучшие в мире школы искусств, а на Западе создавали богоугодную доктрину прав человека и покоряли цивилизационные рекорды. Но стоило рухнуть одному, покосилось и другое. Совершенно странным образом перестали функционировать такие, казалось бы, вечные инструменты демократии, как свобода слова – в условиях интернета ее хоть отбавляй, эффективность "свободного рынка" - этот рынок сегодня заполнен китайскими товарами и переживает системный кризис. Открытая (военная) борьба за демократию в Ираке привела к логической ошибке: возникла серьезная проблема выхода из болота, решения которой нет сегодня ни у американских демократов, ни у республиканцев. Аналогичной неудачей оказалась доктрина "оранжевых революций". Она не породила общественной энергии, необходимой для зримого успеха принципов демократии. В Украине мы видим перманентный политический хаос и раскол общества, в Грузии – рецидивы авторитаризма. В Киргизии мы ничего не видим, кроме новой "семьи": акаевскую сменила бакиевская. Появление на мировой арене такого феномена как "терроризм", особенно "исламистский терроризм" - это не что иное, как симптом болезни западной демократии. Если эта система правления приводит к появлению целого полчища смертников, т.е. крайней степени отчаяния, то следует призадуматься все ли в порядке с понятием справедливости в системе.
Сильно ли пытается сегодня демократический Запад помочь демократическому движению в России? Китае? Что осталось сделать в России, чтобы показать, что власть тут презирает понятия свободы и прав человека? А Запад ложится под Россию с ее углеводородами и не о чем не хочет слышать. Канцлер Германии Ангела Меркель поначалу проповедовала упрочение атлантизма и считалась "жесткой" по отношению к Москве. А недавно она повторила, едва не дословно, то что сказал ранее президент Дмитрий Медведев, а именно бред насчет того, что "глобальная политика имеет англо-американский акцент". Надо полагать, акцент должен быть немецким или русским... а может китайским? Индийским? Эсперанто? "Акцент"-то сохраняется только потому, что еще недавно это был язык свободы, демократии, которые считались неоспоримыми фаворитами в историческом споре с тоталитаризмом. Искоренение его не о чем не может свидетельствовать, только как о поражении. "Синтез", о котором говорилось выше, подразумевает ВОЙНУ (гегелевское "отрицание отрицания"), если хотите Армагеддон, но не поражение демократии. Сегодня же видны элементы внутреннего разложения этой формы правления – отсюда лидерство Барака Обамы с его реминисцентным марксизмом, отсюда падение имиджа Америки, превращение ее в скрытно полицейское государство.
Я все-таким верю в свободу, потому что ей нет гуманной альтернативы. И любая "полития" должна лишь служить главной цели – полному раскрытию и процветанию человеческой личности и общества. Важна форма свободы и важен сам поиск этой формы: "И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое" (Евангелие от Луки). Задача, конечно, не из тривиальных для нашего идеологизированного сознания. Сознание и есть эти "мехи".
= = =
Тенгиз Гудава 23 июня 2008 года Вашингтон www.gudsite.com
|