Д.Мавашев: Бухарские евреи - политическая сила в США 12:25 23.07.2008
БУХАРСКИЕ ЕВРЕИ –
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА
СТАТЬЯ В НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС И ДОСТОИНСТВО НАШЕЙ ОБЩИНЫ
КОМУ НЕ НРАВИТСЯ АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА
Когда я прочитал статью Кирка Семпла в газете "Нью-Йорк Таймс" (на всю полосу!) под названием "Questions of Taste in Queens –Bukharian Immigrants Build on Scale that Upsets Neighbors", моей первой реакцией было полное удивление.
Я в Америке с 1980 года. Первые четыре года жил в Риго-Парке, рядом с Форест-Хиллсом. Тогда, как и сегодня, секция Корд Мейер считалась одним из фешенебельных районов Квинса. Новоприбывшие бухарские евреи в те годы там не жили. Я был полон уважения к тем соплеменникам, кто смог достичь профессиональных и экономических высот и поселиться в этом районе. Дома мне там казались дворцами, и я мечтал и надеялся, что настанет время, когда и сам смогу приобрести там свой дом. Сегодня те люди, которыми я когда-то восторгался, уже старожилы Корд Мейера.
Америка - страна капитализма, а значит и неограниченных возможностей, где поощряются экономическая независимость, предприимчивость, инновации, свобода слова и свобода действия! Страна, где упиваются от восторга дворцами и хоромами звезд Голливуда. Идолами поклонения для многих становятся финансовые магнаты, успешные бизнесмены. И - вот те на!
Перечитал статью несколько раз, думая, что, может быть, что-то не понял. К моему сожалению, она вся написана в негативном тоне, начиная с названия: "Вопросы вкуса в Квинсе – Бухарские иммигранты строят в размерах, которые раздражают соседей". При чтении создается впечатление, что приехала какая-то отсталая группа людей, поселилась в одном из самых лучших районов Квинса и разрушила его почти так, как это когда-то произошло в Гарлеме. И разница лишь в том, что эти люди дорвались до денег, снесли дома старожилов и построили огромные, уродливые, безвкусные дворцы, пытаясь перещеголять один другого.
А у бедных старожилов, которые уже в преклонном возрасте, - тоска по былым дням. Они не знают, как наказать этих чужаков-пришельцев за разрушение их прошлого, как заставить их принять другую культуру и отказаться от своей самобытности. А потому обращаются к местным политическим деятелям, еврейским лидерам, корреспондентам и пытаются организовать общественное мнение против чужаков. Под этим давлением лидеры пришельцев пытаются образумить своих подопечных и объяснить старожилам наше поведение и непослушание. Честно говоря, все это напоминает мне ситуацию в ранней фашистской Германии и в СССР, из которого мы сбежали, где успех евреев использовался в травле против них. Разница только в том, что в данном гонении наравне с политиками участвуют и старожилы-евреи.
СТАРИНА ИЛИ ЖИЗНЬ ПО СТАРИНКЕ?
Член горсовета Мелинда Кац мотивирует свое негативное отношение к застройкам бухарских евреев стремлением к "сохранению исторического и эстетического характера" Корд Мейера. Конечно же, это происходит под давлением старожилов, которые располагают обширными связями в политических эшелонах. Ее позиция совершенно непонятна, так как все дома и синагоги были построены законно, с разрешения городских властей. Особенно смехотворно ее замечание, что новые дома "слишком большие для района, где старые дома стоят уже несколько поколений". Мелинда Кац пытается поменять установленные нормы строительства и провести законы, ограничивающие выражение современных идей в градостроительстве. Такие высказывания выдают свою чисто политическую мотивацию, которая ни в коей мере не подходит к американским стандартам успеха и поощрения инноваций. Если следовать философии г-жи Мелинды Кац, мы должны были бы сохранить здесь хижины индейцев для "сохранения исторического и эстетического характера" Америки. Какая чушь!
Автор статьи, используя высказывания анонимных жителей Квинса, старожилов и иммигрантов, пытается создать образ бухарско-еврейской общины как примитивной, отсталой, которая разрушила и погубила районы Квинса своими экстравагантно безвкусными архитектурными объектами и стремлением к грандиозности.
А ведь г-н Семпл мог бы придать позитивный тон своей статье, указав, что приезд бухарских евреев в Квинс не только поднял экономику этого района. Благодаря бухарско-еврейским иммигрантам, дома сегодняшних старожилов поднялись в цене во много раз, и если во всей Америке идет рецессия, то здесь цены на недвижимость не падают.
Но г-н Семпл не видит нас как успешную этническую группу, которая преобразовала к лучшему районы Форест-Хиллс, Кью-Гарденс, Джамейка Эстейтс, Фреш-Мэдоус и другие. Он пытается доказать, что бухарские евреи не согласны ассимилироваться в американском "плавильном котле", а это, по его мнению, крайне негативное явление. Он не хочет видеть среди бухарских евреев крупных бизнесменов, талантливых адвокатов, врачей, программистов, учителей, бухгалтеров и других специалистов, которые уже давно приняли американский образ жизни, вместе с тем сохраняя свою этническую самобытность.
А как насчет других этнических групп: итальянцев, китайцев, индусов и тех же евреев-старожилов? Г-н Семпл подстегивает травлю, приводя интервью бухарских и еврейских лидеров, которые пытаются оправдать или объяснить наши действия. До чего мы докатились, господа?
ТОТ, КТО ПРАВ, КОМПРОМИССА НЕ ИЩЕТ!
Получается так, что мы, как этническая группа, берем на себя ответственность за нашу "нескромность"? Какой маразм! Разве Билл Гейтс или голливудские звезды станут оправдываться по поводу своих экстравагантных домов, примутся ли лидеры других религиозных общин советовать своей пастве "быть скромнее"? Синдия Залиски, исполнительный директор Еврейского общинного совета говорит, что "ситуация очень деликатная", "бухарские евреи не должны обособляться", и предлагает "найти компромисс"! Это вообще выходит за все рамки американского образа жизни. О какой деликатности идет речь? В чем компромисс? Переломать уже построенные дома, поменять двери, убрать колонны и балконы и поставить дешевые окна? Не строить больше или, прежде чем строить, просить на то согласие соседей? Не давать воли своему воображению? Интересно, какова была бы реакция старожилов, если бы новые дома были построены их детьми? Не думаю, что они готовы были бы плевать в сторону этих строений и что их от этих домов стало бы тошнить! Реакция была бы совершенно иной.
Автор, конечно же, не знает об одном из красивейших кварталов Иерусалима, построенном более ста лет назад бухарскими евреями – прямыми предками сегодняшних иммигрантов Квинса. Этот квартал сегодня называется "Шхунат ха-Бухарим", т.е. назван именем бухарской этнической группы. Он отличается своей внешней и внутренней архитектурой от всех других районов Иерусалима и является одной из достопримечательностей святого города.
Так в чем же проблема? Зависть к успеху? Ненависть к новоприбывшим? Дискриминация? Боязнь нового и незнакомого? "Антибухаризм"? Я не буду отвечать на эти вопросы. Уверен, что у каждого читателя уже создалось определенное мнение. Но, конечно же, мы обязаны определить корни этой ситуации и нейтрализовать их.
Бухарские евреи представляют сегодня большую политическую силу в Квинсе, что используется крайне неэффективно. Надо обратиться к политическим деятелям Нью-Йорка и объяснить им нашу позицию. Мы должны начать работать над общественным мнением в отношении нас и наших достижений. Каждый общественный лидер на местах должен осознавать, что мы следим за его деятельностью и не позволим травить за успехи и самобытность. И если его действия идут вразрез с американскими принципами, для нас это неприемлемо: позиция такого официального лица на следующих выборах должна стать весьма шаткой. Среди нас есть достойные люди, которых можно выставить и поддержать на выборах в политическую инфраструктуру Америки.
Помимо всего прочего, нам следует ответить на статью Семпла на английском языке все в той же газете "Нью-Йорк Таймс".
В заключение я хотел бы отметить, что наша община обратила на себя внимание, не потому что мы организовали какие-то криминальные структуры или отмываем деньги, переправляя их в какие-то другие страны, а потому что отличились в предпринимательстве и учебе, на рабочих местах и общественной жизни. И своей оригинальностью? Так это же здорово! Мы оставили свой след во многих районах Квинса, и я уверен, что и Корд Мейер станет называться в будущем Бухарским кварталом, став, по аналогии с Иерусалимом, одной из достопримечательностей Нью-Йорка.
Давид МАВАШЕВ, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.
The Bukharian Times #336,2008
|