Э.Рысмендиев: Вера - худжра - акции протеста. Чем может обернуться увлечение женщин догмами "Хизб-ут-Тахрира" 13:36 08.08.2008
Вера - худжра - акции протеста. Чем может обернуться увлечение женщин догмами "Хизб-ут-Тахрира"
В Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана наблюдается усиление влияния запрещенных религиозных организаций на женщин. В частности, с недавнего времени член религиозно-экстремистского течения "Хизб-ут-Тахрир" Одинахон Мамадалиева активно пропагандирует среди женщин города Карасуу идеи своей организации. О.Мамадалиева не только обучает женщин в своем собственном доме, но и проводит всевозможные конкурсы на знание догм течения, трактовки с точки зрения "Хизб-ут-Тахрира" ряда основополагающих человеческих ценностных категорий и понятий. В середине текущего месяца она провела очередной подобный конкурс. Двум победительницам была подарена оргтехника. Во втором конкурсе участниц было уже 30 человек. Они экзаменовались на знание книги "Устав Ислама", проповедующей принципы запрещенного течения. Опять же двум победительницам были вручены презенты. Конкурсантки представляли первичные ячейки "Хизб-ут-Тахрир", количество которых также растет большими темпами. В реальности, за столь незначительные дары, представительницы прекрасного пола, сами того не понимая, втягиваются в паутину "Хизб-ут-Тахрира". К сожалению, подобного рода конкурсы уже стали традиционными. О серьезном размахе пропагандисткой работы среди женщин говорит и тот факт, что активистки еженедельно выпускают листовки, предназначенные для распространения. В листовках содержится критика руководства Кыргызстана, призыв к "ненасильственной" смене власти в республике. Подобные проявления также наблюдаются и в ряде районов Джалал-Абадской области страны. Здесь упор делается на открытие худжр – специальных заведений для преподавания идей и взглядов ислама фундаменталистского толка. Как правило, занятия ведут выпускницы женской медресе, в частности Сузакского района. Они арендуют дома, принадлежащие преимущественно женщинам среднего возраста, занимающимся коммерческой деятельностью. В каждом доме (арендная плата 500 сомов) занимаются по 3-4 группы. Наставницы за символическую плату трижды в неделю ведут уроки. Как видно из сказанного, активистки не преследуют экономическую выгоду. Ясно одно, - за ними стоят финансовые покровители, рассчитывающие пополнить ряды организации. Это своего рода вербовка. А акцент на женщин делается с расчетом на то, что женщины более подвержены идеологической обработке. Кроме того, в случае участия женщин в антиконституционных действиях, в отношении их применяются не столь жесткие предусмотренные законом меры. История показывает, что всплеск религиозности происходит в периоды обострения экономических и социальных противоречий в обществе. Когда бездействуют закон и правопорядок. Естественно, что в таких ситуациях угнетенные слои (в нашем случае женщины с тяжелым экономическим положением, низким уровнем образования) обращают свой взор к религии. Этим угнетенным состоянием граждан, недовольных существующим порядком в стране, пользуются различные силы, борющиеся за власть. Очень часто такие силы взывают к религиозным чувствам людей. И еще история приводит множество примеров, как попустительство властей затем дорого обходится народу. Именно разброд и шатания, отступление от закона, традиционных понятий и верований, предшествует смене власти, сопровождающейся еще большим обнищанием уязвимых слоев населения. Мы далеки от критики властей и правоохранительных органов. Критиков и без нас хватает. Просто хотелось проанализировать явление, которое из единичных случаев приобретает массовый характер, который чреват серьезными и губительными последствиями для всего кыргызского общества.
Эрмек Рысмендиев Rismendiev@yandex.ru
|