КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 28.08.2008
22:43  "Казахстан поддерживает Россию в ее действиях в Грузии" - Н.Назарбаев
22:32  В Киргизии спустя пару суток опять сменился глава Наркоконтроля. Теперь его возглавил Б.Ногойбаев
21:39  С.Проваторов: Члены СНГ уже однажды доказали свою "верность" России... Надо по-новому строить работу с бывшими братьями по СССР
20:37  Подписаны итоговые документы Душанбинского саммита ШОС - декларация, меморандум и два соглашения
18:29  ШОС - не "полюс ", а вектор развития. В Душанбе состоялся "круглый стол"
13:58  "Guardian": Война в Осетии. Это история не российской агрессии, а американской экспансии
13:42  П.Своик: Теория относительности... применительно к казахстанскому парламентаризму

13:34  Съезд постановил. Барак Обама официально стал кандидатом в президенты США
13:31  ВВС: Китайские чиновники-казнокрады умудрились "освоить" себе в карман $6,6 млрд, выделенных пострадавшим от землетрясения
13:27  В Пакистанcком Банну взорван полицейский автобус: десять человек погибли
13:14  О.Сидоров: Пакистан после Первеза Мушаррафа. Фактическое безвластие в ядерной стране крайне опасно. Ч. 1
13:11  Страны ШОС "поняли" и "оценили" деятельность России на Кавказе, но признавать Абхазию и Ю.Осетию не спешат
13:06  Признание Россией Южной Осетии и Абхазии поможет локализовать вооруженное противостояние (заявление киргизской партии "Ар-Намыс")
12:21  Против редактора киргизской независимой газеты "Де-факто" Ч.Орозобековой возбуждают второе дело
11:38  Алматы. Женщины-инвалиды вышли на пикет, требуя вернуть им отнятые помещения
11:07  EurasiaNet: Каспийский бассейн - Россия использует грузинский кризис для укрепления своих энергетических позиций
10:12  "Итак, начинается песня о ветре". Пакистан опасается американской интервенции
10:04  С.Бланк: Россия вполне может найти поддержку на саммите ШОС
09:13  Таджикистан и китайская "Sinohydro" договорились о строительстве Нурабадской ГЭС-2
09:02  Ф.Низамов: Страны ШОС - вместо геополитики нужна гидрополитика
08:58  Вызовет ли признание независимости Южной Осетии и Абхазии "эффект домино" в других странах? (мнения ЦА-экспертов)
08:46  "РГ": Вырулить на шоссе. Сегодня в Душанбе открывается саммит Шанхайской организации сотрудничества
08:33  Сапа Мекебаев: Чтобы не потерять достоинство, засуньте его в одно место
08:31  "Asia Times": Китай усиливает свою роль в Кыргызстане
08:25  Кыргызстан до сих пор не знает, по какой цене будет покупать газ у Узбекистана в 2009 году
08:10  Д.Сатпаев: Между молотом и наковальней. Парад суверенитетов продолжил свой путь по постсоветскому пространству
08:08  Безголовые предки. Близ Семея найдены загадочные кувшины-могилы, которым 4000 лет
08:00  "The Times": Новый новый миропорядок. Все большая уверенность автократий не сулит ничего хорошего молодым демократиям
07:54  "Ведомости": "Шестерка" не спасет. Партнеры России по ОДКБ и ШОС пока не поддерживают признания Абхазии и Южной Осетии
07:49  Д.Мазаева: В столице Таиланда продолжаются беспорядки. Сторонники оппозиции отказываются покидать Дом правительства
07:46  "АвтоВАЗ" расширяется. Российский автогигант готов к покупке казахской "Азия-Авто"
07:44  А.Дубнов: Партнеры по умолчанию. Саммит ШОС не скажет России ни да ни нет
07:39  "Дом Родионова" и "Профиль" - одним лотом. Узбек-магнат И.Махмудов продает свой издательский бизнес в России
07:33  А.Габуев: Встреча на вынужденном уровне. Дмитрий Медведев попытается сохранить влияние России в ШОС
07:31  "Къ": Афганистан устал от США. Американцам придется воевать с оглядкой на Кабул
07:29  "КП": Россия ищет управу на НАТО. В Душанбе открылся саммит Шанхайской организации сотрудничества
07:25  Движение "Таджикские трудовые мигранты" горячо поддерживает политику Д.Медведева на Кавказе (обращение)
07:04  "РО": ШОС, ОДКБ vs. Запад? Чего ждать от душанбинского саммита
06:08  О.Дербенев: Афганистан - милитаризацию необходимо преобразовать в мирный процесс созидания
02:24  Супруга президента Сирии Асма Асад получила звание первой леди арабского мира (фото)
01:17  А.Собянин/М.Шибутов: Грузинский кризис только усилит сотрудничество России и Казахстана
00:53  А.Бердыева: Ситуация с СМИ в Туркмении. Подвижек к лучшему нет
00:51  М.Бушуев: В Душанбе начинается саммит ШОС - самый непростой в истории организации
00:45  С.Расов: Есть ли у России настоящие союзники? Саммит ШОС должен прояснить ситуацию
00:02  А.Исмаилов: Каракалпакский народный эпос - вчера и сегодня
Среда, 27.08.2008
15:34  Махмуд Али Дуррани: Принятие Пакистана в ШОС усилит эту организацию
15:31  В Туркмении открылась международная научная конференция по истории Древнего Дехистана
15:28  К.Н.Ясин: Напряженность в американо-российских отношениях открывает новые дипломатические возможности для Тегерана
15:13  РБК: США выдавят из Азии. Главным игроком в регионе станет Китай
09:47  "Э-К": Базарный процесс. В недрах Минфина Казахстана зреет революционный проект, не имеющий аналогов во всем мире
09:45  А.Караваев: Качество российского лидерства в СНГ - вопросы послевоенного планирования
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
А.Исмаилов: Каракалпакский народный эпос - вчера и сегодня
00:02 28.08.2008

Проект очень важный и нужный

Каракалпаки - один из древних народов Средней Азии, имеющий богатую музыкальную культуру, формирование которой проходило под влиянием исторических перипетий его судьбы, его культурной и хозяйственной деятельности, географического и религиозного факторов. Традиционная музыкальная культура каракалпаков базируется на богатейшей мифологической, мифопоэтической, эпической традициях, как Хорезмского оазиса, так и в целом среднеазиатского и средневосточного регионов.
Важное значение в музыкальной культуре каракалпаков имеет устная песенная и эпическая традиция. Каракалпакский эпос, устное народное поэтическое творчество - основной источник для изучения музыкально-эстетических представлений народа. В нем содержатся многочисленные упоминания о музыкальных инструментах, видах и жанрах музыки.
Для выразителей художественно-музыкального сознания каракалпакского народа - жырау, баксы, шаиров - характерно обостренное чувство восприятия исторической действительности. Все крупные события народной истории, ее трагические страницы переосмысливались ими в устной музыкально-поэтической форме.

Сложный этногенез каракалпакского народа, включающий в себя тюркский и частично иранский компоненты, повлиял на характер его музыкальной культуры. Развиваясь в постоянном контакте с традициями других народов Средней Азии, музыкальная культура каракалпаков творчески осваивала те достижения, которые соответствовали особенностям художественного мышления народа. Напевы, мелодии музыкального искусства каракалпаков созвучны с узбекскими (в особенности хорезмскими), туркменскими, казахскими, азербайджанскими и др. Это относится и к инструментарию (дуутар, кобыз, шынкобыз), закономерностям строения, репертуару (наличие вариантов) и т.п. В русле общей традиции тюркских народов развивался и каракалпакский эпос.

В каракалпакской музыкальной культуре, как и у других народов Средней Азии, существуют два основных пласта, каждый со своей сложной внутренней структурой: первое - традиционная музыка, связанная с историческим развитием этноса как хранителя данной культуры в ее устной передаче; второе - современное музыкальное искусство профессионального (письменного) типа, основанное на синтезе закономерностей традиционной музыки многоголосной гармонической системы русско-европейской традиции.

Традиционная музыка каракалпаков в основе своей богата. Ей присуща устная природа бытования (на протяжении веков она передавалась от учителя к ученику) и вариантность. Она выступает в двух основных ипостасях - как органичная часть устного народного поэтического творчества и как самостоятельное искусство. Превалирует песенное начало. Развито инструментальное исполнительство на национальных музыкальных инструментах: кобызе, дуутаре, гиржеке, шынкобызе (распространен в женской среде), нае, баламане и др.
Поэтическое творчество каракалпаков неразрывно связано с музыкой. Реальное существование во времени любого поэтического произведения могло быть обеспечено только посредством его музыкального воспроизведения. Выдающиеся каракалпакские поэты прошлого одновременно являлись музыкантами-певцами - жырау либо баксы, играли на различных музыкальных инструментах: Жиен Аманлык улы (XVIII в.) - жырау-сказитель, Кунходжа Ибраим улы (1799-1880), Ажинияз Косыбай улы (1824-1878), Бердах, Отеш и другие певцы - баксы.
Эпическая традиция каракалпаков связана с творчеством двух основных типов носителей традиционной музыкальной культуры: жырау и баксы (бахсы). Жырау - главным образом хранители и распространители поэм и сказаний (дастанов, дестанов) различного содержания - лирических, героических, сказочно-романтических, исторических, религиозно-мифологических и др. Их творчество - синкретическое искусство. В нем взаимодействуют поэтическое слово, рассказ, музыкальное сопровождение, жестикуляция и мимика, а также другие способы воздействия на слушателя. Широко известно сравнение эпического сказителя с "театром одного актера". В репертуаре жырау насчитывается, по некоторым данным, более пятидесяти дастанов. Одни из них бытуют только среди каракалпаков, другие относятся к общетюркским. Есть дастаны, свойственные общевосточным. Большое место не только в эпосе, но и в целом в культуре каракалпаков занимает эпическая поэма "Кырк-кыз" ("Сорок девушек"). Широко известны также дастаны "Коблан", "Шарьяр", "Курбанбек", "Маспатша", "Ер Зиуар", "Алпамыс", "Гариб Ашык", "Гор оглы", "Саятлы Хамра" и многие другие. Каракалпакские жырау, так же, как и сказители других среднеазиатских народов, имеют свой институт традиции - жыраушылык, включающий систему передачи мастерства, профессиональные и этические нормы и правила, художественно-эстетические и философские представления, музыкальную традицию.
Отношение к точной передаче слов и напевов дастанов было строгим, что обеспечивало преемственность. Каждый выдающийся жырау создавал свою версию того или иного известного дастана, и она сохранялась в рамках его школы. Так складывались школы жырау, история которых нередко насчитывает несколько столетий. Широко известны десятки имен жырау и созданных ими школ: Саппаслы Сира-жырау, Халмурат-жырау (ум. около 1902 г.), Ербай-жырау, Курбанбай Тажибаев, Кулемет-жырау, Даулет-жырау Шамуратов (1882-1965), Кияс Кайратдинов (Хайритдинов) и многие другие. Старейшей считается школа легендарного Джиен-жырау Тагай-улы (иначе - Жиен-жырау; жил во второй половине XVIII в.), которая, по мнению исследователей, имеет давние связи с булунгурской школой узбекских сказителей. Среди созданных Джиен-жырау дастанов - знаменитая поэма "Разоренный народ", а в репертуаре его школы бытуют эпические поэмы "Алпамыс", "Кырк-Кыз" и др.
Для музыкального сопровождения каракалпакские жырау используют в основном струнный смычковый кобыз. Каждый жырау при исполнении эпических произведений имеет в своем репертуаре ряд устойчивых напевов, которые чередуются с мелодизированной декламацией поэтического и прозаического текстов.
В близкой связи с традицией жырау находится и искусство баксы. Основу их репертуара также составляют различные эпические произведения, и прежде всего - дастаны. Кроме того, баксы широко представляют в своем творчестве и другие популярные народные жанры и формы, в том числе лирические песни. Баксы в отличие от жырау, как правило, используют дуутар - двухструнный инструмент с округлым продолговатым корпусом и коротким грифом. Имена известных баксы хранятся в памяти народа: Муса-баксы, Джума-баксы, Шерназар-баксы, Курбанияз-баксы, Ходжамберген-баксы, Джапак-баксы Шамуратов и многие другие.
Кобыз - инструмент древнего происхождения, широко распространенный у тюркских народов. Его можно с полным правом считать символом традиционной каракалпакской музыкальной культуры. Особенностями этого смычкового инструмента являются его строение, способ звукоизвлечения и особое звучание. Две толстые струны кобыза, сделанные из множества конских волос, издают многочисленные обертоновые подголоски, которые в совокупности придают звучанию инструмента неповторимый "космический" колорит.
Изображение кобыза в многочисленных живописных и графических вариантах очень популярно в современном Каракалпакстане и легко ассоциируется с национальной эпической традицией. Его применение - прерогатива творческой деятельности каракалпакских жырау-сказителей. У каракалпаков - это инструмент эпических сказаний. Жырау и кобыз формируют единый, цельный образ сказителя. Однако если жырау исполняет инструментальные мелодии вне эпического сказания, то в этом случае он может называться кобызшы (музыкант-кобузист).
Кобызу посвящены многочисленные проникновенные поэтические строки, созданные жырау и современными каракалпакскими поэтами и писателями. Одним из первых воспел кобыз Жиен-жырау, посвятив своему инструменту особое сочинение, варианты которого известны в жанре толгау (Кобыз толгау), а также в традиции айтыса.
Дуутар - инструмент более широкой сферы применения, и, как правило, связан с различными традициями и видами музицирования: с исполнением эпоса, различных фольклорных жанров. Он известен также как инструмент домашнего музицирования. Его можно увидеть в числе обязательных атрибутов традиционной жизни каракалпаков, в том числе как часть "интерьера" традиционного жилища - юрты, а ныне - в обычной современной квартире, где дуутар висит на ковре. Конструкция этого инструмента отличается от его аналогов у узбеков и таджиков более коротким грифом и, соответственно, - иным объемом и параметрами звукового строя. Его ладки - надвязанные, жильные (в настоящее время - капроновые). Дуутар также получил богатое отражение в устном поэтическом творчестве каракалпаков.
В Каракалпакстане существуют свои давние традиции изготовления музыкальных инструментов. Мастера (уста) этого ремесла имели свою тщательно разработанную технологию, передаваемую из поколения в поколение. Известным мастером-изготовителем дуутаров в ХХ в. был Сейтнияз Жармагамбетов, дуутары которого пользовались широкой известностью и славились высоким качеством.
Традиция жырау и баксы сохраняет свою живую жизненную силу и в условиях современности. Интерес к их искусству возрождается на базе оживления национального самосознания. Творчество жырау и баксы, равно как и другие виды и жанры традиционной музыкальной культуры, вновь обретает свое культурное значение как выражение исконных национальных культурных ценностей каракалпакского народа.
Каракалпакский фольклор в очень разнообразных формах отражает все стороны жизни народа. В нем большое мес¬то занимают темы, связан¬ные с хозяйственной деятель¬ностью, семейным бытом, традициями общественной жизни. В поэтической форме отражены многие историчес¬кие события. При отсутствии письменных данных, устное поэтическое творчество полу¬чает особенно важное значе¬ние для историков и этногра¬фов, извлекающих из этого драгоценного источника цен¬ные материалы о жизни на¬рода, сведения о его исчез¬нувших бытовых условиях, о про¬цессе развития общественно-философской мысли. Боль¬шинство произведений устно¬го поэтического творчества отличается высоким художе¬ственным уровнем. Неспро¬ста известный французский писатель и общественный де¬ятель прошлого века Луи Ара¬гон сравнивал образы эпоса "Кырк кыз" с героями знаменитой "Песни о Роланде", в которой французский народ воплотил свои идеалы, а ка¬захский просветитель Чокан Валиханов называл каракал¬паков "первыми песенниками степей". Еще в XIX веке в форме поэтической легенды он писал: "Песня, путешествуя по миру, однажды остановилась ночевать в стойбищах каракалпаков, по ту сторону реки Сыра. Весть о прибытии невиданной и неслыханной гостьи разнеслась с быстротой стрелы во все стороны. Бесчисленное множество каракалпаков, собравшись в счастливом ауле, слушали дивную гостью с самого начала вечера и до самой утренней зари, пока, наконец, Песня устала и легла спать. Тысячи рассказов, повестей, песен и историй голосистой гостьи сохранили в памяти бесчисленные каракалпаки".
Ученые Каракалпакского отделения Академии наук Уз¬бекистана очень бережно от¬носятся к этому бесценному наследию предков. Предпри¬нято беспрецедентное сто ¬томное издание лучших об¬разцов каракалпакского фольклора. А недавно в Ин¬ституте языка и литературы приступили к реализации научного проекта по восста¬новлению и реставрации за¬писей каракалпакской народ¬ной музыки, хранящихся в музыкальном фонде. Здесь собрано огромное количе¬ство бесценных музыкаль¬ных творений каракалпакско¬го народа, собранные каракалпакскими учеными-музы¬коведами и фольклористами в течение многих лет - начиная с 50-х годов прошлого века. Эти неповторимые, уникальные и своеобразные музыкальные произведения яв¬ляются частицей истории ка¬ракалпакского народа, глубоко отражают национальное своеобразие, историю, куль¬туру и образ жизни каракал¬паков. Но, к сожалению, за¬писанные на магнитную лен¬ту записи год за годом теря¬ли свои качества.
- Целью проекта является восстановление всех записей при помощи современной ком¬пьютерной техники, - говорит директор института, соруководитель проекта Айтмурат Альниязов, - а это означает переза¬пись всех мелодий на СД дис¬ки, текстологический анализ ори¬гинала всех музыкальных запи¬сей, подготовка подлинного тек¬ста по мелодиям и дастанам в их первичной фиксации, анализ документальных материалов о собирателях, исполнителях, об их школах, импровизаторских новшествах, о традициях быто¬вания дастанов, научный анализ каждого произведения, подготов¬ка комментариев и нот. Иници¬атором проекта выступили каракалпакстанские ученые и фран¬цузский институт исследований Центральной Азии (IFEAC) при активном содействии посольства Франции в Узбекистане. Прак¬тической реализацией проекта занимается его соруководитель этномузыковед Фредерик Леотар.
Мы обновляем записи при помощи мультимедиа-ком¬пьютера, - рассказывает господин Леотар, - в процессе работы, про¬слушав многие записи, я убедился, что каракалпакское народное творчество уникально и бесценно в своем роде. Несколько ранее я объехал се¬верные районы, где записал дастаны и эпосы в исполнении со¬временных бахсы и жырау. В настоящее время на одной из известных музыкальных студий Парижа осуществляется их за¬пись на компакт-диски. Это по¬служит пропаганде каракалпак¬ского искусства в Европе.
Работа, осуществляемая в рамках проекта, позволит сохра¬нить для грядущих поколений все богатство каракалпакского устного и музыкального народ¬ного творчества, - подчеркива¬ет сенатор, председатель Кара¬калпакского отделения Акаде¬мии наук Узбекистана, профес¬сор Нагмет Аимбетов, - а это очень важно, ведь наш фольклор одна из составляющих миро¬вой сокровищницы культуры и искусства.

Айтмурат Исмаилов,
член творческого союза журналистов Узбекистана
ismailov_a@inbox.ru>

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1219867320


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх