Дж.Донован: Афганское руководство, Талибан и Аль-Каида - исламский треугольник 11:51 29.10.2008
"Cвобода": Афганское руководство, Талибан и Аль-Каида- исламский треугольник
Не ведут ли трения в теологии к дистанцированию Талибана от Аль-Каиды? Не является ли это концом красивой дружбы?
Союз между Талибаном и Аль-Каидой в Афганистане существовал на протяжении долгого времени. Их отношения, основанные, по-видимому, на общей приверженности к разновидности сурового и воинственного ислама, даже пережили в 2001 году свержение Талибана от власти коалицией под предводительством США. Это случилось после того, как лидер Мулла Омар отказался выдать американцам Усаму бен Ладена, своего союзника в Аль-Каиде.
До настоящего времени эти отношения выдерживали испытание временем. Но насколько долго они продлятся? Отчуждения и напряженные отношения между Талибаном и арабской Аль-Каидой, так же как и их весьма различные исламские традиции, предполагают, что основание для их разрыва имеются. Насколько это будет иметь место, могло бы определить вероятность того, чтобы мирные переговоры между правительством афганского Президента Хамидом Карзаем и его противниками в Талибане когда-либо начались.
Афганские мусульманские традиции, включая Талибан, культурно и исторически отличаются от салафистского ислама Аль-Каиды, имеющего корни в Саудовской Аравии, говорит Франческо Заннини, эксперт по современному исламу. В этом смысле два суннитских движения всегда представлялись неуживчивой парой.
Существует море культурных и исторических различий между суровым и пуританским исламом, который получил развитие в Саудовской Аравии и исламом, основанном на совершенно отличающихся местных культурных традициях, которые существовали в Южной части Центральной Азии
"Целый индийский субконтинент, включая Афганистан, все еще исповедует ислам, который имеет глубокие корни в местных традициях", говорит Заннини, автор недавно изданной книги "Ислам в сердце Азии: от Кавказа до Таиланда". "Поэтому для них всегда было сложным иметь дело со строгой арабской ваххабистской доктриной и салафистским движением в целом".
В связи с эскалацией военных действий в Афганистане офицеры и политические представители НАТО дали понять, что семилетний конфликт не может быть разрешен военным путем.
По словам министра обороны США Роберта Гейтса, примирение афганских противоборствующих сторон является не только необходимым, но и составляет "очевидную стратегию НАТО по уходу из этой страны". И в прошлом месяце, в качестве первого знака того, что уже возможно, предпринимались попытки примирения, саудовские официальные лица организовали встречу в Мекке между союзниками Талибана и посланниками Карзая.
В то время как обе стороны преуменьшили значение встречи в Мекке, утверждая, что не было никаких мирных переговоров, источники, которые участвовали на встрече, заявили афганской службе радио "Свобода", что она, возможно, послужила прелюдией к будущим мирным переговорам.
Однако афганское правительство утверждает, что не будет участвовать в переговорах с людьми, которые поддерживают связи с Аль-Каидой. Это вызвало среди некоторых исламистов опасения, что Талибан бросает Аль-Каиду в обмен на места в правительстве. Би-би-си 24 октября процитировала одного из боевиков, который заявил на исламистском интернет-форуме: "Талибан не является типом людей, которые продали бы Аль-Каиду в обмен на политическую власть".
Различные амбиции
Но напряженные отношения и различия существовали между Талибаном и Аль-Каидой на протяжении долгого времени. Они привлекли внимание в 2005 году, когда Айман аль-Завахири, заместитель бен Ладена, раскритиковал Талибан в письме своему коллеге-исламисту.
Завахири сокрушался, что после вторжения под предводительством США [военных сил запада], члены Талибана отступили под укрытие своих племен и деревень и показали незначительную приверженность глобальной исламистской борьбе. Он отрицательно сравнил такое поведение с сопротивлением арабов-суннитов атакам США на иракские города Фалуджа и Аль-Рамади.
То письмо, посланное Абу аль-Заркави, руководителю Аль-Каиды в Ираке и перехваченное военными США, указало на ключевое идеологическое различие между Талибаном и Аль-Каидой: их амбиции.
Аль-Каида является пан-исламистской группой, которая не признает границ, разделяющих мусульманские страны. Талибан, частично являющийся созданием пакистанских разведывательных служб, всегда сосредотачивался на Афганистане и заметно сторонится пан-исламизма.
Кроме того, существует море культурных и исторических различий между строгим и пуританским исламом, культивированным в Саудовской Аравии, и исламом, имеющем корни в совершенно отличающихся местных культурных традициях, которые получили развитие на юге Центральной Азии.
Традиции ислама в Афганистане включают мистические секты, такие как суфизм и в целом имеющий более открытую природу ханафитский Ислам на индийском субконтиненте. Они представляют собой противоположность чрезвычайно суровым арабским ваххабистским традициям, которые Аль-Каида стремилась установить в Афганистане.
"Я часто говорю своим студентам, что в Афганистане существует не только один шариат - есть несколько разновидностей шариата, привязанных к традициям различных этнических и племенных групп, существующих в Афганистане", говорит Заннини, профессор в епископском Институте исламских и арабских исследований в Риме. "Это помогает понять, почему так сложно вести диалог с Аль-Каидой, которая свела шариат до нескольких зафиксированных норм, представляющихся ясными для их политических боевиков. Но это противоречит всему, что представлено в исламских традициях индийского субконтинента.
Духовные влияния Талибана
Как говорят, Талибан, в свою очередь, следует за деобандистским видением ислама, возрожденческого движения, которое берет начало в штате Уттар-Прадеш Индии. В прошлом феврале деобандистская медресе во время собрания в Индии объявила о полном отказе от "всех форм терроризма".
В то время, как Талибан не делал такого обещания, заявление деобандистов уже вызвало изменения в Пакистане. Там партия Джамиат Улема-е Ислам, являющаяся важной исламской политической силой, разделилась надвое в провинции Белуджистан именно по проблеме терроризма после заявления деобандистов.
Талибан, как об этом сообщают [некоторые] источники, с тех пор был вовлечен во внутренние дебаты об их собственной тактике. Некоторые члены, возможно включая Омара, решили отказаться от нападений на гражданских лиц, работников институтов оказывающих помощь, и ключевые инфраструктуры. Некоторые сообщения также утверждают, что Омар прекратил все свои связи с Аль-Каидой
Усложнению положения в Афганистане способствует то, что мятеж является совсем не монолитным. Как кажется, внутри него, две группы имеют более близкие связи с Аль-Каидой, чем с Талибаном: одна на востоке во главе с Джелаладином Хаккани, давним союзником Аль-Каиды и конкурентом Омара; другая во главе с Гульбуддином Хекматиаром, ветераном-командиром, который считается жестким пан-исламистом.
Однако для того, чтобы любые мирные переговоры достигли успеха, необходимо включить [в них] всех повстанцев. Но как это сделать, учитывая предварительное условие афганского правительства о том, чтобы боевики разорвали все связи с Аль-Каидой, представляется не совсем ясным.
Действительно, не так уж и много комментаторов выразили оптимизм, что такие переговоры могли бы начаться, не говоря о том, чтобы достичь успеха. Но участие Саудовской Аравии, символического места моральной мусульманской власти, а так же и бывшего кассира Талибана, по-крайней мере породило надежду на то, что успех может быть достигнут. Саудовская поддержка рассматривается как частично мотивированная озабоченностью о стабильности в обладающем ядерным оружием Пакистане, где связанные с Аль-Каидой группы Талибана рассматриваются в качестве основной угрозы.
Необходимо отметить, что поддержка также была выражена другими авторитетными мусульманскими представителями. Мохаммед Саид Тантави, Верховный имам ключевой Мечети Каира Аль Азхар, на прошлой неделе добавил свой влиятельный голос к призыву к проведению афганских мирных переговоров.
"Задача исламских ассоциаций во главе с Аль-Азхаром состоит в том, чтобы помочь [афганскому] правительству в мирном процессе, и помочь этой нации развиваться мирно", сказал в своем обращении в Каире Тантави, который признан в качестве самого высокого духовного авторитета среди почти 1 миллиарда мусульман-суннитов во всем мире.
Джеффри Донован, Корреспондент РСЕ/РС Абубакар Сиддик и корреспондент афганской службы Хашем Мохманд внесли свой вклад в это сообщение.
Перевод - Zpress
|